Пилотажное исследование функциональности, достижений и факторов личности у старших дошкольников с типичным и атипичным развитием

625

Аннотация

Целью настоящего исследования было выяснение прикладного значения оценки функциональности у старших дошкольников с типичным развитием, задержкой психического развития и умственной отсталостью. Обследованы дети в возрасте 6-7 лет с типичным развитием (N=18), с задержкой психического развития (N=18), с умственной отсталостью (N=6) при помощи шкалы оценки функциональности, шакалы оценки компетентностей дошкольников и личностного вопросника M5-PS. При помощи тех же методик обследованы 44 ребенка с типичным развитием в возрасте от 5,5 до 7 лет. Установлено, что типично развивающиеся дети более функциональны, чем дети с задержкой психического развития и умственной отсталостью, а дети с задержкой психического развития более функциональны, чем дети с умственной отсталостью. Аналогичные результаты получены относительно сформированности индивидуально-ориентированных и социально-ориентированных компетентностей, значений личностных факторов «открытость новому опыту», «добросовестность», «экстраверсия». Подобные отличия выявлены между группами типично развивающихся детей с низким, средним и высоким уровнями функциональности.

Общая информация

Ключевые слова: функциональность, факторы личности, компетентность, психология дошкольника, типичное развитие, задержка психического развития, умственная отсталость

Рубрика издания: Методы и методики

Тип материала: научная статья

Для цитаты: Дугина О.В., Егоров А.В., Казаков А.М., Казьмин А.М., Фирсова Л.В. Пилотажное исследование функциональности, достижений и факторов личности у старших дошкольников с типичным и атипичным развитием [Электронный ресурс] // Клиническая и специальная психология. 2012. Том 1. № 4. URL: https://psyjournals.ru/journals/cpse/archive/2012_n4/57320 (дата обращения: 28.03.2024)

Литература

  1. Голдберг Э. Управляющий мозг. Лобные доли, лидерство и цивилизация. Смысл. 2003
  2. Егоров А. В., Захаренко Н. В., Казаков А. М., Казьмин А. М., Фирсова Л. В. Пилотажное исследование достижений, зрелости психофенотипа и эмоциональной адаптации дошкольников с типичным и атипичным развитием в инклюзивных группах// Клиническая и специальная психология. М., 2012.№2.
  3. Егоров А. В., Захаренко Н. В., Казьмин А. М., Фирсова Л. В. Личность и достижения дошкольников с типичным развитием и умственной отсталостью // Клиническая и специальная психология. М., 2012.№3.
  4. Казьмин А. М. Теория процессуального анализа. Публичная лекция 23.03.2011. https://www.youtube.com/watch?v=1jkBQ47VCKs
  5. Лурия А. Р. // Основы нейрпсихологии. М., 1973.
  6. Diamon  A. (1991). Guidelines for the study of brain– behavior relationships during development. In H. Eisenberg (Ed.), Frontal lobe function and dysfunction (pp. 339–378). New York: New York University Press.
  7. Espy K. (1997). The shape school: Assessing executive function in preschool children. Developmental Neuropsychology, 13.
  8. Frye D., Zelazo P., & Palfai T. (1995). Theory of mind and rule-based reasoning. Cognitive Development, 10.
  9. Garon N., Bryson S.E.,  Smith I.M. (2008). Executive Function in Preschoolers: A Review Using an Integrative Framework. Psychological Bulletin Copyright 2008, Vol. 134, No. 1.
  10. Gerstadt C., Hong Y., & Diamond A. (1994). The relationship between cognition and action: Performance of children 31⁄2–7 years on a Strooplike day–night test. Cognition, 53.
  11. Gioia G.A., Espy K.A., & Isquith P. (2003). Behavior Rating Inventory of Executive Function (BRIEF-P). Odessa: Psychological Assessment Resources.
  12. Hughes C. (1998a). Executive function in preschoolers: Links with theory of mind and verbal ability. British Journal of Developmental Psychology, 16.
  13. Hughes C. (1998b). Finding your marbles: Does preschoolers’ strategic behavior predict later understanding of mind? Developmental Psychology, 34.
  14. Kochanska G., Murray K., Jacques T., Koenig A., & Vandeceest K. (1996). Inhibitory control in young children and its role in emerging internalization. Child Development, 67.
  15. Lezak M. (1995). Neuropsychological assessment(3rd ed.). New York: Oxford University Press.
  16. Mesulam M. M. (2002). The human frontal lobes: Transcending the default mode through contingent encoding. In D. Stuss & R. Knight (Eds.), Principles of frontal lobe function (pp. 8–30). New York: Oxford University Press.
  17. Scheck A. M., L. Malesky A., Cathy J., Grist L., McCord D. M. (2010). Personality in Preschool Children: Preliminary Psychometrics of the M5-PS Questionnaire, American Journal of Psychological Reseach, Volume 6, Number 1, 2010

Информация об авторах

Дугина О.В., Государственное бюджетное образовательное учреждение Детский сад комбинированного вида №1540, учитель-дефектолог, Москва, Россия, e-mail: olgdug@rambler.ru

Егоров Александр Валерьевич, педагог-психолог, Московский городской психолого-педагогический университет, Москва, Россия, e-mail: egorovfamily@gmail.com

Казаков Алексей Михайлович, педагог-психолог, Государственное образовательное учреждение Детский сад компенсирующего №2281, г. Москва, Москва, Россия, e-mail: skam77@mail.ru

Казьмин Александр Михайлович, кандидат медицинских наук, профессор кафедры нейро- и патопсихологии развития, факультет клинической и специальной психологии, Московский государственный психолого-педагогический университет (ФГБОУ ВО МГППУ), Москва, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0002-1748-2574, e-mail: mgppukprd@gmail.com

Фирсова Л.В., социальный педагог, Государственное образовательное учреждение Детский сад компенсирующего вида №385, г. Москва, Москва, Россия, e-mail: luge85@mail.ru

Метрики

Просмотров

Всего: 1935
В прошлом месяце: 4
В текущем месяце: 2

Скачиваний

Всего: 625
В прошлом месяце: 5
В текущем месяце: 1