Портал психологических изданий PsyJournals.ru
ОТКРЫТЫЙ ДОСТУП К НАУЧНЫМ ИЗДАНИЯМ 
Каталог изданий 80Рубрики 51Авторы 6956Ключевые слова 16548 АвторамИздателямRSS RSS
ВАК РИНЦ EBSCO DOAJ ERIH PLUS

Клиническая и специальная психология

Издатель: Московский государственный психолого-педагогический университет

ISSN (online): 2304-0394

DOI: http://dx.doi.org/10.17759/cpse

Издается с 2012 года

Периодичность: 4 номера в год

Формат: электронное издание

Язык журнала: русский, английский

Доступ к электронным архивам: открытый

 

Рецензия на коллективную монографию «Диагностика в медицинской (клинической) психологии: современное состояние и перспективы» * 156

Вачков И.В., доктор психологических наук, профессор кафедры общей психологии факультета психологии Института общественных наук , Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ, Москва, Россия, igorvachkov@mail.ru
Полный текст

Выход рецензируемой коллективной монографии был приурочен к значимому для отечественной психологической науки событию – научно-практической конференции с международным участием «Диагностика в медицинской (клинической) психологии: традиции и перспективы». Эта конференция состоялась 29-30 ноября 2016 года на базе ФГБНУ «Научный центр психического здоровья»
и ФГБОУ ВО «Московский государственный психолого-педагогический университет» и была посвящена 105-летию классика отечественной патопсихологии
С.Я. Рубинштейн. Предыдущая конференция такого рода проходила пять лет назад.

Авторами коллективной монографии стали более тридцати специалистов из Москвы, Санкт-Петербурга, Екатеринбурга, Челябинска, Ярославля, занимающихся проблемами современной клинической (медицинской) психологии, в частности, психодиагностики в патопсихологии, нейропсихологии, психосоматики, психологии аномального развития. Научными редакторами коллективной монографии выступили известные клинические психологи – Н.В. Зверева, И.Ф. Рощина,
С.Н. Ениколопов, приложившие колоссальные усилия как к подготовке публикации этой монографии, так и к проведению конференции.

Появление коллективной монографии «Диагностика в медицинской (клинической) психологии: современное состояние и перспективы» имеет большое значение для российской науки и чрезвычайно актуально. Знакомство со статьями, собранными в ней, позволяет четко представить палитру современных исследований в области клинической (медицинской) психологии, осуществляющихся ведущими специалистами в нашей стране. Авторы статей, опираясь на традиции, заложенные в клинико-психологической диагностике такими столпами, как Сусанна Яковлевна Рубинштейн, предлагают новые подходы и идеи, развивают новые направления, демонстрируют последние научные достижения в этой области.

Материалы коллективной монографии распределены по четырем разделам: «Методология исследования в клинической психологии», «Современные тенденции развития диагностики при эндогенной психической патологии», «Современные тенденции развития диагностики в клинической психологии: возрастные аспекты», «Клинико-психологические проблемы профилактики и реабилитации». Такая логика изложения представляется вполне оправданной, так как сложность изучаемых вопросов и широта феноменологического поля определяют необходимость сначала уточнить методологические основания исследований, а затем перейти к более частным вопросам по рассматриваемой проблеме. Поэтому абсолютно естественным видится открытие первого раздела статьей корифеев отечественной патопсихологии В.П. Критской и Т.К. Мелешко, посвященной рассмотрению базовых методологических и методических принципов исследования эндогенной психической патологии (шизофрении). Ключевым для авторов является понятие патопсихологического синдрома как структурного образования, позволяющего вскрыть внутренние взаимосвязи между психическими характеристиками, образующими особое качество проявлений шизофренической патологии. В качестве ведущего фактора в структуре патопсихологического синдрома авторами было определено снижение социальной направленности и социальной регуляции деятельности и поведения больных шизофренией.

Продолжает размышления о методологии и проблемах психологической науки Е.Ю. Балашова в статье «Настоящее и будущее нейропсихологической диагностики: pro et contra». В частности, автор поднимает вопрос методического обеспечения нейропсихологической диагностики, который до настоящего времени не является решенным. В первом же разделе содержится статья М.А. Беребина, который доказывает необходимость и актуальность разработки психодиагностических методик нового («экспертного») типа для решения задач клинической (медицинской) психодиагностики. В статье Н.С. Бурлаковой последовательно проводится мысль о создании методологии, более точно описывающей структуру проективных методов и характер получаемого при их помощи знания с учетом условий их проведения, позиции исследователя, характера активности экспериментатора и прочих, развития способов понимания индивидуальности обследуемого, что, по мнению автора, раскрывает новые грани в использовании данных методов и позволяет в перспективе говорить о новом этапе в их развитии и применении.

