Стандартизованные методы оценки сетей социальных связей индивида в социальной работе и психологической практике

2143

Аннотация

Статья представляет собой теоретический обзор основных стандартизированных методов оценки социальных связей индивида, изучение которых позволяет специалистам помогающих профессий получить первичную информацию о микросоциальной среде человека. На основе теоретического анализа показано, что исследование социальной сети индивида предполагает анализ ее структуры, состава и функции ее компонентов. Описаны и проанализированы наиболее распространенные инструменты оценки социальных сетей человека – «Генератор имен», «Рисунок социальной сети», «Методика оценки социальной сети» (К. Бартоломью), «Опросник социальных сетей» (Т. Тридвелл и соавторы), «Индекс социальной сети» (Л. Беркман, С. Сим), «Список социальной сети» (Б. Хирш, Д. Стоукс). Отдельно в статье представлены специфика использования метода составления клиентами структурированного дневника и метода сетевой карты.

Общая информация

Ключевые слова: социальная диагностика, социальная сеть, генератор имен, сетевая карта

Рубрика издания: Теоретические исследования

Тип материала: научная статья

DOI: https://doi.org/10.17759/cpse.2015040401

Для цитаты: Лифинцев Д.В., Лифинцева А.А., Серых А.Б. Стандартизованные методы оценки сетей социальных связей индивида в социальной работе и психологической практике [Электронный ресурс] // Клиническая и специальная психология. 2015. Том 4. № 4. С. 01–11. DOI: 10.17759/cpse.2015040401

Полный текст

Идея применения методологии анализа сетей социальных связей в клинической психологии и социальной работе основывается на представлении, что работа с клиентом - любым клиентом с любой проблемой - приносит пользу, только если включает в себя понимание социального пространства отношений клиента. Необходимость знать и понимать те социальные связи, которые организуют повседневную жизнь клиента - людей, места и занятия, которые важны для него в обычной жизни - заставляет специалистов помогающих профессий (психологов, социальных работников) обращать внимание на стандартизованные методы сбора информации о социальном окружении клиента. Мы полагаем, что внимательный анализ, того, как организована система социальных связей клиентов, открывает новые возможности для решения задач социальной реабилитации и адаптации детей и взрослых, а также разработки программ социально-педагогического сопровождения и психологического консультирования семей в трудной жизненной ситуации.

Под социальной сетью нами понимается конкретный набор социальных связей человека с определенным количеством людей. Характеристики социальных сетей могут быть использованы для интерпретации социального поведения человека, устанавливающего данные связи [4].

Социальная сеть - это способ описания социальных связей индивида в форме, доступной для качественного и количественного анализа. Это не «физическая реальность», а форма представления жизни человека с точки зрения его интеграции в социальную систему общества через фиксацию его повседневных действий, контактов, мест обитания. Анализ сети социальных связей индивида дает возможность описывать реальность контактов и отношений человека с точки зрения их интенсивности, содержания, субъективной значимости и т.д. Представление о социальной сети в наглядном виде расширяет для заинтересованных специалистов и исследователей возможности понимания и интерпретации различных фактов, имеющих место в микросоциуме индивида и в сообществах людей.

Исследование структурных компонентов социальной сети индивида и его систем социальной поддержки предполагает использование специализированных диагностических инструментов, часть из которых - это полуструктурированне методики, предполагающие составление списков наиболее значимых или регулярных контактов индивида (так называемые генераторы имен), а остальные - стандартизированные опросники и тесты.

Как отмечает Э. Вокс (A. Vaux), социальные сети могут быть изучены с точки зрения структуры, состава и функции их компонентов. С позиции исследования социальной сети, он выделял ее размер (количество включенных в нее людей) и плотность (взаимосвязь людей внутри сети). Состав социальной сети представлен теми людьми, которые в нее входят - семья, друзья и т.д. Также рассматривается вопрос однородности сети, где каждый из входящих в нее людей сравнивается с носителем сети с позиции пола, возраста, социального статуса или этнической принадлежности. Чем больше человек похож на характеристики членов своей социальной сети, тем более она однородна. Кроме того, Э. Вокс полагает, что в исследовании социальной сети могут подвергаться оценке такие особенности, как частота контакта, географическая близость, продолжительность и интенсивность отношений [11].

