Портал психологических изданий PsyJournals.ru
Каталог изданий 97Рубрики 51Авторы 8206Ключевые слова 20121 Online-сборники 1 АвторамИздателямRSS RSS

Включен в Web of Science СС (ESCI)

ВАК

РИНЦ

Рейтинг Science Index РИНЦ 2017

31 место — направление «Психология»

0,423 — показатель журнала в рейтинге SCIENCE INDEX

0,649 — двухлетний импакт-фактор

CrossRef

Клиническая и специальная психология

Издатель: Московский государственный психолого-педагогический университет

ISSN (online): 2304-0394

DOI: http://dx.doi.org/10.17759/cpse

Лицензия: CC BY-NC 4.0

Издается с 2012 года

Периодичность: 4 номера в год

Формат: электронное издание

Язык журнала: русский, английский

Доступ к электронным архивам: открытый

 

Виктимизация и девиктимизация студентов с ограниченными возможностями здоровья в современных образовательных условиях 1409

Фоминых Е.С., кандидат психологических наук, доцент кафедры специальной психологии, Оренбургский государственный педагогический университет, Оренбург , Россия, fominyh.yekaterina@yandex.ru

Аннотация

Интенсивные современные трансформации системы высшего образования, модернизация его содержания приводят к значительным изменениям профессионально-образовательных условий. Создавая новые возможности для студентов, с одной стороны, с другой – они оказывают дезадаптивное и дезориентирующее воздействие, наносят значительный ущерб психологическому здоровью личности, способствуют усилению виктимности. Наиболее уязвимыми в этом отношении являются студенты с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), потому как атипичность их психофизиологических свойств создает особые социально-психологические условия развития и жизни. Цель нашего исследования заключалась в анализе психологических аспектов виктимизации и девиктимизации студентов с ОВЗ. В статье рассмотрена сущность и механизмы виктимизации студентов с ОВЗ в условиях инклюзии в образовательное пространство вуза. Выявлены виктимизирующие риски в системе «студент с ОВЗ – образовательная среда вуза». Представлены психологические основы девиктимизации студентов с ОВЗ, а также организационно-содержательные характеристики психолого-педагогического сопровождения девиктимизации студентов с ОВЗ в образовательных условиях.

Ссылка для цитирования

Литература
  1. Андриенко Е. В. Социальная психология. Москва, 2010.
  2. Андроникова О. О. Психологическая безопасность образовательной среды ВУЗа. Электронная версия: http:// info@obrazovanie9.ru
  3. Варчук Т. В. Виктимология. Москва, 2009.
  4. Гапонова С. А. Особенности адаптации студентов вузов в процессе обучения // Психологический журнал. 1994. № 3.
  5. Донкан И. М. Социальная эксклюзия семей, имеющих детей-инвалидов. Хабаровск, 2010.
  6. Зайцев Д. В. Социальная интеграция детей-инвалидов в современной России. Саратов, 2003.
  7. Лошакова И. И., Ярская-Смирнова Е. Р. Интеграция в условиях дифференциации: проблемы инклюзивного обучения детей-инвалидов.Саратов, 2002.
  8. Малеева Т. М., Васин, С.А. Инвалиды в России - узел старых и новых проблем // «Pro et Contra». 2001. № 3.
  9. Менг Т. В. Педагогические условия построения образовательной среды ВУЗа. СПб, 1999.
  10. Слободчиков В. Н. Образовательная среда: реализация целей образования в пространстве культуры // Новые ценности образования: культурные модели школ. 1997. Вып.7.
  11. Степанова М. А. Практическая психология образования: противоречия, парадоксы, перспективы // Вопросы психологии. 2004. № 4.
  12. Ривман Д. В. Криминальная виктимология. СПб, 2002.
  13. Рубцов В. В., Селявина А. К., Малых С. Б. Система психологической поддержки образования // Психологическая наука и образование. 1999. № 2.
  14. Руденский Е. В. Дефект социализации личности как базовая категория виктимологии образования. Новосибирск, 2004.
  15. Фельдштейн Д. И. Приоритетные направления развития психолого-педагогических исследований // Бюллетень Высшей аттестационной комиссии Министерства образования Российской Федерации. 2005. № 6.
  16. Фоминых Е. С. Коммуникативные установки студентов-инвалидов как условия виктимности // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. 2011. № 9.
  17. Фомины  Е. С. Нарушения личностных границ студента-инвалида в контексте его виктимной деформации // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. 2012. № 1.
  18. Шапова И. А. Специальная психология. Москва, 2005.
  19. Ярская-Смирнова Е. Р., Романов П. В., Зайцев Д. В., Наберушкин Э. К. Политика в сфере высшего образования инвалидов // Журнал исследований социальной политики. 2004. № 1.
Статьи по теме
 
О проекте PsyJournals.ruЛауреат XIV национального психологического конкурса «Золотая Психея» по итогам 2012 года

© 1997–2019 Портал психологических изданий PsyJournals.ru  Все права защищены

Свидетельство регистрации СМИ Эл № ФС77-66447 от 14 июля 2016 г.

Издатель: ФГБОУ ВО МГППУ

Лауреат XIV национального психологического конкурса «Золотая Психея» по итогам 2012 года

RSS-анонсы журналов Psyjournals на facebook Группа Psyjournals Вконтакте Twitter Psyjournals Psyjournals на Youtube
Яндекс.Метрика