Татьяна Александровна с
детства интересовалась биологией,
занималась в кружке юных натуралистов, которым руководил Петр Петрович Смолин
(главный хранитель Дарвиновского музея), училась в
биологическом классе школы № 109 г. Москвы.
Высшее образование Татьяна Александровна получила на
биологическом факультете Московского государственного университета им.
Ломоносова по специальности «Физиология высшей нервной деятельности», завершив
его в 1971 году с квалификацией
«биолог-физиолог животных
и человека». Курсовые и
дипломные проекты были
посвящены изучению
поведения животных и выполнялись на кафедре
высшей нервной деятельности. Во время учебы в МГУ она активно участвовала
в природоохранной деятельности, была членом Дружины биофака МГУ по охране
природы. Ее учебные достижения были отмечены дипломом с отличием.
Сразу после выпуска в 1971 году начала свою
научно-педагогическую деятельность в качестве аспиранта лаборатории возрастной
психогенетики Института общей и педагогической психологии АПН СССР (с 1992 года
Психологический институт РАО). Ее кандидатская диссертация под руководством
Инны Владимировны Равич-Щербо на тему «Исследование генетической
детерминированности различных параметров электроэнцефалограммы человека
близнецовым методом» по специальности
«Психофизиология» была защищена в 1976 году. В
диссертации, выполненной в русле эволюционно-генетического подхода с
применением различных методов анализа, удалось получить ряд
количественных характеристик множественных сведений
ЭЭГ обоих полушарий и сравнить их у монозиготных и дизиготных
близнецов. Эти результаты позволили автору предполагать, что функции
филогенетически более молодых образований головного мозга подвержены большей
изменчивости по сравнению с функциями структур более древних, зависящих
преимущественно от действия наследственных факторов. В 1976 году Т.А. Мешкова
получила научное звание старшего научного сотрудника (доцент по специальности).
Являясь штатным сотрудником лаборатории возрастной психогенетики
Института общей и педагогической психологии АПН СССР (Психологический институт
РАО) с 1974 по 1997 годы, Татьяна Александровна стала одним из авторов
коллективной монографии «Роль среды и наследственности в формировании
индивидуальности человека», которая в 1990 году была
удостоена первой премии Академии педагогических наук СССР. Она – автор
многочисленных публикаций, часть из которых были переведены на иностранный язык
и опубликованы в зарубежных изданиях (США, Италия,
Германия). Научную
работу Татьяна
Александровна
всегда совмещала с педагогической деятельностью –
сначала в качестве школьного психолога, а затем как преподаватель ВУЗа. Она
стояла у истоков создания и разработки учебного курса «Психогенетика», который
в последние годы стал обязательным в Государственном стандарте
образования по специальности «Психология», является одним из соавторов учебника
«Основы психогенетики» (1998). Комплект тестовых заданий по
курсу «Психогенетика» и
программа практики
студентов, разработанные Т.А. Мешковой, были отмечены в числе
лучших в конкурсе Учебно-методического объединения
университетов по
психологии. В 1999
году программа курса
«Психогенетика» Т.А. Мешковой была отмечена премией
Института «Открытое общество» (фонд Сороса). В этом же году в составе
коллектива авторов Татьяна Александровна была удостоена звания лауреата премии
Правительства Российской Федерации в области образования за цикл работ
«Психогенетика как область науки и дисциплина в высшей школе». В 2003 году в
рамках Федеральной научно- технической программы Минобразования «Создание
системы открытого образования» Татьяной Александровной был подготовлен
электронный учебно- методический комплекс по психогенетике, а в 2004 году вышло
печатное издание учебно-методического комплекса «Психогенетика», включающее
четыре книги.
В 1997 году Татьяна Александровна решилась на серьезный шаг
– она возглавила новый, только что
открытый факультет специальной
психологии в Московском городском психолого-педагогическом университете.
Огромный труд по разработке организационной структуры, подбору профессорско-
преподавательского состава, определению стратегии развития нового факультета,
без сомнения, можно назвать подвижническим. По инициативе Татьяны Александровны
Мешковой и под ее руководством организуется тесное взаимодействие факультета
специальной психологии (в дальнейшем факультета клинической
и специальной
психологии) с
учреждениями специального и инклюзивного
образования, благотворительными фондами, общественными организациями,
оказывающими помощь детям и молодежи с ограниченными возможностями здоровья и
их семьям. С самого начала деятельности факультета студенты имеют возможность
обучаться непосредственно на месте своей будущей работы, перенимая опыт ведущих
специалистов-практиков, осваивая методы коррекционной работы с проблемными
детьми и их семьями. Это один из источников высокого уровня квалификации первых
и последующих выпускников, который высоко оценивается Государственной
экзаменационной комиссией. Молодые специалисты – выпускники факультета –
востребованы в учреждениях образования, здравоохранения, социальной сферы
города Москвы.
