Портал психологических изданий PsyJournals.ru
Каталог изданий 94Рубрики 51Авторы 8245Ключевые слова 20238 Online-сборники 1 АвторамИздателямRSS RSS

ВАК

РИНЦ

Психология

Издатель: Высшая школа экономики

Издается с 2005 года

Периодичность: 4 выпуска в год

Доступ к электронным архивам: открытый

 

Эмоциональный интеллект: проблемы теории, измерения и применения на практике

Мэтьюс Дж., кандидат психологических наук, профессор психологии в университете Цинциннати, США. , Цинциннати, США, matthegd@email.uc.edu
Люсин Д.В., кандидат педагогических наук, старший научный сотрудник, лаборотория психологии и психофизиологии творчества, Института психологии РАН, Москва, Россия, ooch@mail.ru
Робертс Р.Д., старший научный сотрудник Центра по новым конструктам при Службе по педагогическому тестированию (Educational Testing Service) в г. Принстоне, штат Нью-Джерси, США. Специализируется в области индивидуальных различий, в настоящее время занимается исследованиями практического и эмоционального интеллекта, критического мышления, когнитивного старения, тестовой тревожности. Вместе с М. Зайднером и Дж. Мэттьюсом является автором книги «Эмоциональный интеллект: наука и миф» (2003), которая получила профессиональную награду Ассоциации американских издателей, rroberts@ets.org
Зайднер М., профессор университета Хайфы, Израиль. Область научных интересов — эмоциональная саморегу¬ляция, тестовая тревожность, эмоциональный интеллект. Член ряда международных психологических обществ, в том числе Междуна¬родного общества по изучению индивидуальных различий (ISSID) и Международного общества по исследованию эмоций (ISRE). В 2003 году получил награду Общества по исследованию стресса, тревожности и совладания, zeidner@research.haifa.ac.il

Аннотация

Эмоциональный интеллект (ЭИ) включает способности к опознанию, понима¬нию эмоций и управлению ими. Обсуждаются различные определения ЭИ и его связи с другими психологическими конструктами. Для научного обоснования понятия ЭИ особенно важно решить проблемы, связанные с его измерением. Проводится анализ попыток измерения ЭИ с помощью опросников и объектив¬ных тестов. Развиваются теоретические представления об ЭИ, проводится их сопоставление с существующими моделями способностей и личности. Обсуждается значение ЭИ для прикладных отраслей психологии. Существующие эмпирические данные не позволяют говорить об ЭИ как о еди¬ной способности. Дальнейшая разработка подходов к измерению ЭИ может привести к достоверному выделению способностей, отличных от уже суще¬ствующих психологических конструктов, которые могут играть важную роль в практической психологии.

