Включен в Web of Science СС (ESCI)
Рейтинг Science Index РИНЦ 2017 31 место — направление «Психология» 0,423 — показатель журнала в рейтинге SCIENCE INDEX 0,649 — двухлетний импакт-фактор ![]() Клиническая и специальная психология Издатель: Московский государственный психолого-педагогический университет ISSN (online): 2304-0394 DOI: http://dx.doi.org/10.17759/cpse Лицензия: CC BY-NC 4.0 Издается с 2012 года Периодичность: 4 номера в год Формат: электронное издание Язык журнала: русский, английский Доступ к электронным архивам: открытый EN In English |
Клиническая и специальная психология Расстройства аутистического спектра через призму сенсомоторной коррекции 822
Зверева Н.В., кандидат психологических наук, профессор факультета клинической и специальной психологии, Московский государственный психолого-педагогический университет (ФГБОУ ВО МГППУ), Москва, Россия, nwzvereva@mail.ru
Полный текст
В 2018 году библиотека учебных пособий и практических рекомендаций для специалистов, работающих с детьми с нарушениями аутистического круга, обогатилась новым изданием «Расстройства аутистического спектра у детей. Метод сенсомоторной коррекции». Это книга известных отечественных психологов – Татьяны Германовны Горячевой и Юлии Валерьевны Никитиной, имеющих большой стаж работы в психологии аномального развития. Востребованность такого издания и его актуальность определяются высокой частотой встречаемости расстройств аутистического спектра, необходимостью популяризации качественных отечественных средств психологической коррекции детей с аутистическими расстройствами. Тема расстройств аутистического спектра (РАС) в последние
голы является «топовой» и в научной, и в практической сфере деятельности
психологов и смежных специалистов. В арсенале родителей и специалистов,
сопровождающих детей с РАС, к сожалению, оказывается не так много методик и
новых современных технологий оказания помощи и сопровождения детей с нарушенным
развитием. Данная книга восполняет этот пробел, читатели имеют возможность
получить информацию Конечно, обращение к теме аутизма требует прояснения позиций
авторов в их понимании аутизма не только как болезни, а как особого варианта
развития, к тому же весьма многообразного в своих формах и проявлениях. В
пособии в сжатой доступной форме отражена теоретическая проблема РАС,
феноменология Рецензируемая книга четко структурирована и состоит из
введения, двух частей (7 глав), заключения, списка литературных источников,
двух приложений. Издание иллюстрировано рядом фотографий, показывающих
конкретные детали предлагаемых упражнений и способов их выполнения детьми с
РАС. Авторы – кандидат психологических наук, доцент Татьяна Германовна
Горячева Первая часть издания включает три главы и освещает теоретические представления современной науки о природе расстройств аутистического спектра. В первой главе дана краткая, но объемная история вопроса изучения аутизма, включающая описание зарубежного и отечественного опыта. Во второй главе представлены ключевые позиции по психическому развитию ребенка в онтогенезе – пре- и постнатальное развитие. Эти теоретические данные дополнены приложением, в котором в доступной табличной форме представлены основные особенности детей-аутистов, находящихся на разных уровнях развития. Обоснованию сенсомоторного подхода к коррекционной работе в целом посвящена третья глава. Авторы отмечают, что в основе метода сенсомоторной коррекции лежит представление о том, что «воздействие на базовый сенсомоторный уровень развития активизирует развитие всех высших психических функций» (с. 40). Основу предлагаемого коррекционного подхода составляют собственно метод сенсомоторной коррекции (преимущественно работа с первым функциональным блоком мозга по А.Р. Лурии) и метод замещающего онтогенеза (Т.Г. Горячева, А.С. Султанова, А.В. Семенович). Сенсомоторная коррекция опирается на представления о системной организации высших психических функций, на роль процесса интериоризации. Отдельное значение придается уровневой, иерархической организации движений (по Н.А. Бернштейну), а также учету закономерностей развития головного мозга ребенка. Отметим высокий научный уровень данной части и компактность повествования этой части книги. Вторая часть книги посвящена собственно коррекционной работе с детьми с РАС, она содержит четыре главы общим текстовым объемом около 100 страниц. Четвертая глава знакомит читателей с общими вопросами организации коррекционной работы с применением сенсомоторной коррекции. Подробно обсуждаются вопросы организации среды для проведения коррекционной работы, равно как и нормативы деятельности специалистов. Четко обозначены противопоказания и ограничения метода, кроме того, отдельный параграф посвящен рекомендациям для родителей. Правила качественной коррекционной работы предполагают наличие серьезного диагностического этапа в работе «на входе» и «на выходе», а также требуют более