Портал психологических изданий PsyJournals.ru
Каталог изданий 95Рубрики 51Авторы 8357Ключевые слова 20470 Online-сборники 1 АвторамRSS RSS

ВАК

РИНЦ

Психология

Издатель: Высшая школа экономики

Издается с 2005 года

Периодичность: 4 выпуска в год

Доступ к электронным архивам: открытый

 

Образная сфера в живописи и литературе. Визуальные аналоги литературных тропов

Петренко В.Ф., доктор психологических наук, Заведующий лабораторией факультета Психологии, Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова, Москва, Россия, victor-ptrenko@mail.ru
Коротченко Е.А., аспирант Психологического института РАО

Аннотация

Настоящая статья посвящена исследованию визуальной семантики. Проводится аналогия между различными формами метафоризации, используемыми в риторике и филологии (так называемыми тропами: метафорой, метонимией, гиперболой, литотой, оксюмороном и т.п.) и визуальными формами образного материала, так же, на наш взгляд, позволяющими возможность метафоризации. Исследование проводится на материале живописи. Утверждается, что функция метафоризации заключается не только, как принято считать в филологии и риторике, в украшении речи, но, с точки зрения психологической науки, выступает как средство трансформации сознания творца и зрителя, порождения и трансформации смысла визуального образа. Ставится проблема энергетического (магического) потенциала образа.