Оценке мотивации в контексте трансляционной психиатрии посвящена статья М.В. Алфимовой. Автор анализирует современные зарубежные экспериментальные парадигмы и опросники, нацеленные на измерение компонентов побудительной мотивации, и констатирует, что выбор психометрических инструментов для изучения побудительной мотивации в рамках решения задач клинической психологии пока ограничен, что диктует необходимость разработки новых, высоко специализированных опросников для изучения различных компонентов данного психологического конструкта.

В материале Е.Р. Исаевой и Г.Г. Лебедевой осуществляется подробный сравнительный анализ отечественного и зарубежного подходов к изучению когнитивных процессов у пациентов с шизофренией и показывается, что современные зарубежные психометрические тесты (ТМТ, Тест беглости речевых ответов) позволяют получить достаточно быстро общую количественную интегральную оценку сохранности и продуктивности умственной (познавательной) деятельности, вместе с тем они имеют недостаточную диагностическую чувствительность к выявлению специфических когнитивных нарушений, характерных для больных с расстройствами шизофренического спектра. При этом отечественные методики дают больше информации о структуре нарушенных когнитивных функций.

Т.И. Медведева, О.Ю. Воронцова, О.Ю. Казьмина, О.О. Зинченко описывают результаты исследования, целью которого было изучение имплицитных предпочтений, связанных со смертью (категории «Я»+ «Смерть»), у больных депрессией с суицидальным риском. Показано, что у больных с суицидальным риском снижены способности к эмоциональному научению и принятию решений на основе прошлого опыта, выявлена склонность к игнорированию отрицательных последствий своего выбора.

Возможностям применения рисуночной методики «МОБиС» в диагностике имплицитного и эксплицитного отношения к болезни – на примере непсихотических расстройств юношеского возраста – посвящена статья
Е.И. Рассказовой и С.Н. Ениколопова. Авторы показывают, что рисуночная методика «МОБиС» представляет собой валидную скрининговую альтернативу опросниковым инструментам репрезентации болезни: близость болезни к «Я» связана с общей когнитивной оценкой тяжести и длительности заболевания, тогда как близость симптомов к «Я» – с их эмоциональной значимостью и страхом негативных последствий.

Г.Е. Рупчев и А.А. Алексеев на материале интерпретации пословиц и поговорок изучали возможности диагностики нарушений абстрактного мышления с помощью шкалы «Уровень абстрактного мышления». Разработанная шкала показала достаточные надежность, согласованность, конструктную валидность и сензитивность к нарушениям абстрактного мышления. Также показатели дискриминативности для отдельных заданий (пословиц) оказались высокими, что указывает на возможность использования отобранного списка пословиц и поговорок.

В статье И.В. Добрякова, В.Н. Прохорова и О.В. Прохоровой рассматриваются вопросы психологической диагностики в такой относительно новой научной области как перинатальная психология; делается обзор существующих психодиагностических методик проблем их создания.

Мультидисциплинарные клинико-психологические аспекты диагностики детского аутизма и детской шизофрении проанализированы в статье
Н.В. Симашковой и А.А. Коваль-Зайцева. Авторы убеждены, что именно мультидисциплинарный подход с привлечением дополнительных методов комплексной психологической диагностики (патопсихологических маркеров расстройств аутистического спектра и детской шизофрении) к базисным патопсихологическим внесет весомый вклад в решение вопросов ранней диагностики, дифференциации, уточнения патогенеза, мониторинга состояния пациентов, позволит разработать новые дифференцированные подходы к терапии детей с аутизмом и шизофренией.

Н.В. Зверева посвятила свою статью проблеме когнитивного дизонтогенеза и его диагностике у детей и подростков. В частности, ею показано, что при разных вариантах расстройств аутистического спектра у детей представлены все виды когнитивного дизонтогенеза, на формирование дефекта вследствие болезни, его содержание и структуру оказывают влияние индивидуальные особенности формирования психики («слабые» и «сильные» стороны психической деятельности), которые имеют определенные совпадения при шизофрении и расстройствах аутистического спектра.