тщательной диагностики в ходе практической работы по отдельным аспектам, именно это отражено в пятой главе рецензируемого пособия. В четырех параграфах этой главы авторы предлагают ознакомиться с задачами и средствами диагностики уровня социальной дезадаптации детей с РАС, степени выраженности аутистических расстройств, с оценкой соотношения нарушенных (дефицитарных) и сохранных психических функций. Заключают эту главу описание и квалификация средств диагностики ведущего уровня развития психики ребенка (сенсорный, перцептивный, уровень телесно-пространственного анализа, эмоционально-волевой уровень), которые оцениваются как минимум по двум важнейшим направлениям: спонтанная активность ребенка и его реакция на активное воздействие. Шестая глава насыщена практическими рекомендациями и содержит комплексы упражнений для работы методом сенсомоторной коррекции с детьми с РАС, у которых наблюдается дисфункция каждого из описанных выше уровней развития психики. Авторы прекрасно понимают, что коррекционная работа – не взмах волшебной палочкой или нажатие на кнопку исполнения желаний, они подробно описывают и этапы работы, ее длительность, необходимость самостоятельной работы родителей и детей дома и трудности, связанные с неустойчивой позицией родителей, стрессом, проблемами принятия ребенка в семье и др. Наличие в семье особого ребенка, как бы ни камуфлировалось это нарушенное развитие (аномальные дети, дети с ограниченными возможностями здоровья, дети с особыми образовательными потребностями) – это всегда стресс, который сказывается на родителях. Все это может проявляться в излишней стигматизации и самостигматизации, идеях обвинения, а также сопровождаться значительными бытовыми и материальными трудностями, требующими каждодневного усилия и работы самих родителей. В книге целая глава посвящена особенностям работы с родителями детей с РАС. В двух параграфах седьмой главы представлены и результаты исследовательской работы, связанной с изучением и описанием особенностей родителей детей с РАС, и рекомендации родителям с учетом современной ситуации в обществе, здравоохранении и образовании. Важно, что в рекомендациях для родителей и для работы с родителями (для специалистов) подчеркивается значение грамотного выстраивания взаимоотношений и взаимодействия с родителями как залога эффективной работы с детьми с РАС в разных вариантах коррекционной работы и, разумеется, при проведении сенсомоторной коррекции. В этой главе язык изложения пронизан эмпатией и пониманием трудностей родительства в ситуации появления в семье ребенка с особым развитием. Авторы транслируют весь свой богатый опыт общения с детьми с РАС и их родителями. Список использованных источников, казалось бы, невелик, но в значительной мере отражают теоретическую и практическую базу рецензируемого пособия. Учебно-методическое пособие выполняет свое предназначение в разных аспектах: знакомит с современными теоретическими представлениями о расстройствах аутистического спектра и развитии психики ребенка в целом, предлагает описание технологии сенсомоторной коррекции на разных этапах ее реализации – диагностическом, собственно коррекционном, а также в контексте работы с родителями. Читатели могут воспользоваться богатым дополнительным материалом из приложений, в которых описаны психологические особенности детей с РАС, находящихся на разных уровнях развития. В приложении также содержатся четыре комплекса базовых и дополнительных упражнений для каждого из четырех уровней развития детей с РАС. Автор рецензии считает, что данная книга является важным вкладом в развитие современных взглядов на природу РАС и форму работы с этими нарушениями развития в научно-практическом и образовательном аспектах деятельности психологов (клинических и возрастных психологов, нейропсихологов, психологов образования) и специалистов смежных областей (медиков, педагогов, дефектологов). Она может быть рекомендована для специалистов-практиков и для студентов высших учебных заведений, обучающихся клинической и коррекционной психологии. Вероятно, книга заинтересует и родителей детей с РАС и будет востребованной в разных аудиториях. Книга представляет собой качественный методический продукт, в котором подробно описаны возможности, условия, принципы и конкретные техники проведения сенсомоторной коррекции детей с РАС. Можно надеяться, что освоение описанной в пособии технологии сенсомоторной коррекции внесет свой положительный вклад в улучшение адаптации детей с РАС в социуме. [1] Горячева Т.Г., Никитина Ю.В. «Расстройства аутистического спектра у детей. Метод сенсомоторной коррекции»: учебно-методическое пособие. М.: Генезис, 2018. 168 с. Литература
Статьи по теме
Клиническая психология | Хаустов А.В., Шумских М.А. |
© 2007–2019 Портал психологических изданий PsyJournals.ru Все права защищены Свидетельство регистрации СМИ Эл № ФС77-66447 от 14 июля 2016 г. Издатель: ФГБОУ ВО МГППУ |