Портал психологических изданий PsyJournals.ru
Каталог изданий 95Рубрики 51Авторы 8357Ключевые слова 20470 Online-сборники 1 АвторамRSS RSS

Включен в Web of Science СС (ESCI)

ВАК

РИНЦ

Рейтинг Science Index РИНЦ 2017

27 место — направление «Психология»

0,539 — показатель журнала в рейтинге SCIENCE INDEX

0,598 — двухлетний импакт-фактор

CrossRef

Психология и право

Издатель: Московский государственный психолого-педагогический университет

ISSN (online): 2222-5196

DOI: http://dx.doi.org/10.17759/psylaw

Лицензия: CC BY-NC 4.0

Издается с 2010 года

Периодичность: 4 номера в год

Формат: электронное издание

Доступ к электронным архивам: открытый

«Психология и право»

мобильное приложение
для iPad и iPhone

Доступно в App Store
Скачайте бесплатно

 

Интерактивные методы коммуникации и обучения студентов работе с подростками и молодежью с девиантным поведением 79

Душкина М.Р., кандидат психологических наук, доцент кафедры юридической психологии и права, ФГБОУ ВО МГППУ, Москва, Россия, dush.mr.2019@gmail.com
Чиркина Р.В., кандидат психологических наук, заведующая кафедрой юридической психологии и права, факультет юридической психологии, ФГБОУ ВО МГППУ, Москва, Россия, rimmach@bk.ru
Полный текст

Проблема подготовки специалистов, работающих с учащимися, склонными к девиантному поведению, особенно актуальна сейчас, когда социальные процессы в обществе протекают бурно и непредсказуемо в связи с постоянно меняющимися экономическими условиями, переходом к новому технологическому укладу, цифровизацией экономики и другими инновациями, оказывающими неоднозначное влияние на состояние сознания социума и его членов. Особенно существенно это влияние сказывается на формирующейся личности детей, подростков и юношества, которая находится на важнейшем этапе становления Я-концепции и подвержена социально-психологическим воздействиям в большей степени, нежели личность зрелая, а потому чаще склонна к девиациям в процессе протекающей социализации и социальной идентификации.

Как известно, на формирование развивающейся личности влияние оказывают мега-, макро-, мезо- и микрофакторы среды, каждый из которых может стать причиной возникновения девиаций и отклоняющегося поведения индивида, а также разнообразные агенты социализации. Поэтому для специалистов, работающих с проблемами социального поведения детей и подростков (к ним относятся педагоги-психологи, социальные педагоги, специалисты по работе с семьей и др.), именно социализация является центральным феноменом, определяющим направление их деятельности и требующим всестороннего изучения и обсуждения еще в процессе профессиональной подготовки. Содержательно понятие социализации рассматривается в различных дисциплинах в рамках обучения студентов на факультете юридической психологии с точки зрения различных подходов и мнений.

Стихийная традиционная социализация происходит на неосознанном уровне с помощью импринтинга и других механизмов, обусловливающих усвоение развивающейся личностью воспринимаемых ею господствующих норм, эталонов поведения, взглядов, стереотипов, присущих ближнему кругу. Усвоенные в период формирования личности социальные модели, даже не будучи востребованными на определенном этапе жизнедеятельности, могут проявиться в изменившихся условиях, предопределив ее девиантное или делинквентное поведение [1; 9]. Другой важнейший механизм социализации, институциональный, вступает в действие в процессе взаимодействия индивида с общественными институтами, формальными и неформальными, специализирующимися на социализации либо выполняющими социализирующие функции попутно, такими как электронные, печатные СМИ и все средства массовой информации и коммуникации в целом [3; 12]. Стилизованный механизм социализации действует в рамках определенной субкультуры как комплекса морально-психологических черт и поведенческих проявлений, типичных для людей определенного возраста или социального, профессионального и культурного слоя со схожим смысложизненным стилем в случае референтности для субъекта ее носителей. Особо выделяется межличностный механизм социализации, который обеспечивается в процессе взаимодействия индивида с субъективно значимыми для него персонами на основе эмпатии, идентификации, рефлексии и других механизмов социальной перцепции.