Ключевые слова: метафора, смысл

Рубрика: Факты и размышления

Ссылка для цитирования

Литература
  1. Аксенова Е. Гипербола // Словарь ли. тературных терминов. М.: Просвещение, 1974а.
  2. Аксенова Е. Олицетворение // Сло. варь литературных терминов. М.: Про. свещение, 1974б.
  3. Аксенова Е. Оксюморон // Словарь литературных терминов. М.: Просвеще. ние, 1974в.
  4. Аксенова Е. Перифраз // Словарь ли. тературных терминов. М.: Просвещение, 1974г.
  5. Александров Д.Н. Риторика: Учеб. по. собие для вузов. М.: Юнити.Дана, 1999.
  6. Аллахвердов В.М. Психология искус. ства: Эссе о тайне эмоционального воз. действия художественных произведе. ний. СПб.: ДНК, 2001.
  7. Апресян Ю.Д. Лексическая семантика // Апресян Ю.Д. Избранные труды. М.: Школа «Языки русской культуры», 1995а. Т. 1.
  8. Апресян Ю.Д. Интегральное описание языка и системная лексикография. // Апресян Ю.Д. Избранные труды. М.: Школа «Языки русской культуры», 1995б. Т. 2.
  9. Арабов Ю.Н. Кинематограф и теория восприятия. М.: ВГИК, 2003. Арнхейм Р. Визуальное мышление // Зрительные образы: Феноменология и эксперимент. Душанбе, 1973.
  10. Арнхейм Р. Искусство и визуальное восприятие. М.: Прогресс, 1974.
  11. Арнхейм Р. Новые очерки по психоло. гии искусства. М.: Прометей, 1994.
  12. Арнхейм Р. Визуальное мышление. 2004. URL: http://www.philosophy.ru/lib. rary/katr/arnheim1.html.
  13. Арутюнова Н.Д. Лингвистика и поэ. тика. М.: Просвещение, 1979.
  14. Арутюнова Н.Д. Метафора и дискурс // Теория метафоры. М., 1990.
  15. Аксенова Е. Гипербола // Словарь литературных терминов. М.: Просвещение, 1974а.
  16. Аксенова Е. Олицетворение // Словарь литературных терминов. М.: Просвещение, 1974б.
  17. Аксенова Е. Оксюморон // Словарь литературных терминов. М.: Просвещение, 1974в.
  18. Аксенова Е. Перифраз // Словарь литературных терминов. М.: Просвещение, 1974г.
  19. Александров Д.Н. Риторика: Учеб. пособие для вузов. М.: Юнити-Дана, 1999.
  20. Аллахвердов В.М. Психология искусства: Эссе о тайне эмоционального воздействия художественных произведений. СПб.: ДНК, 2001.
  21. Апресян Ю.Д. Лексическая семантика // Апресян Ю.Д. Избранные труды. М.: Школа «Языки русской культуры», 1995а. Т. 1.
  22. Апресян Ю.Д. Интегральное описание языка и системная лексикография. //
    Апресян Ю.Д. Избранные труды. М.: Школа «Языки русской культуры», 1995б. Т. 2.
  23. Арабов Ю.Н. Кинематограф и теория восприятия. М.: ВГИК, 2003.
  24. Арнхейм Р. Визуальное мышление // Зрительные образы: Феноменология и эксперимент. Душанбе, 1973.
  25. Арнхейм Р. Искусство и визуальное восприятие. М.: Прогресс, 1974.
  26. Арнхейм Р. Новые очерки по психологии искусства. М.: Прометей, 1994.
  27. Арнхейм Р. Визуальное мышление. 2004. URL: http://www.philosophy.ru/library/katr/arnheim1.html.
  28. Арутюнова Н.Д. Лингвистика и поэтика. М.: Просвещение, 1979.
  29. Арутюнова Н.Д. Метафора и дискурс // Теория метафоры. М., 1990.
  30. Барабанщиков В.А. Динамика зрительного восприятия. М.: Наука, 1990.
  31. Барабанщиков В.А. Окуломоторные структуры восприятия. М.: Изд-во ИП РАН, 1997.
  32. Басин Ф.В., Прангишвили А.С., Шерозия А.Е. О проявлении активности бессознательного в художественном творчестве // Вопросы психологии. 1978. № 2.
  33. Бахтин М.М. Творчество Франсуа Рабле и народная культура средневековья и Ренессанса. М., 1965.
  34. Бахтин М.М. К методологии гуманитарных наук // Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. М.: Искусство, 1986.
  35. Бендлер Р., Гриндер Д. Рефрейминг: Ориентация личности с помощью речевых стратегий. Воронеж: НПО «Модек», 1995. Большой энциклопедический словарь: Языкознание. М.: БСЭ, 2000.
  36. Величковский Б.М. Когнитивная наука: Основы психологии познания: В 2 т. М.: Академия; Смысл, 2006.
  37. Герцен А.И. // Русские писатели о литературном труде (XVIII-XX вв.): Т. 1 / Под ред. Б. Мейлаха и др. Л.: Сов. писатель, 1955
  38. Гибсон Дж. Экологический подход к зрительному восприятию. М.: Прогресс, 1988.
  39. Гумилев Н. Стихи. Письма о русской поэзии. М.: Худ. лит., 1990.
  40. Годфруа Дж. Что такое психология. М.: Мир., 1992. Т. 1.
  41. Гостев А.А. Дорога из зазеркалья: Психология развития образной сферы человека. М.: Изд.во ИП РАН, 1998.
  42. Гриндер Д., Бендлер Р. Структура магии. М.: КААС, 1995.
  43. Диброва Е.И., Косаткин Л.Л., Щеболева И.И. Современный русский язык. Теория. Анализ языковых единиц. Ростов-на-Дону: Феникс, 1997. Ч. I.
  44. Кассирер Э. Сила метафоры // Теория метафоры / Сост. Н.Д. Арутюнова. М.: Прогресс, 1990.
  45. Зарецкая Е.Н. Риторика. Теория и практика речевой коммуникации. М.: Дело, 2002.
  46. Зинченко В.П. Мышление и язык. М., 2001.
  47. Зинченко В.П. Загадка творческого понимания: (К 100-летию Д.Б. Эльконина) // Вопросы психологии. 2005.
  48. Знаков В.В. Понимание в познании и общении. М.: Изд-во ИП РАН, 1994.
  49. Знаков В.В. Психология понимания. М.: Изд-во ИП РАН, 2005.
  50. Иванов В.В. Фильм в фильме // Труды по знаковым системам. Тарту, 1973. Вып. 6; Тарту, 1981. Вып. 14.
