Портал психологических изданий PsyJournals.ru
Каталог изданий 95Рубрики 51Авторы 8357Ключевые слова 20470 Online-сборники 1 АвторамRSS RSS

ВАК

РИНЦ

Психология

Издатель: Высшая школа экономики

Издается с 2005 года

Периодичность: 4 выпуска в год

Доступ к электронным архивам: открытый

 

Исследование и измерение одаренности и креативности с помощью Берлинского теста структуры интеллекта

Фройнд Ф., стажер Университета Мюнстера. Сотрудник исследовательской группы профессора Х. Холлинга., Германия, pafreund@uni-muenster.de
Холлинг Х., профессор статистики и методологии факультета психологии, Университета Мюнстера, Германия, holling@psy.uni-muenster.de

Аннотация

Цель статьи - представить Берлинский тест структуры интеллекта для диагностики одаренности (BISHB; Jager et al., 2005). Основанный на модели Егера (Jager, 1967; 1982), BISHB - последняя версия в серии последовательно разработанных инструментов. Тест соответствует высоким стандартам конструирования и валидизации. Он особенно подходит для выявления высоких значений интеллекта и позволяет оценить разнообразные способности. Особый акцент в этой статье делается на конструкте креативности, который долгое время находился в фокусе внимания как теоретиков, так и экспериментаторов, занимающихся психометрикой (Sternberg, Lubart, 1999). Креативность заложена в структуру модели BIS, что делает возможным исследование вопросов, касающихся сопоставления двух конструктов - (академического) интеллекта и креативности.

Ссылка для цитирования

Литература
  1. Barron F. Creativity and psychological health. Princeton, New York: Van Nostrand, 1963.
  2.   Barron F. Creative person and creative process. New York: Holt, Rineheart, & Winston, 1969.
  3.   Bucik V., Neubauer A.C. Bimodality in the Berlin model of intelligence structure (BIS): A replication study // Personality and Individual Differences. 1996. 21. P. 987-1005.
  4.   Gagn F. Constructs and models pertaining to exceptional human abilities // K.A. Heller, F.J.Mцnks, A.H. Passow (eds.). International handbook of research and development of giftedness and talent. Oxford: Pergamon, 1993. Р. 69-87.
  5.   Gottfredson L.S. Why g matters: The complexity of everyday life // Intelligence. 1997. 24. P. 79-132.
  6.   Guilford J.P., Christensen P.R. The one-way relation between creative potential and IQ // Journal of Creative Behavior. 1973. 7. P. 247-252.
  7.   Jager A.O. Dimensionen der Intelligenz [Dimensions of intelligence]. Gottingen: Hogrefe, 1967.
  8.   Jager A.O. Mehrmodale Klassifikation von Intelligenzleistungen. Experimentell kontrollierte Weiterentwicklung eines deskriptiven Intelligenzstrukturmodells [Multimodal classification of intelligence achievement: Experimentally controlled, further development of a descriptive intelligence structure model] // Diagnostica.1982. 28. P. 195-226.
  9.   Jager A.O. Intelligenzstrukturforschung: Konkurrierende Modelle, neue Entwicklungen, Perspektiven [Structural research on intelligence: Competing models, new developments, perspectives] // Psychologische Rundschau. 1984. 35. P. 21-35.
  10.   Jager A.O., Holling H., Preckel F., Schulze R., Vock M., Suss H.-M., Beauducel A. Berliner Intelligenzstruktur-Test fur Jugendliche: Begabungs- und Hochbegabungsdiagnostik (BIS-HB). [Berlin structure of intelligence test for youth: Assessment of talent and giftedness]. Gottingen: Hogrefe, 2005.
  11.   Lubinski D., Benbow C.P. States of excellence // American Psychologist. 2000. 55. P. 137-150.
  12.   Lubinski D., Webb R.M., Morelock M.J., Benbow C.P. Top 1 in 10,000: A 10-year follow-up of the profoundly gifted // Journal of Applied Psychology. 2001. 84. P. 718-729.
  13.   Ones D.S., Viswesvaran C., Dilchert S. Cognitive Ability in Selection Decisions // O. Wilhelm, R. Engle (eds.). Understanding and Measuring Intelligence. London: Sage, 2005.
  14.   Preckel F., Holling H., Wiese M. Relationship of intelligence and creativity in gifted and non-gifted students: An investigation of threshold theory // Personality and Individual Differences. 2006. 40. P. 159-170.
  15.   Renzulli J.S. The three-ring conception of giftedness: A developmental model for creative productivity // R. Sternberg, . Davidson (eds.). Conceptions of giftedness. New York: Cambridge University Press, 1986. Р. 332-357.
  16.   Roznowski M., Reith J., Hong S. A further look at youth intellectual giftedness and its correlates: Values, interests, performance, and behaviour // Intelligence. 2000. 28. P. 87-113.
  17.   Schoppe K.J. Verbaler Kreativitatstest (VKT) [Verbal Creativity Test (VCT)]. Gottingen: Hogrefe, 1975.
  18.   Steiger J.H. A note on multiple sample extensions of the RMSEA fit index // Structural Equation Modeling. 1998. 5. P. 411-419.
  19.   Sternberg R.J., Lubart T.I. The concept of creativity: Prospects and paradigms // R.J. Sternberg (ed.). Handbook of creativity. Cambridge, MA: Cambridge University Press, 1999. Р. 251-272.
  20.   Tewes U., Rossmann P., Schallberger U. Hamburg-Wechsler-Intelligenztest fur Kinder - Dritte Auflage (HAWIK-III) [Wechsler Intelligence Scale for Children - third edition (HAWIK-III)]. Bern: Huber, 2000.
  21.   Urban K.K., Jellen H.G. Test zum schopferischen Denken - zeichnerisch (TSD-Z) [Test for Drawing Productiviy (TDP)]. Frankfurt: Swets Test, 1995.
  22.   Wallach M.A., Kogan N. Modes of thinking in young children. New York: Holt, Rineheart, & Winston, 1965.
  23.   Weiss R. H. Grundintelligenztest Skala 2 (CFT 20) mit Wortschatztest (WS) und Zahlenfolgentest (ZF) (4., uberarb. Auflage) [Intelligence Test Scale 2 (CFT 20) with Vocabulary Test and Number Series Test (4., revised ed.)]. Gottingen: Hogrefe, 1998.
 
О проекте PsyJournals.ru

© 2007–2019 Портал психологических изданий PsyJournals.ru  Все права защищены

Свидетельство регистрации СМИ Эл № ФС77-66447 от 14 июля 2016 г.

Издатель: ФГБОУ ВО МГППУ

Creative Commons License

Яндекс.Метрика