По мнению С. Хэнселла (S. Hansell), исследования социальной сети базируются на двух допущениях: 1) количество диадических отношений является ее наиболее важным аспектом; 2) чем больше данных отношений, тем больше человеку оказывается активной поддержки [5]. В связи с этим весьма важными являются методики, позволяющие проанализировать не только количественные показатели социальной сети человека, но и ее качественные характеристики.

Исследовать размер социальной сети можно с помощью простого метода, в котором человека просят составить список из тех людей, которые его окружают в социальном мире. Однако данная техника весьма субъективна, особенно если респондент ограничивается лишь определенным количеством людей в каждой категории (друзья, семья, родственники и т.п.). Подсчитав общее количество людей, включенных испытуемым в список, можно определить общий размер его социальной сети. К сожалению, этот метод исследования социальной сети игнорирует другие потенциально важные ее характеристики, а прежде всего состав, который позволяет описать категории людей, в нее включенных.

Еще одним инструментом оценки размера социальной сети может служить так называемый «Рисунок социальной сети» [1], который представляет собой аналог опросника социальной сети и предназначен для использования в группе детей дошкольного и младшего школьного возраста. После того, как респондент рисует на листе большой круг, включающий в себя всех значимых для него людей, а также тех людей, с которыми он постоянно контактирует, специалист проводит качественное описание специфики социальных связей испытуемого, а также количество и частоту его социальных контактов.

К. Бартоломью (K. Bartholomew) предложила методику оценки социальных сетей, в которой респонденту предлагается в первой ее части заполнить таблицу с указанием имени человека и его роли (брат, друг и т.д.), пола, возраста, территориальной близости к нему (живут в одном доме, в десяти минутах ходьбы и т.п.), частоты контактов от 1 до 6 (1 - каждый день; 6 менее, чем 1 раз в год) и общего количества времени знакомства с данным человеком [2]. Далее испытуемому необходимо ответить на ряд вопросов, связанных с его межличностными отношениями с людьми, указанными в первой части опросника. Например: «С кем бы Вам было бы важно видеться или разговаривать регулярно?». Данный опросник позволяет, во-первых, описать социальную сеть испытуемого, а во-вторых, оценить качество его отношений со значимыми людьми. Схожим инструментом, который используется в отечественной практике исследования социальных сетей, является Калифорнийский опросник социальных сетей, который был адаптирован О. Ю. Казьминой.

В 1993 году Т. Тридвелл (T. Treadwell) и его коллеги разработали опросник социальных сетей (Social Networks Inventory, SNI), предназначенный для изучения восприятия испытуемых своих отношений со значимыми людьми. Данная методика разработана на основе теории социального атома и теории Я. Морено и представляет собой четыре отдельных квадранта социальной сети испытуемого. К ним авторы методики отнесли:

1.  Психологический квадрант, которые определяется количеством значимых лиц, домашних животных или других объектов, которые влияют на жизнь испытуемого. Это может быть список из тех, кто находится ближе всего к испытуемому в его жизни, включая домашних животных или тех людей, которые уже умерли.

2.   Коллективный квадрант, в котором указывается число формальных и неформальных групп, к которым принадлежит испытуемый.

3.  Индивидуальный квадрант, где перечислены люди из коллективного квадранта, с которыми человек поддерживает дружеские отношения.

4.  Идеальный квадрант, где испытуемому необходимо указать людей, которые могли бы сделать его жизнь «идеальной».

В процессе проведения исследования испытуемого просят заполнить каждый квадрант, а затем, используя Лейкеротовскую шкалу от 1 до 7, в первой части указать степень близости к данному человеку (группе), а во второй - поместить себя на место каждого человека (группы) и определить насколько, с его точки зрения, он близок к нему [10].

Методика «Индекс социальной сети» (Social Network Index, SNI) обычно используется для сбора информации о членах социальной сети индивида [3]. Респондента просят рассказать о своем семейном статусе, количестве близких родственников и друзей; участии в церковном сообществе и участии в других общественных организациях. Предметом анализа становятся количество контактов и их значимость для человека, которая оценивается по четырехбалльной шкале от «незначимого» до «самого значимого».

Весьма экономичным методом оценки социальной сети индивида является методика «Список социальной сети» (Social Network List, SNL) [6; 9]. В данной методике испытуемого просят идентифицировать и составить список из двадцати членов свой социальной сети - тех, с кем испытуемый вступал в социальные контакты в течение последнего месяца. Анализ данной методики предполагает оценку размера социальной сети, количество близких отношений, процент родственников и плотность социальной сети.

