Портал психологических изданий PsyJournals.ru
ОТКРЫТЫЙ ДОСТУП К НАУЧНЫМ ИЗДАНИЯМ 
Каталог изданий 90Рубрики 51Авторы 7816Ключевые слова 18992 Online-сборники NEW! 1 АвторамИздателямRSS RSS
ВАК РИНЦ Web of Science EBSCO DOAJ ERIH PLUS

Клиническая и специальная психология

Издатель: Московский государственный психолого-педагогический университет

ISSN (online): 2304-0394

DOI: http://dx.doi.org/10.17759/cpse

Лицензия: CC BY-NC 4.0

Издается с 2012 года

Периодичность: 4 номера в год

Формат: электронное издание

Язык журнала: русский, английский

Доступ к электронным архивам: открытый

 

Ракурсы понимания категории психологического сопровождения в системе общего и специального образования 125

Бабкина Н.В., доктор психологических наук, ведущий научный сотрудник отдела научных исследований, ФГБНУ «Институт коррекционной педагогики РАО», Москва, Россия, Natali.babkina@mail.ru

Аннотация

В статье обсуждаются и анализируются вопросы появления, становления и ракурсов понимания категории «психологическое сопровождение». Раскрывается специфика психологического сопровождения образования детей с ограниченными возможностями здоровья в современной образовательной среде; обосновываются основные виды и содержание деятельности психолога: диагностическая, коррекционно-развивающая, экспертно-консультативная и координационная. Описываются новые задачи психолога, связанные с определением варианта развития ребенка, поступающего в школу, и с выбором для него оптимального образовательного маршрута, разработкой и реализацией специальных психологических условий обучения и воспитания, мониторингом продвижения в овладении академическими знаниями и формировании сферы жизненной компетенции. Предлагаются критерии оценки эффективности психологического сопровождения образования школьников с ограниченными возможностями здоровья в условиях инклюзии. Анализируются актуальные проблемы психологической службы образования; обосновывается необходимость ее модернизации.

Ссылка для цитирования

Финансирование

Исследование выполнено в рамках Государственного задания Минобрнауки РФ ФГБНУ «ИКП РАО» (№ 25.8968.2017/8.9 «Современная система медико-психолого-педагогической помощи детям с ОВЗ дошкольного и школьного возраста»).