Социализация развивающейся личности происходит с помощью всех названных выше механизмов, хотя соотношение их роли может варьироваться достаточно существенно в зависимости от разных обстоятельств, от характеристик личности до социальных условий жизни и места проживания. Причем все механизмы играют различную роль в разных аспектах социализации. Только совокупное действие всех факторов социализации, вместе с опытом самого индивида, включающим все социальные практики, обеспечивает накопление им знаний о социально приемлемых и неприемлемых поведенческих моделях и сценариях, формируя социально конфликтное или социально бесконфликтное, правопослушное или правонарушающее поведение. При этом представляемые таким социальным институтом, как СМИ, определенные образцы социальных практик и поведения оказывают социально-психологическое воздействие на формирующуюся личность подспудно, но не менее эффективно, нежели призванные социализировать ее непосредственно, вроде образовательно-воспитательных учреждений или учреждений культуры. Информационно-психологическое воздействие, оказываемое средствами массовой коммуникации, зачастую далеко от позитивного. Асоциальные образцы и сценарии поведения, транслируемые в СМИ и некритично воспринимаемые незрелыми индивидами, вносят свой вклад в формирование как ситуативных, так и более устойчивых проявлений девиаций [6]. Все это заставляет социальных педагогов, юридических психологов и других профильных специалистов искать новые, более эффективные подходы к превенции и коррекции увеличивающегося количества случаев девиантного поведения, а вместе с этим к подготовке высококвалифицированных специалистов-девиантологов разного профиля, способных продуктивно и творчески работать в этом направлении. Одной из основных задач высшего социально-психологического и педагогического образования, таким образом, становится разработка и внедрение инновационных методов обучения по психолого-педагогическим специальностям, связанным с профилактикой и коррекцией девиантного поведения. Главная проблема результативности институциональной социально-педагогической социализации состоит в том, что используемые методы, чтобы быть эффективными, должны быть релевантны субкультуральной социально-возрастной специфике целевой аудитории, подростков и молодежи.

Данный вопрос, будучи актуальным и злободневным, активно изучается профессионалами в области возрастной, социальной и юридической психологии. Многочисленные исследования факторов и детерминант, влияющих прямо или косвенно на социализацию детей, подростков и юношества, а также факторов риска возникновения девиантного и делинквентного поведения, касаются разных их характеристик и аспектов [4; 5; 7; 8; 11]. Факторы социализации, успешной или неуспешной, многочисленны и диверсифицированы, но результат их действия сводится к одному — достижению развивающейся личностью социальной идентичности, которая вследствие синхронизации, индивидуализации и интеграции характеризуется либо гармоничной Я-концепцией личности с адекватной самооценкой и множеством взаимосогласованных идентичностей, либо социальной дезадаптацией и дезинтеграцией.

Все это согласуется с данными исследователей Я-концепции подростков, отличающихся девиантным и делинквентным поведением, в которых утверждается, что у данной категории не развита социальная и правовая самоидентичность; принадлежащие к ней, как правило, не имеют приоритетов в учебных и внеучебных занятиях, а также демонстрируют мотивацию избегания неудач, а не достижения. Соответственно, Я-концепция, которая предполагает постановку ценностей, целей, идеалов, направленности, у данной категории лиц не может быть устойчивой и гармоничной. Исследования Я-концепции подростков показывают, что в группах с девиантным поведением отсутствует опыт общения со средой, способствующей как формированию внутренних ценностей, так и их согласованности и ограничений, нарушена временная ретроспектива и перспектива. Выдвигалось также предположение, что отсутствие такого опыта связано с желанием сохранения минимальной целостности личности и недопущения в сознание невыносимых переживаний [7].