Структурированный дневник является методом исследования социальной сети человека и представляет собой самоописание клиентом собственного времяпрепровождения в течение дня. Дневники обычно ведутся две недели. Время ведения для молодых людей может быть и меньше, так как обычно их активность через неделю снижается. Также недели хватит и для школьников с четким графиком посещения занятий. Однако одна неделя часто может быть не типичной, следовательно, две недели все же предпочтительнее. Пожилым людям с малым разнообразием жизни можно предложить вести дневник в течение месяца.

Как отмечают многие зарубежные специалисты, большинство клиентов легко привыкают вести дневник и делают это обычно добросовестно и даже с энтузиазмом. Кроме сухих ежедневных данных, дневники помогают клиентам раскрыться. Дневник структурирован, это не просто чистый лист, который дают клиенту и просят в нем писать в произвольной форме события дня. Структура дневника отражает различия в повседневной активности клиента. Клиента просят записывать, с кем он контактирует, куда ездит или ходит, основные события, произошедшие в тот или иной день, а также кем приходятся ему те или иные люди. Впоследствии контент-анализ дневниковых записей позволяет экспериментатору описать специфику социальной сети клиента.

Когда мы проводим диагностическую и терапевтическую работу с детьми и подростками, мы должны использовать те технологии и средства, которые помогут нам обнаружить и описать не только историю жизни ребенка, но и все элементы системы его жизненных проблем и трудностей. Одним из самых эффективных с точки зрения диагностики, и в то же время очень терапевтичным методом работы является метод сетевой карты, позволяющий специалисту совместно с подростком проанализировать особенности его жизненной ситуации «здесь и сейчас» и специфику социального окружения [12]. Сетевая карта может выглядеть следующим образом:

 

Рис. Сетевая карта

Совокупность представленных здесь связей имеет огромное значение для диагностического и терапевтического процесса. Рассмотрим представленные в сетевой карте микросистемы.

Семья. Под семьей мы понимаем тех людей, которые живут с ребенком в одном доме. Это могут быть мать ребенка, его отец, братья и сестры, бабушки и т.д. Если некоторые из членов семьи переехали в другое место проживания, то мы их относим к родственникам. Если родители ребенка находятся в разводе, то отца (или мать), проживающего в другом месте, необходимо отнести к родственникам.

Родственники. К ним относятся родственники по линии матери и родственники по линии отца, а также все те, кто состоит с родственниками в браке. Если разведенные родители образовали новые семьи, то их члены становятся родственниками ребенку, с которыми он может строить новые отношения. Наличие в социальной сети ребенка родственников обеспечивает ее важную функцию - стабильность, особенно это касается родственников первичной семьи. Следует отметить некоторую методическую трудность, возникающую при заполнении сетевой карты - зачастую и ребенку, а тем более специалисту, сложно определить четкую границу между семьей и другими родственниками.

Школа (детский сад, работа). Очень часто в терапевтическом контексте работы с ребенком практически не учитывается влияние школы (детского сада, работы), хотя в ней ребенок проводит почти столько же времени, сколько и дома. Предполагается, что две микросистемы ребенка - семья и школа - соотносятся между собой, как сообщающиеся сосуды. Например, школа может выступать для ребенка фактором поддержки, а семья - вызывать раздражение. И, соответственно, наоборот, собственные переживания ребенка по поводу происходящего в школе могут быть отреагированы в семье.

Друзья (соседи, объединения, собрания). К данной микросистеме относятся те люди, с которыми ребенок не состоит в кровном родстве, но поддерживает определенные отношения. Контакты с друзьями не поддерживаются автоматически и требуют от ребенка проявления определенной степени инициативы.

Административные инстанции. Это сектор, в который попадают специалисты, работающие в различных учреждениях и оказывающие (или не оказывающие) те или иные виды помощи ребенка и его семье.

Кроме того, в работе с подростком специалист может составить и другие виды сетевых карт. Например, историческая сетевая карта может описать социальную сеть ребенка на определенном возрастном этапе его развития («Как выглядела твоя сеть, когда твои родители не развелись?» и т.п.). Актуализации мотивационных тенденций ребенка способствует составление карты желаемого. Оценка доступности сети может быть проведена с помощью географической карты, отражающей мобилизационную готовность сети («Где живут значимые люди? Находятся ли они в пределах досягаемости, чтобы прийти на помощь и оказать поддержку?» и т.п.). В географическую карту заносятся люди из субъективной сетевой карты, только дистанция между ними показывает не степень воображаемой близости, а реальное объективное географическое расстояние.