Описанию методов диагностики произвольной двигательной активности у детей, а точнее, конкретных диагностических проб посвящена статья Т.Г. Горячевой и Ю.В. Кузнецовой. Все пробы не требуют специального оборудования, быстры в выполнении, легко и с интересом воспринимаются детьми. Они дают достаточно точные возможности для оценки состояния праксиса ребенка, заинтересованных мозговых зон и прицельного выделения зон для более детального последующего обследования.

Проблемы психодиагностического исследования при производстве судебно-психологических экспертиз рассматриваются И.А. Горьковой. К наиболее часто встречаемым проблемам применения психодиагностических методов, которые снижают их качество вплоть до необоснованных, ошибочных выводов, она относит, в частности, отсутствие единого подхода и, соответственно, применение разнообразных методов при производстве одних и тех же видов экспертиз, а также перенос психологами методов психодиагностики из практики работы в психологических службах без учета специфики производства судебно-психологических экспертиз.

В исследовании, проведенном В.А. Урываевым и И.Г. Сениным, сопоставляются результаты диагностики двух групп испытуемых с помощью личностного опросника Р. Кеттелла: одной группы – в 1992 году, а второй группы – в 2016 году. Наибольшие различия между поколениями «пре-перестроечным» и «пост-перестроечным» отмечены в сфере интеллектуальных качеств личности, чему, безусловно, не может не способствовать экспансия современных интернет-технологий.

И.Ф. Рощина и Н.Д. Селезнева изучали когнитивные и некогнитивные особенности психической деятельности у родственников 1-й степени родства пациентов с болезнью Альцгеймера. Проведенное исследование показало, что в отношении родственников людей с болезнью Альцгеймера должны проводиться комплексные программы коррекционно-реабилитационных мероприятий, направленных на предупреждение ухудшения когнитивных функций. В эти программы, помимо клинико-психопатологического обследования и медикаментозной терапии, должны включаться нейропсихологическая диагностика для выявления специфических особенностей когнитивного функционирования, а также психологическая поддержка (сопровождение) и коррекционная работа в рамках когнитивного тренинга.

О психологической диагностике в контексте профилактики нарушений психической адаптации пишет О.Ю. Щелкова на примере исследования группы врачей анестезиологов-реаниматологов. Предложенная автором модель психодиагностики позволила подтвердить представление о сложной структуре процесса психологической адаптации к стрессогенным условиям профессиональной деятельности, о его волнообразном, фазовом характере.

Завершает раздел, посвященный клинико-психологическим проблемам профилактики и реабилитации, статья Е.Р. Исаевой и Ю.В. Мухитовой, содержащая обзор отечественных и зарубежных исследований системы психосоциальной помощи населению и реабилитации. Как считают авторы, опыт как зарубежных, так и отечественных специалистов в нейрореабилитации может стать полезным и важным ориентиром в создании единой структурированной системы оценок эффективности восстановительных мероприятий для психиатров, медицинских психологов и других специалистов, занимающихся психосоциальной реабилитацией пациентов с психическими нарушениями.

Таким образом, краткий обзор содержания коллективной монографии «Диагностика в медицинской (клинической) психологии: современное состояние и перспективы» позволяет сделать вывод о широте и разнообразии проводимых в этой области научных исследований.

Можно с уверенностью утверждать, что материалы монографии будут интересны и полезны для научных работников, преподавателей психологии, аспирантов и студентов, а также специалистов, работающих в области здравоохранения, в системе образования и социальной защиты населения.

Ссылка для цитирования

 
Webometrics
О проекте PsyJournals.ruЛауреат XIV национального психологического конкурса «Золотая Психея» по итогам 2012 года

© 1997–2017 Портал психологических изданий PsyJournals.ru  Все права защищены

Свидетельство регистрации СМИ Эл № ФС77-66447 от 14 июля 2016 г.

Издатель: ФГБОУ ВО МГППУ

Лауреат XIV национального психологического конкурса «Золотая Психея» по итогам 2012 года

RSS-анонсы журналов Psyjournals на facebook Группа Psyjournals Вконтакте Twitter Psyjournals
Индекс цитирования Яндекс.Метрика