Характеристика качества жизни подростков с нарушениями зрения в контексте их жизнестойкости 249
Горьковая И.А., доктор психологических наук, профессор кафедры психологии человека, Институт психологии, Российский государственный педагогический университет имени А. И. Герцена (ФГБОУ ВПО РГПУ имени А. И. Герцена), Санкт-Петербург, Россия, iralgork@mail.ru Микляева А.В., доктор психологических наук, доцент кафедры психологии человека, Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена, Санкт-Петербург, Россия, a.miklyaeva@gmail.com
В статье приводятся результаты исследования качества жизни подростков с нарушениями зрения в контексте их жизнестойкости. Обследовано 173 подростка в возрасте 13-16 лет, из них 22 подростка с глубокими нарушениями зрения (остаточное зрение менее 0,05%) и 39 слабовидящих подростков. Для сбора эмпирических данных использовались методики «Оценка качества жизни» SF-36, Краткая версия теста жизнестойкости, методика изучения самооценки Дембо–Рубинштейн в модификации П.В. Яньшина, а также анализ медицинских документов. Предполагалось, что качество жизни подростков с нарушениями зрения опосредовано уровнем их жизнестойкости. Результаты исследования показали, что оценка качества жизни слабовидящими подростками довольно реалистична, в то время как у подростков с глубокими нарушениями зрения она носит компенсаторно завышенный характер. При этом в выборке слабовидящих подростков жизнестойкость является фактором, опосредующим их качество жизни, но не оказывает существенного влияния на оценку качества жизни подростками с глубокими нарушениями зрения. Основным ресурсом поддержания и повышения качества жизни подростков с нарушениями зрения являются компоненты качества жизни в аспекте психического здоровья.
Работа выполнена при поддержке Российского фонда фундаментальных исследований, отделение гуманитарных и общественных наук, грант № 17-06-00336.
Литература
Вассерман Л.И., Громов С.А., Михайлов В.А., Лынник
С.Д., Флерова И.Л. Концепция реабилитации и качество жизни: преемственность
и различия в современных подходах // Психосоциальная реабилитация и качество
жизни. СПБ: СПбНИПИ
им. В.М. Бехтерева, 2001. С. 103–115.
Голикова А.А. Качество жизни подростков с
нарушениями зрения // Вестник психотерапии. 2015. Т. 61. № 56. С. 90–97.
Головей Л.А., Бейнарович К.К. Личностный
адаптационный потенциал подростков с ослабленным зрением // Вестник СПбГУ. Сер.
12. 2009. Вып. 4.
С. 154–162.
Доника А.Д., Зимовец С.В. Качество жизни пациентов
офтальмологического профиля // Международный журнал экспериментального
образования. 2011. № 3.
С. 99–100.
Карбалевич А.С., Дерюгин А.А., Алексеева О.С.
Особенности нормоидентичности слабовидящих подростков // Новый университет.
Сер.: Актуальные проблемы гуманитарных и общественных наук. 2015. Т. 50. № 5.
С. 74–78.
Коган Б.М., Яковлева А.В. Психолого-педагогические
условия повышения качества жизни подростков с нарушением зрения //
Психолого-педагогическая поддержка детей с ограниченными возможностями
здоровья. М.: изд-во МГПУ, 2016. С. 40–48.
Коган Б.М., Яковлева А.В. Личностные особенности
слабовидящих подростков // Специальное образование. 2012. № 2. С. 67–114.
Куприянова И.Е., Семке В.Я., Карауш И.С.
Психическое здоровье и качество жизни детей и подростков с сенсорными
нарушениями (обзор иностранной литературы) // Сибирский вестник психиатрии и
наркологии. 2012. Т. 74. № 5. С. 56–60.
Леонтьев Д.А., Рассказова Е.И. Тест жизнестойкости.
М.: Смысл, 2006. 63 с.
Липкова О.И. Общие и специфические особенности
развития личности подростков с нарушением зрения: Дис. ... канд. психол. наук.
М., 2001. 192 с.
Литвак А.Г. Психология слепых и слабовидящих. СПб.:
изд-во РГПУ им.
А.И. Герцена, 1998. 271 с.
Малкова Т.П. Оценка вероятностей успешной
социально-психологической адаптации выпускников школ для слепых и
слабовидящих детей // Педагогика, психология, теория и методика обучения. 2002.
№ 3. С. 188–191.
Молчанова Е.К. Медико-социальная характеристика и
качество жизни подростков-инвалидов : автореферат дис. … канд. мед. наук. М.,
2006. 26 с.
Морозова Е.А. Особенности развития
эмоционально-личностной сферы слабовидящих детей в период подросткового
кризиса: Автореферат дис. … канд. психол. наук. Нижний Новгород, 2002. 23
с.
Нефедовская Л.В. Исследование качества жизни детей
с нарушениями зрения // Вопросы современной педиатрии. 2009. № 1. С.
9–13.
Новик А.А, Ионова Т.И. Руководство по исследованию
качества жизни в медицине. М., Олма-Пресс, 2002. 314 с.
Новик А.А., Ионова Т.И., Гандек Б. Показатели
качества жизни населения Санкт-Петербурга // Проблемы стандартизации в
здравоохранении. 2001. № 4. С. 22–31.
Осин Е.Н., Рассказова Е.И. Краткая версия теста
жизнестойкости: психометрические характеристики и применение в организационном
контексте // Вестник Московского Университета. Сер. 14. Психология. 2013. № 2.
С. 147–165.
Панкратов В.В., Ягудаева И.П., Давыдов А.И.
Качество жизни, связанное со здоровьем: терминология, методология, особенности
оценки в акушерско-гинекологической практике // Вопросы гинекологии, акушерства
и перинатологии. 2012. №2. С. 22–33.
Ростомашвили И.Е. Особенности самосознания
подростков в условиях зрительной депривации: Дис. ... канд. психол. наук. СПб.,
2000. 228 с.
Boulton M., Haines L., Smyth D. Health-related
quality of life of children with vision impairment or blindness //
Developmental Medicine & Child Neurology. 2006. Vol. 48.
№ 8.P. 656–661. Doi:10.1017/S0012162206001381.
Bremond-Gignac D., Tixier J, Missotten T, Laroche L,
Beresniak A. Evaluation of the quality of life in ophthalmology // Presse
Med. 2002. Vol. 31. № 34. P. 1607–1612.
Chadha R.K., SubramanianА.. The
Effect of Visual Impairment on Quality of Life of Children Aged 3–16 // British
Journal of Ophthalmology. 2011. Vol. 95.№ 5.
P. 642–645.Doi:10.1136/bjo.2010.182386.
Ware J.E., Snow K.K., Kosinski M., Gandek B. SF-36 health
survey. Manual and interpretation guide // The Health Institute, New England
Medical Center. Boston: Mass, 1993.136 p.