Исследователи факторов аномального или искаженного хода личностного развития и функционирования личности подростков отмечают, что показатели ценности и зрелости личности либо отсутствуют, либо искажены, а результаты изучения этими авторами временной перспективы подростков с девиантным поведением показывают отсутствие четких представлений о будущем, его неопределенность, отсутствие планирования [5]. Также одним из ключевых качеств личности современного подростка, способствующих девиациям, является эгоизм, эгоцентрическая направленность личности. Так, в одной из исследовательских работ, направленных на изучение специфики личности подростков, где говорится о важности терминологического и феноменологического уточнения специфики понятий «самоосуществление», «личностное развитие», «саморазвитие», внимание фокусируется на формальном оперировании ими в педагогике и неоднозначности их трактовок различными психологическими научными школами. В заключение высказывается аргументированное суждение о том, что у современных подростков преобладает эгоцентрическая направленность самоосуществления, но демонстрируется значимость интереса к нравственным аспектам бытия и интериоризованным ценностям личностного развития [4]. Поскольку важными достижениями юношества являются становление устойчивого самосознания и стабильного образа Я, особенности сформировавшихся к этому периоду новообразований подросткового периода сохраняются и в дальнейшем, становясь одним из фундаментальных свойств личности [10]. Понятно, что самоосуществление эгоцентрической направленности сочетается с девиантным поведением, поскольку не предполагает учета интересов кого бы то ни было, общества, или других людей, помимо самого субъекта деятельности.

Обсуждается специалистами и процесс формирования чувства ответственности как интегративного личностного свойства, которое предполагает достижение ценностной, когнитивной, поведенческой и эмоциональной автономии личности, собственно и составляющей содержание и смысл развития, как в подростковом, так и в юношеском возрасте. Формирование ответственности строится на единстве процессов социализации и индивидуализации и определяется, исходя из следующих критериев: 1) существования причинно-следственной связи между действием и его результатом, при сохранении контроля субъекта над исходом событий; 2) способности субъекта прогнозировать возможные последствия своих действий и оценивать их эффект для других; 3) возможности свободного выбора своих действий. Таким образом, моральная ответственность предполагает объективную возможность выбора, причем выбор осуществляется либо как отказ от нарушения моральной нормы, либо как выбор между конкурирующими моральными нормами [8], что также важно учитывать при работе с правонарушающим поведением. Эти закономерности отразило и исследование факторов и мотивационных установок на удержание от правонарушающего поведения у подростков с делинквентным поведением. В отличие от правопослушных сверстников, для которых на первом месте стоит способность к моральной оценке противоправного поступка, у судимых подростков ведущим фактором торможения деликта является страх наказания. Равноценным в обеих выборках стал фактор значимого Другого, ценность отношения с которым требует правопослушного поведения. А в качестве мишеней для наиболее эффективной профилактики выделяется способность прогнозировать последствия и наличие значимой осознанной цели, достижение которой станет невозможным вследствие совершения преступления, а также вариативность достижения целей [11].

 Все вышесказанное лишний раз свидетельствует о том, что ключевым условием эффективности социально-педагогического воздействия на целевую аудиторию в рамках институциональной социализации является релевантность коммуникации с ней, «разговор на одном языке», с учетом социокультурных и субкультуральных особенностей данной возрастной группы, что требует применения инновационных методов ведения диалога, субъект-субъектности коммуникации: педагог-психолог и ученик. Достижение или повышение релевантности и является одной из задач подготовки специалистов по работе с подростками и молодежью, в особенности склонными к девиантному поведению, как наиболее сложно поддающихся социально-педагогическому воздействию в силу социальной и психологической специфики представителей данной группы, в частности, особенностей Я-концепции ее членов. В связи с этим представляется необходимым поиск новых методов работы с обучающимися, которые позволили бы более эффективно воздействовать на их сознание в соответствии со спецификой картины мира, ценностных ориентаций в контексте субкультуры данной возрастной группы, с использованием примеров, доступных их пониманию, с учетом их представлений и предпочтений, опираясь на них и разбирая их в описанной парадигме.