Ссылка для цитирования

Литература
  1. Люсин Д.В. Современные представле­ния об эмоциональном интеллекте // Социальный интеллект: Теория, измере­ние, исследования / Под ред. Д.В. Люсина, Д.В. Ушакова. М.:  «Инсти­тут психологии РАН», 2004. С. 29–36.
  2. Ackerman P.L. A theory of adult intel­lectual development: Process, personality, interests, and knowledge // Intelligence. 1996. 22. P. 227–257.
  3. Aronson E. Nobody left to hate: Tea­ching compassion after Columbine. New York: A. Worth Publishers, 2000.
  4. Bandura A. Self-efficacy: Toward a uni­fying theory of behavioral change // R.F. Baumeister (ed.). The self in social psychology. Philadelphia, PA: Psychology Press, 1999. P. 285–298.
  5. Bar-On R. Emotional Intelligence In­ventory (EQ-i): Technical Manual. Toron­to, Canada: Multi-Health Systems, 1997.
  6. Bar-On R. Emotional and social intelli­gence: Insights from the Emotional Quo­tient Inventory // R. Bar-On, J.D.A. Par­ker (eds.). Handbook of emotional intelli­gence. San Francisco: Jossey-Bass, 2000. P. 363–388.
  7. Baumeister R.F., Smart L., Boden J.M. Relation of threatened egotism to violence and aggression: The dark side of high self-esteem // Psychological Review. 1996. 103. P. 5–33.
  8. Bechara A., Tranel D., Damasio A.R. Poor judgment in spite of high intellect: Neurological evidence for emotional intelligence // R. Bar-On, J.D.A. Parker (eds.). Handbook of emotional intelligence. San Francisco: Jossey-Bass, 2000. P. 192–214.
  9. Boyatzis R.E., Goleman D., Rhee K. Clustering competence in emotional intelli­gence: Insights from the Emotional Compe­tence Inventory // R. Bar-On, J.D.A. Parker (eds.). Handbook of emotional intelligence. San Francisco: Jossey-Bass, 2000. P. 343–362.
  10. Carroll J.B. Human cognitive abilities: A survey of factor-analytic studies. New York: Cambridge University Press, 1993.
  11. Cherniss C. Emotional intelligence and organizational effectiveness // C. Cherniss, D. Goleman (eds.). The emotionally intelli­gent workplace. San Francisco: Jossey-Bass, 2001. P. 3–12.
  12. Ciarrochi J.V., Chan A.Y.C., Caputi P. A critical evaluation of the emotional intel­ligence construct // Personality and Indi­vidual Differences. 2000. 28. P. 539–561.
  13. Ciarrochi J.V., Dean F.P., Anderson S. Emotional intelligence moderates the rela­tionship between stress and mental health // Personality and Individual Differences. 2002. 32. P. 197–209.
  14. Clore G.L., Ortony A. Cognition in emo­tion: Sometimes, always, or never? // R. D. Lane, L. Nadel (eds.). Cognitive neu-roscience of emotion. New York: Oxford University Press, 2000.
  15. Cooper R.K., Sawaf A. Executive EQ: Emotional intelligence in leaders and organi­zations. New York: Grosset/Putnam, 1997.
  16. Cronbach L.J. The essentials of psycho­logical testing (3rd ed.). New York: Harper & Row, 1970.
  17. Davis M.H., Kraus L.A. Personality and empathic accuracy // W. Ickes, W. John et al. (eds.). Empathic accuracy. New York: Guilford Press, 1997. P. 144–168.
  18. Derksen J., Kramer I., Katzko M. Does a self-report measure for emotional intelli­gence assess something different than ge­neral intelligence? // Personality and Indi­vidual Differences. 2002. 32. P. 37–48.
  19. Dulewicz V., Higgs M. Emotional intel­ligence: A review and evaluation study // Journal of Managerial Psychology. 2000. 15. P. 341–372.
  20. Gardner H. Multiple intelligences. New York: Basic Books, 1993.
  21. Goetz T., Zirngibl A., Hall N., Pekrun R. Emotional intelligence in the context of learning and achievement // R. Schulze, R. D. Roberts (eds.). International hand­book of emotional intelligence. Seattle, WA: Hogrefe and Huber (in press).
  22. Goleman D. Emotional intelligence. New York: Bantam Books, Inc., 1995.
  23. Goleman D. Working with emotional in­telligence. New York: Bantam Books, 1998.
  24. Goleman D. An EI-based theory of per­formance // C. Cherniss, D. Goleman (eds.). The emotionally intelligent workplace. San Francisco: Jossey-Bass, 2001. P. 27–43.
  25. Greenberg M.T., Weissberg R.P., O’Brien M.U., Zins J.E., Fredericks L., Resnik H., Elias M.J. Enhancing school-based prevention and youth development through coordinated social, emotional, and academic learning // American Psycholo­gist. 2003. 58. P. 466–474.
  26. Izard C.E. Emotional intelligence or adaptive emotions? // Emotion. 2001. 1. P. 249–257.
  27. Janovics J., Christiansen N.D. Emo­tional intelligence at the workplace // Paper presented at the 16th Annual Conference of
  28. the Society of Industrial and Organizational Psychology. San Diego, CA, 2001, April.
  29. Lopes P.N., Salovey P., Strauss R. Emotional intelligence, personality, and the perceived quality of social relationships // Personality and Individual Differences. 2003. 35. P. 641–658.
  30. Lyusin D.V. Emotional intelligence as a mixed construct: Its relations with persona­lity and cognitive styles // Paper presented at the conference ‘Social Issues in In­telligence and Giftedness’. Zvenigorod, Russia. 2004, June.
  31. MacCann C., Matthews G., Zeidner M., Roberts R.D. Psychological assessment of emotional intelligence: A review of self-re­port and performance-based testing // Inter­national Journal of Organizational Asses­sment. 2003. 11. P. 247–274.
  32. MacCann C., Roberts R.D., Matthews G., Zeidner M. Consensus scoring and empiri­cal option weighting of performance-based Emotional Intelligence (EI) tests // Per­sonality and Individual Differences. 2004. 36. P. 645–662.
  33. Matthews G., Roberts R.D., Zeidner M. Seven myths about emotional intelligence // Psychological Inquiry. 2004. 15. P. 179–196.