  51. Иванов Вяч. Вс. Нечет и чет: Избранные труды по семиотике и истории культуры. М.: Языки славянской культуры, 1998. Т. 1.
  52. Ингарден Р. Исследования по эстетике. М.: Изд-во иностранной литературы, 1962.
  53. Кастанеда К. Путешествие в Икстлан: Фолио, 2006.
  54. Крупчанов Л. Аллегория // Словарь литературных терминов. М.: Просвещение, 1974а.
  55. Крупчанов Л. Антитеза // Словарь литературных терминов. М.: Просвещение, 1974б.
  56. Лакофф Дж., Джонсон М. Метафоры, которыми мы живем // Язык и моделирование социального взаимодействия: Сб. М.: Прогресс, 1987.
  57. Леонтьев А.А. Психолингвистика. Л.: Наука, 1967. Лингвистический энциклопедический словарь / Под ред. В.Н. Ярцевой. М., 1990.
  58. Лихачев Д.С. Смех в Древней Руси. Л.: Наука, 1984.
  59. Ломоносов М.В. Полн. собр. соч. М.Л.: Изд-во АН СССР, 1952. Т. 7.
  60. Лосев А.Ф. Философия. Мифология. Культура. М.: Политиздат, 1991.
  61. Лосев А.Ф. Проблема символа и реалистическое искусство. М.: Искусство, 1995.
  62. Лотман Ю.М. Семиотика кино и проблемы киноэстетики. Таллин: Ээсти Раамат, 1973.
  63. Ю.М. Лотман и тартуско.московская семиотическая школа. М., 1994.
  64. Лурия А.Р. Лекции по общей психологии. СПб.: Питер, 2004.
  65. Мельчук И.А. Опыт теории лингвистических моделей «смысл.текст»». М.: Наука, 1974.
  66. Моль А. Теория информации и эстетическое восприятие. М., 1966.
  67. Наер В.Л. Конспект лекций по стилистике английского языка. М., 1976.
  68. Петренко В.Ф. К вопросу о семантическом анализе чувственного образа // Восприятие и деятельность / Под. ред. А.Н. Леонтьева. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1976. С. 268-293.
  69. Петренко В.Ф. Психосемантика сознания. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1988.
  70. Петренко В.Ф. Лекции по психосемантике. Самара: СамГПУ, 1997
  71. Петренко В.Ф. Основы психосемантики. М.: Изд-во Моск. ун-та, 2005.
  72. Петренко В.Ф., Коротченко Е.А. Категориальная структура восприятия живописи // Современная психофизика / Под ред. В.А. Барабанщикова. М.: Изд-во ИП РАН, 2009 (в печати).
  73. Поперечный И. Игры разума Сальвадора Дали. Новосибирск, 2005.
  74. Потебня А.А. Теоретическая поэтика. М., 1990.
  75. Прибрам К. Языки мозга. М.: Прогресс, 1980.
  76. Раппопорт С.Х. От художника к зри. телю. М., 1978.
  77. Реформатский А.А. Введение в язы. кознание. М.: Аспект пресс, 1999.
  78. Розенталь Д.Э., Теленкова М.А. Словарь-справочник лингвистических терминов: Пособие для учителей. М.: Просвещение, 1976.
  79. Руубер Г. О закономерностях художественного визуального восприятия. Таллин: Валгус, 1985.
  80. Сандомирский С. Искусство прочтения живописи. Взгляд // Русский глобус. Интернет-журнал: http://www.russian-gIobe.com/N59/Sandomirsky.Kustodiev.Bolshevik.htm. 2007. № 1. Январь.
  81. Талбот М. Голографическая Вселенная. М.: София, 2008.
  82. Тимофеев А.И., Тураев С.В. Краткий словарь литературоведческих терминов. М.: Просвещение, 1978.
  83. Трофимов И. Литота // Словарь литературных терминов. М.: Просвещение, 1974.
  84. Ушакова Т.Н. Психолингвистика. M.: ПЕР СЭ, 2006.
  85. Флоренский П.А. Обратная перспектива // Иконостас. Избранные труды по искусству. М.: Русская книга, 1993.
  86. Флоренский П.А. Иконостас // Соч.: В 4 т. М.: Мысль, 1996. Т. 2.
  87. Хачатуров С. Бумажные ангелы // Время. 2002. № 90. 23 мая (URL: http:// www.vremya.ru/print/23313.html).
  88. Чернец Л.В. «Ночевала тучка золотая...» (О метафоре) // Русская словесность. 2000а. № 6.
  89. Чернец Л.В. «...Плыло облако, похожее на рояль» (О сравнении) // Русская словесность. 2000б. № 2.
  90. Шкловский В.Б. Избранное: В 2 т. М.: Художественная литература, 1983. Т. 1.
  91. Шульц В.Л., Любимова Т.М. Язык как метареальность и прогностическая структура // Вопросы философии. 2008. № 7. С. 38-50.
  92. Эйзенштейн С.М. Монтаж. М.: ВГИК, 1998.
  93. Ярбус А.Л. Роль движений глаз в процессе зрения. М.: 1965.
  94. Carroll N. A Note on Film Metaphor // Journal of Pragmatics. 1996. 26 (6). 809-22.
  95. Etherington(Smith M. The Persistence of Memory: A Biography of Dali. Westminster, Maryland: Random House Inc, 1993.
  96. Forceville C. Pictorial Metaphor in Advertisements // Metaphor and Symbolic Activity. 1994. 9 (1). 1-29.
  97. Forceville C. IBM is a Tuning Fork: Degrees of Freedom in the Interpretation of Pictorial Metaphors // Poetics. 1995. 23. 189-218.
  98. Forceville C. Pictorial Metaphor in Advertising. London: Routledge, 1996.
  99. Refaie E. Understanding visual metaphor: The example of newspaper cartoons // Visual Communication. 2003. 2. 75.
  100. Riesel E., Schendels E. Deutsche Stilistik. Moskau, 1975
  101. Zeri F. Dali, The persistence of memory. Nde Publishing, 1999.
Статьи по теме
 
О проекте PsyJournals.ru

© 2007–2019 Портал психологических изданий PsyJournals.ru  Все права защищены

Свидетельство регистрации СМИ Эл № ФС77-66447 от 14 июля 2016 г.

Издатель: ФГБОУ ВО МГППУ

Creative Commons License

Яндекс.Метрика