Портал психологических изданий PsyJournals.ru
Каталог изданий 96Рубрики 51Авторы 8428Ключевые слова 20536 Online-сборники 1 АвторамRSS RSS

Включен в Web of Science СС (ESCI)

ВАК

РИНЦ

Рейтинг Science Index РИНЦ 2017

31 место — направление «Психология»

0,423 — показатель журнала в рейтинге SCIENCE INDEX

0,649 — двухлетний импакт-фактор

CrossRef

Клиническая и специальная психология

Издатель: Московский государственный психолого-педагогический университет

ISSN (online): 2304-0394

DOI: http://dx.doi.org/10.17759/cpse

Лицензия: CC BY-NC 4.0

Издается с 2012 года

Периодичность: 4 номера в год

Формат: электронное издание

Язык журнала: русский, английский

Доступ к электронным архивам: открытый

 

Исследование произвольной регуляции у детей 5 и 6 лет с нарушениями и без нарушений речи 1887

Забабурина О.С., кандидат психологических наук, доцент, кафедра общей и возрастной психологии, Орловский государственный университет, Москва, Россия, oivps@yandex.ru
Савина Е.А., доктор психологических наук, доцент, кафедра последипломного психологического образования, университет Джеймса Мэдисона, Харрисонберг, США, savinaea@jmu.edu

Аннотация

Настоящее исследование посвящено изучению произвольной регуляции у детей 5 и 6 лет с общим нарушением речи (n = 116) и с нормальным речевым развитием (n = 134). Детям предлагалось выполнить задания, измеряющие способность к торможению речевого поведения (тесты «Да – Нет», «День – Ночь»), рабочую и кратковременную память, знание правил поведения в классе и умение следовать вербальной инструкции (тест «Графический диктант»). Было обнаружено, что, независимо от возраста, дети с нарушением речи не отличаются от детей без нарушения речи по показателям кратковременной памяти на слова, рабочей памяти на цифры и рабочей памяти в процессе выполнения многоступенчатой инструкции. Более того, они превзошли детей с нормальным речевым развитием по тесту кратковременной памяти на цифры, а также назвали больше правил поведения в классе. В то же самое время дети с нарушением речи показали более низкие баллы по тестам на торможение вербальной реакции. Независимо от статуса детей по речевому развитию, дети 5-ти лет продемонстрировали более низкие результаты по рабочей памяти на цифры и тесту на торможение «Да – Нет». Результаты парциальных корреляций (при контроле возраста детей) показали, что рабочая память является важным компонентом произвольной регуляции как для детей с нарушением, так и без нарушения речи. Кроме того, для детей с нарушением речи способность к интерференции оказалась важной для следования многоступенчатой инструкции.

Ссылка для цитирования

Литература
  1. Выготский Л. С. Орудие и знак в развитии ребенка // Собр. соч. Т. 6. М.: Педагогика, 1984. С. 6-86.
  2. Запорожец А.В. Избранные психологические труды: в 2-х т., Т.2. М.: Педагогика, 1986. 290 с.
  3. Левина Р.Е. Нарушения речи и письма у детей. Избр. Труды. М.: Аркти, 2005. 222 с.
  4. Лурия А.Р. Роль речи в регуляции нормального и аномального поведения // Проблемы высшей нервной деятельности нормального и аномального ребенка / Общ. ред. А.Р. Лурия Т.2. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1958. С. 5-46.
  5. Лурия А.Р. Язык и сознание. М: Изд-во МГУ, 1979. 320 с.
  6. Смирнова Е.О. Развитие воли и произвольности в раннем и дошкольном возрастах. М.: Институт практической психологии. Воронеж НПО «МОДЭК», 1998. 256 с.
  7. Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. Устранение общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста: Практическое пособие. М.: Айрис-пресс, 2008. 224 с.
  8. Baddeley A. D., Gathercole S.,Papagno, C. The phonological loop as a language learning device // Psychological Review. 1998. № 105. P. 158-173.
  9. Baddeley A.D. Working memory, thought and action. Oxford: Oxford University Press. 2007. 412 p.
  10. Barkley R.A.  The executive functions and self-regulation: An evolutionary neuropsychological perspective //Neuropsychology Review. 2001. Vol. 11, № 1. P.1-29.
  11. Engle R.W. Working memory capacity as executive attention. Current Directions in Psychological Science. 2002. vol. 11. № 1. P. 19-23.
  12. Feldman R. The development of regulatory functions from birth to 5 years: Insights from premature infants //Child Development. 2009. Vol. 80. № 2. P. 544-561.
  13. Gerstadt C. L., Hong Y. J., Diamond A. The relationship between cognition and action: Performance of children 3½-7 years old on a Stroop-like day-night test // Cognition. Vol. 53. 1994.  P. 129-153.
  14. Hungerford S., Call-Morin K., Bassendowski N., Whitford S. Do Executive Skills or Language Skills Best Predict Social Competence? Paper presented at the American Speech Language Hearing Association Conference, 2009.
  15. Kochanska G., Murray K., Coy K.C. Inhibitory control as a contributor to conscience in childhood: From toddler to early school age // Child Development. 1997. № 2. P. 263-277.
  16. Marton K., Campanelli L. Scheuer J., Yoon, J., Eichorn N. Executive function profiles in children with and without specific language impairment // Riv Psicolinguist Appl. 2012. Vol. 12. № 3.  P. 57–73.
  17. Tropper B., Marton K., Russo-Victorino K., Shafer V., Schwartz R.G. Research on Executive Functions in Children with SLI. Paper presented at the American Speech Language Hearing Association Conference, 2008.
  18. Weismer S. E.,  Evans J., Hesketh L. J. An examination of verbal working memory capacity in children with specific language impairment. Journal of Speech, Language, and Hearing Research. 1999. Vol. 42.P. 1249-1260.
Статьи по теме
 
О проекте PsyJournals.ru

© 2007–2019 Портал психологических изданий PsyJournals.ru  Все права защищены

Свидетельство регистрации СМИ Эл № ФС77-66447 от 14 июля 2016 г.

Издатель: ФГБОУ ВО МГППУ

Creative Commons License

Яндекс.Метрика