  34. Matthews G., Zeidner M. Emotional intelligence, adaptation to stressful en­counters, and health outcomes // R. Bar-On, J.D.A. Parker (eds.). Handbook of emo­tional intelligence. New York: Jossey-Bass, 2000. P. 459–489.
  35. Matthews G., Zeidner M., Roberts R.D. Emotional intelligence: Science and myth. Cambridge, MA: MIT Press, 2003.
  36. Matthews G., Zeidner M., Roberts R.D. Measuring emotional intelligence: Promises, pitfalls, solutions? // A.D. Ong, M. Van Dulmen (eds.). Handbook of methods in positive psychology. Oxford: Oxford Uni­versity Press (in press).
  37. Mayer J.D., Caruso D.R., Salovey P. Emotional intelligence meets traditional standards for an intelligence // Intelligence. 1999.   27. P. 267–298.
  38. Mayer J.D., Salovey P. What is emotio­nal intelligence? // P. Salovey, D. Sluyter (eds.). Emotional development and EI: Educational implications. New York: Basic Books, 1997. P. 3–34.
  39. Mayer J.D., Salovey P., Caruso D.R. Models of emotional intelligence // R.J. Sternberg (ed.). Handbook of human intelligence (2nd ed.). New York: Cam­bridge University Press, 2000. P. 396–422.
  40. Mayer J.D., Salovey P., Caruso D.R. Mayer-Salovey-Caruso Emotional Intel­ligence Test (MSCEIT) User’s Manual. To­ronto: Multi-Health Systems, 2002.
  41. Mayer J.D., Salovey P., Caruso D.R., Sitarenios G. Modeling and measuring emo­tional intelligence with the MSCEIT V2.0 // Emotion. 2003. 3. P. 97–105.
  42. Newsome S., Day A.L, Catano V.M. Assessing the predictive validity of emotio­nal intelligence. Personality and Individual Differences. 2000. 29. P. 1005–1016.
  43. Paulhus D.L., Lysy D.C., Yik M.S.M. Self-report measures of intelligence: Are they useful proxies as IQ tests? // Journal of Personality. 1998. 66. P. 525–554.
  44. Petrides K.V., Furnham A. On the di­mensional structure of emotional intelligen­ce // Personality and Individual Differences.
  45. 2000.   29. P. 313–320.
  46. Petrides K.V., Furnham A. Trait emotio­nal intelligence: Psychometric investigation with reference to established trait taxono­mies // European Journal of Personality. 2001.   15. P. 425–448.
  47. Petrides K.V., Furnham A. Trait emotio­nal intelligence: Behavioural validation in two studies of emotion recognition and reactivity to mood induction // European Journal of Personality. 2003. 17. P. 39–57.
  48. Roberts R.D., Zeidner M., Matthews G. Does emotional intelligence meet traditio­nal standards for an intelligence? Some new data and conclusions // Emotion. 2001. 1. P. 196–231.
  49. Saarni C. The development of emotio­nal competence. New York: Guilford Press, 1999.
  50. Saklofske D.H., Austin E.J., Minski P S. Factor structure and validity of a trait emo­tional intelligence measure // Personality and Individual Differences. 2003. 34. P. 707–721.
  51. Sala F. Emotional Competence Inven­tory: Technical manual. Hay Group, McClelland Center for Research and Inno­vation. Retrieved March, 31, 2003, from http://www.eiconsortium.org/research/ ECI_Tech_Manual.pdf.
  52. Schutte N.S., Malouff J.M., Hall L.E., Haggerty D.J., Cooper J.T., Golden C.J., Dornheim L. Development and validation of a measure of emotional intelligence // Personality and Individual Differences. 1998. 25. P. 167–177.
  53. Schutte N.S., Malouff J.M., Bobik C., Coston T.D., Greeson C., Jedlicka C., Rho­des E., Wendorf G. Emotional intelligence and interpersonal relations // Journal of Social Psychology. 2001. 141. P. 523–536.
  54. Slaski M., Cartwright S. Health, perfor­mance and emotional intelligence: An exploratory study of retail managers // Stress and Health. 2002. 18. P. 63–68.
  55. Thorndike E.L. Intelligence and its uses. Harper’s Magazine. 1920. 140. P. 227–235.
  56. Trinidad D.R., Johnson C.A. The associ­ation between emotional intelligence and early adolescent tobacco and alcohol use // Personality and Individual Differences. 2002. 32. P. 95–105.
  57. Walberg H.J., Zins J.E., Weissberg R.P. Recommendations and conclusions for practice, training, research, and policy // J.E. Zins, R.P. Weissberg, M.C. Wang, H.J. Walberg (eds.). Building school suc­cess through social and emotional lear­ning:    Implications    for    practice    and research. New York: Teachers College Press (in press).
  58. Zeidner M., Matthews G. Personality and intelligence // R.J. Sternberg (ed.). Handbook of human intelligence. Cam­bridge: Cambridge University Press, 2000. P. 581–610.
  59. Zeidner M., Matthews G., Roberts R.D. Slow down, you move too fast: Emotional Intelligence remains an ‘elusive’ intelligence // Emotion. 2001. 1. P. 265–275.
  60. Zeidner M., Matthews G., Roberts R.D. Emotional intelligence in the workplace: A critical review // Applied Psychology: An International Review. 2004. 5. P. 371–399.
  61. Zeidner M., Matthews G., Roberts R.D., McCann C. Development of emotional intelli­gence: Towards a multi-level investment model // Human Development. 2003. 46. P. 69–96.
  62. Zeidner M., Roberts R.D., Matthews G. Can emotional intelligence be schooled? A cri­tical review // Educational Psychologist. 2002. 37. P. 215–231.
  63. Zeidner M., Roberts R.D., Matthews G. The emotional intelligence primer. Cam­bridge, MA: MIT Press (in preparation).
 
О проекте PsyJournals.ruЛауреат XIV национального психологического конкурса «Золотая Психея» по итогам 2012 года

© 1997–2019 Портал психологических изданий PsyJournals.ru  Все права защищены

Свидетельство регистрации СМИ Эл № ФС77-66447 от 14 июля 2016 г.

Издатель: ФГБОУ ВО МГППУ

Лауреат XIV национального психологического конкурса «Золотая Психея» по итогам 2012 года

Яндекс.Метрика