Это становится возможным с опорой на ведущиеся дисциплины, в привязке к ним, но с использованием междисциплинарных связей и интерактивных методов обучения. Так, например, на факультете юридической психологии МГППУ для студентов, обучающихся по специальности «Педагогика и психология девиантного поведения», преподается дисциплина «Социальная педагогика». Основная ее цель — раскрытие перед студентами многомерной и многоуровневой социально-педагогической картины современного мира, отражающей объективные и субъективные факторы, а также возможности коммуникации и взаимодействия развивающейся личности с обществом и психолого-педагогические следствия различных моделей такого взаимодействия. Кроме того, целью является формирование у будущих специалистов компетенций, позволяющих им проектировать, организовывать и осуществлять соответствующую работу с учащимися общеобразовательных школ, а также с молодежью, в том числе с лицами с девиантным поведением, в условиях современного общества с новым технологическим укладом. Содержание дисциплины позволяет наиболее полно раскрыть и обсудить проблематику факторов риска формирования личности с девиантным поведением в процессе социализации, поскольку включает в себя, в соответствии со стандартами, следующие основные разделы и темы.

Первый раздел «Социальная педагогика — область научного знания и практики» включает следующие темы. 1. Социальная педагогика как наука о социализации развивающейся личности и о ее социальном воспитании. 2. Современная социальная педагогика и виктимология как междисциплинарные области. 3. Профессиональная деятельность социального педагога — цели, задачи, характер, особенности на современном этапе.

Второй раздел «Социализация — социально-психологический процесс и социально-педагогический феномен» включает следующие темы. 4. Основные стадии, факторы и механизмы социализации, ее ключевые агенты, действующие средства и феномены. 5. Социализация развивающейся личности — субъект-объектный и субъект-субъектный процессы. 6. Девиация как социальный феномен и ее социально-педагогическая проблематика. 7. Превенция и коррекция девиантного и делинквентного поведения.

Третий раздел «Социализация и воспитание в современном обществе — процессы и проблемы» включает следующие темы. 7. Актуальные подходы к воспитанию как относительно контролируемой социализации. 8. Современные воспитательные системы и организации, особенности воспитания девиантов и делинквентов. 9. Социализированность — ключевая характеристика становления личности.

Четвертый раздел «Социальное воспитание в профильных организациях на современном этапе» предполагает рассмотрение следующих тем. 10. Социальное воспитание — социальный опыт, образование и вспомоществование. 11. Социально-педагогическая теория и практика — специфика социального воспитания в обществе с новым технологическим укладом. 12. Современный социум — проблематика детства и системы его защиты, в России и за рубежом.

Пятый раздел «Социальная педагогика и воспитание в XXI веке — вызовы и решения», включает следующие темы. 13. Принципы организации и оптимизация коммуникации и взаимодействия в современных воспитательных организациях. 14. Традиционные и инновационные подходы в социальной педагогике и воспитании. 15. Современные особенности содержания и формы социального воспитания в учреждениях общего, дополнительного образования, вспомогательных и специальных организациях.