Литература
  1. Абульханова К.А. Принцип субъекта в отечественной психологии // Психология. Журнал Высшей школы экономики. 2005. Т. 2. № 4. С. 3–21.
  2. Бабкина Н.В. Психологическое сопровождение младших школьников
    с задержкой психического развития: дис. … д-ра психол. н. М., 2017. 263 с.
  3. Басюк В.С. Психологическое сопровождение детей, оставшихся без попечения родителей: автореф. дис. … д-ра психол. н. М., 2016. 42 с.
  4. Берулава Г.А. Методологические основы практической психологии. М.: Изд-во Московского Психолого-социального института; Воронеж: НПО «МОДЕК», 2004. 192 с.
  5. Битянова М.Р. Организация психологической работы в школе.
    М.: Совершенство, 1997. 298 с.
  6. Гончарова Е.Л. Эволюция предмета специальной психологии // Воспитание
    и обучение детей с нарушениями развития. 2015. № 8. С. 5–7.
  7. Дубровина И.В. О профессиональной подготовке практического психолога образования [Электронный ресурс] // Психологическая наука и образование PSYEDU.ru. 2012. № 1. URL: http://psyedu.ru/journal/2012/1/2773.phtml (дата обращения: 20.04.2018).
  8. Журавлев А.Л. Коллективный субъект: основные признаки, уровни и психологические типы // Психологический журнал. 2009. Т. 30. № 5. С. 72–80.
  9. Забродин Ю.М., Метелькова Е.И., Рубцов В.В. Концепция и организационно-структурные модели психологической службы образования [Электронный ресурс] // Психолого-педагогические исследования. 2016. Т. 8. № 3. С. 1–15. doi:10.17759/psyedu.2016080301 (дата обращения: 09.02.2018).
  10. Инденбаум Е.Л. Характеристики коммуникативной компетентности подростков с разными формами интеллектуальной недостаточности в условиях инклюзивного и специального образования // Психологическая наука и образование. 2014. Т. 19. № 1. С. 42–49.
  11. Казакова Е.И. Процесс психолого-педагогического сопровождения // На путях к новой школе. 2009. № 1. С. 8–16.
  12. Концепция развития психологической службы в системе образования
    в Российской Федерации на период до 2025 года (утв. Минобрнауки России от 19.12.2017). Режим доступа: http://www.consultant.ru/document /cons_doc_LAW_ 287411/ (дата обращения 20.01.2018)
  13. Коробейников И.А., Бабкина Н.В. Дифференциация образовательных потребностей как основа дифференцированных условий образования детей с ЗПР // Дефектология. 2017. № 2. С. 3–13.
  14. Коробейников И.А., Бабкина Н.В. Консультативный ресурс психологического диагноза при нарушениях психического развития у детей // Консультативная психология и психотерапия. 2017. Т. 25. № 4. С. 11–22. doi:10.17759/cpp.2017250402
  15. Коробейников И.А. Современные задачи и проблемы дифференциальной диагностики нарушений психического развития в детском возрасте // Воспитание
    и обучение детей с нарушениями развития. 2016. № 3. С. 4–10.
  16. Лубовский В.И. Специальная психология. М.: Академия, 2009. С. 499–521.
  17. Лубовский В.И., Коробейников И.А., Валявко С.М. Новая концепция психологической диагностики нарушений развития // Психологическая наука
    и образование. 2016. Т. 21. № 4. С. 50–60. doi:10.17759/pse.2016210406
  18. Майер А. А. Управление социализацией детей дошкольного и младшего школьного возраста в системе образования: состояние и перспективы. М.: Сфера, 2008. 221 с.
  19. Никольская О.С., Баенская Е.Р.  Особые образовательные потребности детей
    с расстройствами аутистического спектра в период начального школьного образования // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. 2015. № 2.
    С. 9–17.
  20. Образование в России – 2015. Статистический бюллетень. М.: МИРЭА, 2016. 518 с.
  21. Проект концепции специальной и психологической помощи в системе образования [Электронный ресурс] // Проблемы специальной психологии
    в образовании: Мат-лы Всероссийского семинара. 1998. URL: http://lektsii.org/2-29041.html (дата обращения: 20.04.2018).
  22. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 19 декабря 2014 г. № 1598 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся
    с ограниченными возможностями здоровья». Режим доступа: https://минобрнауки.рф/документы/5132 (дата обращения: 27.08.2018).
  23. Разенкова Ю.А. Система ранней помощи: поиск основных векторов развития. М.: Карапуз, 2011. 144 с.
  24. Семаго М.М. Ребенок и образовательная среда: структурно-информационный подход // Известия Российской академии образования. 2006. № 2. С. 81–90.
  25. Цветкова Л.А., Волкова Е.Н., Коржова Е.Ю., Микляева А.В. К проблеме содержания деятельности психологической службы в различных образовательных организациях // Российский психологический журнал. 2017. Т. 14. № 4. С. 26–48. doi: 10.21702/rpj.2017.4.2
Статьи по теме:
Книги по теме
 
О проекте PsyJournals.ruЛауреат XIV национального психологического конкурса «Золотая Психея» по итогам 2012 года

© 1997–2019 Портал психологических изданий PsyJournals.ru  Все права защищены

Свидетельство регистрации СМИ Эл № ФС77-66447 от 14 июля 2016 г.

Издатель: ФГБОУ ВО МГППУ

Лауреат XIV национального психологического конкурса «Золотая Психея» по итогам 2012 года

RSS-анонсы журналов Psyjournals на facebook Группа Psyjournals Вконтакте Twitter Psyjournals Psyjournals на Youtube
Яндекс.Метрика