Большое внимание Татьяна Александровна Мешкова уделяет
воспитанию студенчества. По ее инициативе, во многом опирающейся на собственный
студенческий опыт, на факультете в 2000 году создано студенческое общество
волонтеров «Единый мир». Ведущими идеями волонтерского движения со времени
создания и до сих пор являются:
-
помощь в профессиональном и личностном самоопределении
студентов- психологов и педагогов-психологов;
-
воспитание активной социальной позиции молодежи;
-
создание условий для успешной социализации и эффективной
самореализации молодежи, развитие ее потенциала в интересах России.
Участвуя в волонтерском движении, студент имеет возможность
получать новые знания, необходимые для обретения своей
будущей профессии, пополнять и развивать свой личностный творческий
потенциал и уверенность в себе.
Движение «Единый мир» всегда было открыто всем желающим – не
только студентам факультета клинической и специальной психологии, но и других
факультетов МГППУ, других вузов.
Работа с различными категориями социально незащищенных
граждан страны (дети-инвалиды, дети-сироты, взрослые-инвалиды, пенсионеры)
позволяет студентам с первого курса овладевать ключевыми профессиональными
навыками работы психолога.
Взаимодействие кураторов со студентами в рамках
волонтерского движения опирается, в первую очередь, на
личностно-ориентированные психолого- педагогические технологии, которые
предполагают формирование эмоционально- личностной позиции волонтера.
Волонтерами преимущественно являются студенты начальных
курсов, находящиеся на первом этапе профессионального становления. Очень важно,
что волонтерская деятельность позволяет студентам почувствовать себя
компетентными и эффективными в сложных жизненных ситуациях, что
способствует повышению мотивации в
обретении профессиональных навыков и расширению
психологического инструментария в работе с самыми разными категориями детей и
взрослых с ограниченными возможностями здоровья. Волонтерское движение ценно и
уникально своим триединством – привлекая студенческую молодежь к волонтерской
деятельности, оно сочетает духовно- нравственное становление молодой личности с
профессиональным ростом будущих специалистов, решая при этом социально
значимые, остро стоящие перед обществом и государством проблемы.
В 2003 году за выдающиеся успехи в области образования
Татьяна Александровна была награждена медалью Ушинского. Она является почетным
работником высшего профессионального образования (2006), имеет две медали им.
Г.И. Челпанова I и II степени, трижды стала лауреатом конкурса «Грант
Москвы» в области наук и
технологий, награждена Грамотой Правительства Москвы (2008),
с 2017 года – почетный профессор Московского государственного психолого-
педагогического университета.
В 2007 году МГППУ стал одним из победителей конкурса
инновационных вузов в рамках Национального приоритетного проекта «Образование»,
и факультет клинической и специальной психологии под руководством Т.А. Мешковой
успешно решил стоявшие
перед ним
задачи разработки
новых специализаций –
-
«Клиническая психология младенческого, раннего и
дошкольного возраста»,
-
«Психологическая реабилитация и коррекция»; реализации
проектов «Диагностика и коррекция нарушений
психического развития при наследственной
патологии»,
-
«Психофизиологическая диагностика детей и
подростков».
Итоги этой масштабной работы эффективно реализуются в
актуальной деятельности факультета клинической и специальной психологии. С
начала деятельности факультета и по настоящее время Татьяна
Александровна Мешкова возглавляет
кафедру дифференциальной психологии и
психофизиологии (до 2015 года – кафедра дифференциальной психологии).
Направления ее научных исследований: психогенетика, психофизиология,
психобиология типичного и аномального развития, пищевое поведение и его
нарушения.
Татьяна Александровна удивительно талантливый, всесторонне
одаренный человек. Помимо высоких чисто профессиональных качеств, присущих
человеку науки, она прекрасно разбирается в музыке, живописи, поэзии, сама
чудесно поет, рисует, играет на фортепьяно, блестящий натуралист. К тому же она
замечательный педагог, пользующийся любовью многочисленных учеников, редкостный
руководитель, сумевший создать на факультете теплую и душевную обстановку,
дающую постоянное ощущение радостного единения.
Она чуткий, отзывчивый и верный товарищ, сумевший
сохранить и школьных, и университетских друзей. Еще в студенческие
годы, участвуя в студенческом природоохранном движении, она проявляла отличные
организаторские качества и творческий подход к делу, умение брать на себя
ответственность и отстаивать свою позицию. Это не в последнюю очередь позволило
ей создать прекрасный творческий коллектив на факультете, который она
возглавляла с момента его основания.
Стиль профессиональной деятельности Т.А. Мешковой – высокие
ответственность, точность, продуктивность. В общении с коллегами она всегда
вежлива, корректна, предупредительна. Татьяна Александровна являет собою образ
настоящего ученого, интеллигента, человека высоких моральных качеств. Неся всю
свою трудовую жизнь большие нагрузки, в том числе и связанные со значительной
ответственностью, она смогла быть и счастливой женой, заботливой матерью,
нежной бабушкой.
Желаем Татьяне Александровне дальнейших творческих успехов,
насыщенной профессиональной и личной жизни!