Содержание плана практических занятий по этой дисциплине разрабатывается с целью формирования у обучающихся компетенций, требуемых в соответствии с государственными стандартами. Для повышения эффективности обучения используются междисциплинарные методы исследования и анализа, а также формы самостоятельной и аудиторной работы на основе межпредметных связей в рамках изучаемых студентами дисциплин и подготовки курсовых работ. Применяемые инновационные, активные и интерактивные технологии обучения способствуют лучшему усвоению студентами теоретического материала, полученного в ходе лекционных занятий, и успешному формированию профессиональных навыков, соответствующих современным социально-экономическим и социокультурным реалиям интенсивно цифровизирующегося общества в контексте нового технологического уклада. Так, например, используются интерактивные имитационные технологии на основе имитационного игрового моделирования, предполагающего воссоздание в учебной аудитории сценариев и ситуаций, имевших место в реальности или в художественных литературных и кинематографических произведениях, что предоставляет возможность формирования у обучающихся первоначального профессионального опыта [2]. В частности, проводятся: игровое проектирование, имитационные тренинги, кейс-стади, компьютерные симуляции и пр. Применяются и неимитационные интерактивные технологии в форме групповых дискуссий, дидактических игр, диспутов, проблемных лекций, лекций-бесед, визуализаций, консультаций, различных творческих заданий; используются модифицированные и помещенные в контекст предметной области технологии мозгового штурма, методов развития творческого воображения и ТРИЗ-педагогики, тренингов командообразования, контент-анализа интернет-коммуникаций целевой аудитории и т. д.

Для формирования требуемых компетенций студентам предлагаются следующие формы и задания для самостоятельной, индивидуальной и групповой аудиторной работы.

· Провести анализ контента популярных молодежных СМИ как института социализации, выявив факторы риска, возможности и угрозы, несомые им, пользуясь междисциплинарным методом СВОТ-анализа с составлением соответствующей матрицы; предложить систему сбалансированной оценки информационного социально-психологического воздействия СМИ на целевую аудиторию подростков и юношества, токсических эффектов воздействия на формирующуюся личность, ее Я-концепцию.

· Оценить роль компьютера и Интернета в социализации подрастающего поколения, используя метод контент-анализа популярных молодежных сайтов и интернет-сообществ в социальных сетях; исследовать современные методы маркетинговых коммуникаций при продвижении в интернете и оценить эффекты их влияния на сознание адресатов воздействия; предложить эффективные методы и технологии социально-педагогической коммуникации и взаимодействия с целевой аудиторией подростков и юношества в социальных сетях и интернете; апробировать их на практике.

· Провести мониторинг и анализ существующих неформальных объединений подростков, дав им социально-психологическую характеристику с использованием знаний из пройденных курсов социальной, возрастной психологии и других дисциплин; оценить их влияние на формирование личности подростка в качестве института стихийной социализации, выделив положительные и отрицательные стороны; предложить возможные технологии коммуникации и взаимодействия социальных психологов и педагогов с неформальными объединениями. Аудиторная работа ко всем заданиям: обсуждение и защита полученных результатов на практическом занятии с определением лучшего анализа и предложенной оценки, с групповой дискуссией и разработкой совместного проекта.

· Кейс-стади и имитационная игра на основе синопсиса фильмов «Тиски» и «Точка» (возможно по выбору) и ролевая игра-инсценировка с воспроизведением сюжетных линий и последующим анализом характеристик и специфики личности, поступков и биографии действующих лиц; оценка воздействия субъективных и объективных факторов социальной среды на вовлечение героев в криминальную деятельность; выводы о роли различных элементов социума, факторов и агентов социализации в инициации девиантного поведения формирующейся личности. Обсуждение в форме групповой дискуссии и мозгового штурма, с выработкой предложений по возможным методам оказания героям помощи социально-педагогического характера в целях недопущения вовлечения их в преступную деятельность или принятия ими решения о вступлении на криминальный путь.

· Сопровождающая изучение дисциплины эссеистика по проблематике: «Молодежная субкультура современности — детерминанта социализации развивающейся личности», «Социально-педагогическая помощь и поддержка находящимся в сложной жизненной ситуации», «Роль и значение рекламной коммуникации в социализации детей и подростков», «Механизмы воздействия массовых социальных коммуникаций на формирование Я-концепции личности», «Типология и феноменология семейного неблагополучия», «Методология и методы социально-педагогической поддержки детства» и т. п. Групповые дискуссии по аналогичным темам.

