Развитие образного мышления у глухих детей

2937

Аннотация

Статья посвящена изучению образного мышления глухих – таких его характеристик, как логические операции с невербальным материалом и креативное мышление. Целью работы стало описание связей между показателями невербального интеллекта и творческого мышления в группах слышащих и глухих детей. Выборку составили 18 глухих детей и 17 слышащих детей в возрасте 9-11лет. Дети выполняли тесты «Цветные прогрессивные матрицы Равена» и «Тест дивергентного мышления в модификации Вильямса». Показано, что невербальные мыслительные операции у глухих сформированы примерно на том же уровне, что и у их слышащих сверстников, но в группе глухих наблюдаются принципиально иные взаимосвязи показателей интеллекта и творческого мышления, чем в группе слышащих.

Общая информация

Ключевые слова: невербальный интеллект, творческое мышление, интеллектуальное развитие глухих школьников

Рубрика издания: Эмпирические исследования

Тип материала: научная статья

Для цитаты: Боженко А.В., Хохлова А.Ю. Развитие образного мышления у глухих детей [Электронный ресурс] // Клиническая и специальная психология. 2012. Том 1. № 2. URL: https://psyjournals.ru/journals/cpse/archive/2012_n2/52616 (дата обращения: 28.03.2024)

Литература

  1. Богданова Т.Г. Сурдопсихология. М., 2002.
  2. Нудельман М.М. О некоторых особенностях формирования мечты у глухих школьников // Дефектология. 1987. №4.
  3. Равен Дж. К., Дж. К. Курт, Дж. Равен. Руководство к тесту Равена: цветные прогрессивные матрицы. М., 1996.
  4. Равен, Дж. К.; Курт, Дж. К.; Равен, Дж. Руководство к тесту Равена: общий раздел. М., 1997.
  5. Психология глухих детей / Под ред. И. М. Соловьева и др. М., 1971.
  6. Психология: комплексный подход / Под ред. М. Айзенка. Мн., 2002.
  7. Туник Е. Е. Модифицированные креативные тесты Вильямса. СПб., 2003.
  8. Хохлова А. Ю. Биологические, психологические и социальные факторы, влияющие на интеллектуальное развитие детей с нарушениями слуха в зарубежной психологии глухих. // Специальная психология. 2005, № 3-4 (5-6).
  9. Хохлова А. Ю. Использование теста «Прогрессивные матрицы Равена» для оценки уровня интеллектуального развития глухих детей // Дефектология. 2005. № 6.
  10. Guilford J. P. The nature of human intelligence. New York: McGraw-Hill, 1967.
  11. Marshark M. Psychological Development of Deaf Children. New York, Oxford University Press, 1993.

Информация об авторах

Боженко Анна Владимировна, студентка, Московский городской психолого-педагогический университет, e-mail: freska1990@mail.ru

Хохлова Алина Юрьевна, кандидат психологических наук, доцент кафедры специальной психологии и реабилитологии, факультет клинической и специальной психологии, Московский государственный психолого-педагогический университет (ФГБОУ ВО МГППУ), психолог в АНО Ресурсный центр поддержки слепоглухих и членов их семей «Ясенева поляна», Москва, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0001-8495-2823, e-mail: ehalina2@yahoo.com

Метрики

Просмотров

Всего: 3725
В прошлом месяце: 9
В текущем месяце: 13

Скачиваний

Всего: 2937
В прошлом месяце: 4
В текущем месяце: 8