Представленный в данной статье обзор методов оценки сетей социальных связей индивида не претендует на исчерпывающий характер. В нашу задачу входило лишь обозначить основные методические приемы и техники, используемые исследователями для получения первичной информации о микросоциальной среде индивида. Этот инструментарий может оказаться полезен как для реализации исследовательских программ в области психического здоровья и благополучия, социальной адаптации и поддержки различных групп населения, так и для практической работы с социальным окружением клиентов. Использование существующего в мировой науке методов оценки количественных и качественных характеристик системы социальных отношений индивида позволяет наглядно увидеть как социальное определяет психологическое в повседневном функционирования человека или группы. Мы полагаем, что понимание ресурсов, сосредоточенных в социальных контактах человека, даст новый импульс для модернизации принципов оказания социальной и психологической помощи людям в трудной жизненной ситуации с учетом возможностей социальных обменов и взаимопомощи в их микросоциальной среде, а также будет способствовать формированию новых направлений исследований в рамках изучения междисциплинарных проблем социальной работы и медицины, основанной на принципах биопсихосоциальной модели здоровья и психического благополучия.

Финансирование

Исследование выполнено при финансовой поддержке РГНФ в рамках научно­исследовательского проекта «Социальная поддержка как коммуникативный феномен в социальной работе и социально-педагогической практике» (№15-06­10871).

Литература

  1. Казьмина О.Ю. Социальные сети и развитие социального поведения // Руководство по оценке уровня развития социального поведения старшеклассника. М., 1993. 80 с.
  2. Bartholomew K., Horowitz L.M. Attachment styles among young adults: A test of a four-category model // Journal of Personality and Social Psychology. 1991 №61. Р.226- 244.
  3. Berkman L.F., Syme S.L. Social networks, host resistance, and mortality: a nine-year follow-up of Alameda county residents // Amer. Journ. Epidemiol. 1979. №109. Р.186–204.
  4. Eriksen W. The role of social support in the pathogenesis of coronary heart disease. A literature review // Family Practice. 1994. №11. P.201-209.
  5. Hansell S. Adolescent Friendship Networks and Distress in School // Social Forces. 1985. №63. Р.698–715.
  6. Hirsch B.J. Psychological dimensions of social networks: A multimethod analysis // American Journal of Community Psychology. 1979. №7. Р.263-277.
  7. Scott J. Social Network Analysis. London: Sage, 1991.
  8. Seed P. Applied Social Network Analysis. A Set of Tools for Social Services Research and Practice. Tunbridge Wells: Costello, 1988.
  9. Stokes J.P. Predicting satisfaction with social support from social network structure // American Journal of Community Psychology. 1983. №11. Р.141-152.
  10. Treadwell T., Leach E., Stein S. The Social Networks Inventory: A Diagnostic Instrument Measuring Interpersonal Relationships // Small Group Research. 1993. Vol. 24 (2). P.155-178.
  11. Vaux A. Social Support: Theory, Research, and Intervention. New York: Praeger, 1988. 355p.
  12. Webb N.B. Social work practice with children (2nd ed.). New York: Guilford Press, 2003.

Информация об авторах

Лифинцев Д.В., доктор педагогических наук, профессор, профессор кафедры психологии и социальной работы, Балтийский федеральный университет им. И.Канта, Калининград, Россия, e-mail: psyrgu@gmail.com

Лифинцева Алла Александровна, доктор психологических наук, профессор института гуманитарных наук, Балтийский федеральный университет имени Иммануила Канта (ГБОУ ВПО БФУ им. И. Канта), Калининград, Россия, e-mail: alifintseva@kantiana.ru

Серых А.Б., доктор педагогических наук, заведующая кафедрой психологии и социальной работы, Балтийский федеральный университет им. И.Канта, Калининград, Россия, e-mail: annaserykh@rambler.ru

Метрики

Просмотров

Всего: 2761
В прошлом месяце: 12
В текущем месяце: 9

Скачиваний

Всего: 2143
В прошлом месяце: 4
В текущем месяце: 7