· Творческое задание — подготовка аналититики и организация групповой дискуссии с элементами игрового проектирования по проблематике: «Значение религиозных организаций и воспитания в социализации личности — сравнение практики различных конфессий», «Общественная деятельность подростков и молодежи как средство социализации, на примере волонтерства», «Риски и угрозы стихийной социализации в современном обществе», «Социально-экономические и социокультурные детерминанты девиаций».Имитационная деловая игра «Обсуждение законодательных инициатив» в форме дебатов на темы: «Снижение возраста уголовной ответственности», «Школьный полицейский или школьный омбутсмен?», «Риски социализации и роль государственных программ и политик: что требует изменения законодательства?», «Моногендерное обучение — риски и преимущества (на примере кадетских школ и пансионов)» и др. Обсуждение дилемм государственной и ведомственной политики по совершенствованию институтов социализации. Применяется диверсионное и вариативное моделирование различных путей социализации на всех уровнях, методы разрешения противоречий, в том числе применяемые в ТРИЗ-педагогике (развитие творческого воображения, классификация, синектика и др.).

· Ролевая игра «Основные концепции социального воспитания в российской педагогике», где участники выступают от имени известных отечественных педагогов (Ушинский, Макаренко, Шацкий и другие), представляя их научную школу и методологию практической социально-педагогической работы с детьми и подростками, сфокусировав внимание на методах работы с девиациями.

· Имитационная деловая игра и игровое проектирование, включающие анализ наиболее резонансных случаев девиантного и делинквентного поведения школьников и студентов с позиций прослушанного курса «Социальная педагогика» и ранее изученных дисциплин,программу и сценарии занятий по воссозданию и анализу ситуации, приведшей к криминальному исходу, определением точки бифуркации и изменением сценария, имевшего место в реальности.

· Проектирование и реализация фокус-группового качественного исследования с целью изучения представлений целевых групп (студентов, специалистов, подростков, молодежи) о причинах отклоняющегося поведения и девиаций в подростково-юношеской среде, а также факторах риска, группах влияния, особенностях Я-концепции школьников с девиантным поведением, характере и специфике параметров социальной дезадаптации и возможностях социально-педагогической и социально-психологической превенции и коррекции девиаций.

Определенные стандартами компетенции формируются посредством выполнения письменных домашних заданий, индивидуальных и в группе, в соответствии с командными ролями, распределенными ранее, в том числе в рамках тренинга командообразования, с последующим групповым обсуждением их на семинарских занятиях. Во всех заданиях обучающиеся должны использовать такие единицы анализа, как: тип социализации, традиционный, институциональный и т. д.; факторы социализации в соответствии с мега-, макро-, мезо-, микроуровнями; уметь выделять доминирующих агентов социализации, в соответствии с возрастным периодом и ведущей деятельностью субъекта в данном периоде; выделять основные механизмы, факторы и агентов социализации в каждом конкретном случае рассмотрения; идентифицировать методы и технологии информационно-психологического воздействия социальных коммуникаций на индивидуальное, групповое и общественное сознание; оценивать эффективность процесса социально-педагогического воздействия и результаты социальной адаптации или дезадаптации.

При подготовке рекомендуется использовать литературные материалы, собственные наблюдения и опыт знакомых во время обучения в школе, прохождения учебной практики в учреждениях образования, обращаться к сюжетам и героям: историческим, литературным, кинематографическим, телевизионным, интернет-героям, популярным в подростковой и молодежной среде медиа-персонам из разных областей деятельности в целях овладения навыками и технологиями коммуникации, релевантной специфике целевой группы.

Последние задания завершают курс дисциплины «Социальная педагогика» на кафедре «Юридическая психология и право» факультета «Юридической психологии» МГППУ и являются формой итогового контроля успешности его освоения обучающимися, давая на выходе не только целостную картину процесса формирования предпосылок, детерминант и анализа действия факторов влияния на девиантное поведение, но и позволяя будущим специалистам самостоятельно разрабатывать методы его коррекции и превенции.

