Психологическая помощь педагогам с признаками эмоционального выгорания: основания и ориентиры

1870

Аннотация

Проблемой исследования, рассматриваемой в статье, является изучение оснований и ориентиров организации и содержания психологической помощи педагогам с признаками эмоционального выгорания. С помощью методики диагностики эмоционального выгорания В. В. Бойко обследовано 502 педагога, из них 264 – работающих в специальных (коррекционных) образовательных учреждения (средний возраст 41,06 лет), 238 – в общеобразовательных (средний возраст 39,95 лет). Проанализированы симптомы эмоционального выгорания и проявления фаз его формирования (по модели В. В. Бойко). Достоверные различия в исследуемых группах педагогов установлены по признакам переживания психотравмирующих обстоятельств, ощущения загнанности в клетку и неадекватного избирательного эмоционального реагирования, а также по параметру частоты встречаемости признаков фазы резистенции. На основе доминирования признаков сходства в проявлениях эмоционального выгорания у педагогов исследуемых групп сделан вывод о принципиальной возможности разработки единой модели психологической помощи для педагогов с признаками выгорания вне зависимости от типа или вида образовательного учреждения. Предложен ряд ориентиров организации и содержания психологической работы с педагогами, базирующихся на создании условий для их психологической поддержки и технологии психологического сопровождения, построенной на основе процессного подхода.

Общая информация

Ключевые слова: педагог , выгорание, психологическая помощь, психологическое сопровождение

Рубрика издания: Эмпирические исследования

Тип материала: научная статья

DOI: https://doi.org/10.17759/cpse.2015040402

Для цитаты: Демьянчук Р.В. Психологическая помощь педагогам с признаками эмоционального выгорания: основания и ориентиры [Электронный ресурс] // Клиническая и специальная психология. 2015. Том 4. № 4. С. 12–28. DOI: 10.17759/cpse.2015040402

Литература

  1. Бойко В.В. Синдром "профессионального выгорания" в профессиональном общении. СПб.: Сударыня, 1999.
  2. Вачков И.В. Групповые методы в работе школьного психолога.  М., 2006.
  3. Водопьянова Н.Е., Старченкова Е.С. Синдром выгорания: диагностика и профилактика. М. [и др.]: Питер, 2005.
  4. Демьянчук Р.В. Актуальные возможности организации психологической поддержки педагогов в современной школе // Вестник Санкт-Петербургского университета. Серия 12: Психология. Социология. Педагогика. 2011. Вып. 4. С. 173-177.
  5. Демьянчук Р.В. Анализ личностного профиля педагога коррекционного образовательного учреждения в контексте профессиональной деятельности // Вестник Костромского государственного университета им. Н.А. Некрасова. 2011. Т. 17. Серия: Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика. № 3. С. 175-178.
  6. Демьянчук Р.В., Ростомашвили Л.Н. Методология психологического сопровождения педагогов адаптивного физического воспитания в условиях специальных (коррекционных) образовательных учреждений  // Адаптивная физическая культура. 2011. № 2(46). С. 25-28.
  7. Клюева Н.В.,  Дорфман Л.Я. Феноменологический метод исследования в консультационной психологии: методологический анализ // Вестник Южно-Уральского государственного университета. 2008. № 33(133). С. 46-50.
  8. Костромина С.Н. Психологические основания формирования профессионала на этапе обучения в вузе // Вестник Санкт-Петербургского университета. Серия 12: Психология. Социология. Педагогика. 2008. Вып.4. С. 329-340.
  9. Freudenberger H. J. Staff burn-out // Journal of Social Issues. 1974. Vol. 30. Pp.159-166.
  10. Maslach C., Jackson S.E. The Maslach Burn-Out Inventory Manual (2nd ed.). PaloAlto, CA: Consulting Psychologists Press, 1986.
  11. Roberts G. Prevention of burn-out // Advanced of Psychiatric Treatment. 1997. Vol. 3. Pp. 282-289.
  12. Caplan R.P. Stress, anxiety, and depressionin hospital consultants, general practitioners, and senior health service managers // British Medical Journal. 1994. Vol. 309. Pp.1261-1263.

Информация об авторах

Демьянчук Роман Викторович, кандидат психологических наук, заведующий кафедрой клинической психологии, Институт специальной педагогики и психологии, Санкт-Петербург, Россия, e-mail: wizardia@yandex.ru

Метрики

Просмотров

Всего: 3473
В прошлом месяце: 11
В текущем месяце: 2

Скачиваний

Всего: 1870
В прошлом месяце: 7
В текущем месяце: 1