Портал психологических изданий PsyJournals.ru
Каталог изданий 95Рубрики 51Авторы 8357Ключевые слова 20470 Online-сборники 1 АвторамRSS RSS

Включен в Web of Science СС (ESCI)

ВАК

РИНЦ

Рейтинг Science Index РИНЦ 2017

31 место — направление «Психология»

0,423 — показатель журнала в рейтинге SCIENCE INDEX

0,649 — двухлетний импакт-фактор

CrossRef

Клиническая и специальная психология

Издатель: Московский государственный психолого-педагогический университет

ISSN (online): 2304-0394

DOI: http://dx.doi.org/10.17759/cpse

Лицензия: CC BY-NC 4.0

Издается с 2012 года

Периодичность: 4 номера в год

Формат: электронное издание

Язык журнала: русский, английский

Доступ к электронным архивам: открытый

 

Математическая модель развития психики как системы * 867

Конева Е.В., доктор психологических наук, заведующая кафедрой общей психологии, ФГБОУ ВО «Ярославский государственный университет им. П.Г. Демидова», Москва, Россия, ev-kon@yandex.ru
Солондаев В.К., кандидат психологических наук, доцент, кафедра общей психологии, ФГБОУ ВО «Ярославский государственный университет им. П.Г. Демидова», solond@yandex.ru

Аннотация

Целью работы было построение количественного описания психического развития как системы. Библиографический анализ показал, что поставленная задача не решена. Для количественного описания системы предлагается аппарат логистического регрессионного анализа. Оценивается связь с возрастом вероятности нарушений в исследованных сферах психического развития. Разработанная модель применена к результатам психологического обследования эмоциональной, интеллектуальной, поведенческой сфер психики 785 детей Большесельского района Ярославской области в возрасте от рождения до 17 полных лет. Приведено описание принципов построения и структуры полученной модели, отражающей особую – временную — системность психического развития. Показано соответствие предложенной модели основным характеристикам психического развития: системности, неравномерности, наличию кризисов. В перспективе нуждаются в уточнении характер и сила связи между анализируемыми параметрами, «системный отклик» на характеристики качества жизни и состояние здоровья испытуемых.

Ключевые слова: психическое развитие, количественная модель, логистическая регрессия, система, временная системность

Рубрика: Эмпирические исследования

Тип: научная статья

* Исследование выполнено при поддержке РГНФ, проект 13-06-00650

Ссылка для цитирования

Литература
  1. Айвазян С.А.,  Енюков И.С., Мешалкин Л.Д. Прикладная статистика: исследование зависимостей. М., 1987.
  2. Анохин П.К. Принципиальные вопросы общей теории функциональных систем // Принципы системной организации функций. М., 1973.
  3. Ахметова Л.В. Половозрастные особенности развития детерминант когнитивной сферы личности учащихся // Вестник Томского государственного педагогического университета. № 11. 2009.
  4. Ахутина Т.В., Пылаева Н.М. Преодоление трудностей учения: нейропсихологический подход. СПб., 2008.
  5. Балтес П. Всевозрастной подход в психологии развития: исследование динамики подъема и спадов на протяжении жизни // Психологический журнал. Т.1. № 1. 1994.
  6. Берталанфи Л. фон Общая теория систем – обзор проблем и результатов // Системные исследования: Ежегодник. М., 1969.
  7. Выготский Л.С. Проблема возраста: собр. соч. в 6-ти т. Т. 4.  М., 1984.
  8. Дети-сироты: консультирование и диагностика развития / Под ред. Е.А. Стребелевой.  М., 1998.
  9. Карпов А.В. Психология сознания: Метасистемный подход. М. 2011.
  10. Карпов А. В., Солондаев В. К. Возможности использования индексов конвергенции и дивергенции системы // Ярославский психологический вестник. Выпуск 27. М.-Ярославль, 2012.
  11. Ковалев В.В. Психиатрия детского возраста. М., 1979.
  12. Корнев А.Н. Системный анализ психического развития детей с недоразвитием речи. Автореферат дис... ученой степени доктора психологических наук. СПб., 2006.
  13. Малхасян М. В. Развитие умственных способностей детей младшего школьного возраста в различных социокультурных средах. Автореф. … канд. психол. наук. Нижний Новгород., 2011.
  14. Марютина Т.М. Индивидуализация психического развития в контексте системного подхода // Психологическая наука и образование. № 3. 2004.
  15. Методы психологической диагностики нарушений развития у детей: метод. указания / Сост. В.К. Солондаев. Ярославль, 2004.
  16. Программный комплекс Лонгитюд — ЭДК. СПб. 2013 Электронная версия: http://testpsy.net/ru/
  17. Рябчук Ю.А. Психологические проблемы синхронизации школьного и пубертатного кризисов // Вестник Томского государственного педагогического университета. № 2. 2006.
  18. Сергиенко Е.А. Раннее когнитивное развитие: новый взгляд. М. 2006.
  19. Сергиенко Е.А. Принципы психологии развития: современный взгляд // Психологические исследования. Т. 5, № 24. 2012.
  20. Соколова Е.В. Системный подход к психокоррекции психического развития личности в раннем дизонтогенезе // Российский психологический журнал. Т. 4. № 1. 2007.
  21. Тишевской И.А. Психическое развитие младенца с позиций аллостатической парадигмы адаптации // Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия: Психология. № 17 (193). 2010.
  22. Curtin M., Jamie Madden J., Anthony Staines A., Perry I.J. Determinants of vulnerability in early childhood development in Ireland: a cross-sectional study // BMJ Open. 3. 2013. Электронная версия: http://bmjopen.bmj.com/
  23. NICHD Early Child Care Research Network. Early Child Care and Children's Development Prior to School Entry: Results from the NICHD Study of Early Child Care // American Educational Research Journal. Vol. 39, No. 1 (Spring, 2002).
  24. Gottlieb B.H., Wolfe J. Coping with family caregiving to persons with dementia: A critical review // Aging and Mental Health. 6. 2002.
  25. Gottlieb B.H. Measuring social resources // Encyclopedia of Psychological Assessment / Ed. by R. Fernandez-Ballesteros. Newbury Park. CA. 2003.
  26. Johnson M.K. Identifying the origin of mental experience // The mythomanias: The nature of deception and self-deception / Ed. by M.S. Myslobodsky. Mahwah. NJ. 1997.
  27. Johnson M.K. Source monitoring and memory distortion // Philosophical Transactions of the Royal Society of London By Biological Sciences. November 29. 352 (1362). 1997.
  28. McLoyd VC. Socioeconomic disadvantage and child development //American Psychologist. Vol 53(2). Feb. 1998.
  29. R Core Team. R: A language and environment for statistical computing. Vienna. Austria. 2013. Электронная версия: http://www.R-project.org/
 
О проекте PsyJournals.ru

© 2007–2019 Портал психологических изданий PsyJournals.ru  Все права защищены

Свидетельство регистрации СМИ Эл № ФС77-66447 от 14 июля 2016 г.

Издатель: ФГБОУ ВО МГППУ

Creative Commons License

Яндекс.Метрика