Таким образом, используя наиболее релевантные возрастным и социокультурным особенностям целевой аудитории инновационные интерактивные методы коммуникации в обучении, имеющие междисциплинарный характер и ориентированные на достижение главной цели — глубокого понимания процессов социализации развивающейся личности, механизмов и факторов, влияющих на ее формирование, — удается достигнуть наибольшего эффекта. Этому способствует выраженная практическая ориентированность, междисциплинарный подход, помещение в контекст современного социокультурного пространства, а также разработка в процессе обучения технологий и приемов оказания социально-педагогической и психологической помощи и поддержки подросткам и юношеству с девиантным и делинквентным поведением, с акцентированием использования в процессе обучения инновационных активных и интерактивных методов. Все это побуждает обучающихся к проведению глубокого анализа личного опыта социализации, осмыслению распространенных социальных практик, способствует формированию социально-педагогических навыков и компетенций, развитию профессиональной рефлексии и становлению студентов старших курсов факультета Юридической психологии как специалистов в осваиваемой предметной области, обладающих широким спектром диверсифицированных компетенций.

Ссылка для цитирования

Литература
  1. Басов Н.Ф. Социальная педагогика: учеб. пособие для вузов. М.: КноРус, 2010. 230 c.
  2. Брагина Е.А. Место и роль интерактивных образовательных технологий при построении модели преподавания учебной дисциплины в высшей школе // Личность, семья и общество: вопросы педагогики и психологии: сб. ст. по матер. XLVIII междунар. науч.-практ. конф. № 1(48). Новосибирск: СибАК, 2015. C. 47—52.
  3. Василькова Т.А. Социальная педагогика: педагогический опыт и методы работы: учеб. пособие для студ. высших учеб. заведений. М.: Изд. центр «Академия», 2010. 208 c.
  4. Голованова Н.Ф. Направленность самоосуществления и личностное развитие подростка // Психолого-педагогические исследования. 2018. Т. 10. № 3. С. 126—134.
  5. Гут Ю.Н., Кабардов М.К. Природные и социальные факторы девиантного поведения у подростков // Психологическая наука и образование. 2018. Т. 23. № 4. C. 80—90. doi: 10.17759/ pse.2018230408
  6. Душкина М.Р. Токсичные маркетинговые коммуникации: эффекты негативного психологического воздействия на массовое сознание и выработка критериев оценки степени токсичности // Маркетинговые коммуникации. 2019. № 4. С. 246—263.
  7. Зиновьева Д.М. Девиантное поведение детей и подростков как психолого-педагогическая проблема [Электронный ресурс] // Психология образования в XXI веке: теория и практика. 2011. URL: http://psyjournals.ru/education21/issue/54413_full.shtml (дата обращения: 27.07.2019).
  8. Молчанов С.В., Алмазова О.В. Представления подростков об ответственности в моральных дилеммах разного типа // Культурно-историческая психология. 2017. Т. 13. № 4. С. 81—90.
  9. Мудрик А.В. Социальная педагогика: учебник для студ. пед. вузов / Под ред. В.А. Сластенина. 3-е изд., испр. и доп. М.: Изд. центр «Академия», 2000. 200 с.
  10. Сапогова Е.Е. Психология развития человека. М.: Аспект Пресс, 2005. 460 с.
  11. Чиркина Р.В. Удержание несовершеннолетних от преступного рецидива: механизмы, мотивация, помощь: [монография] / М.: Центр содействия реформе уголовного правосудия, 2012. 164 с.
  12. Ясницкая В.Р. Социальное воспитание в классе: теория и методика: учеб. пособие. М.: Изд. центр «Академия», 2004. 348 с.
 
О проекте PsyJournals.ru

© 2007–2019 Портал психологических изданий PsyJournals.ru  Все права защищены

Свидетельство регистрации СМИ Эл № ФС77-66447 от 14 июля 2016 г.

Издатель: ФГБОУ ВО МГППУ

Creative Commons License

Яндекс.Метрика