Флюидный интеллект: обзор зарубежных исследований

2852

Аннотация

В статье представлен обзор современных исследований, посвященных флюидному интеллекту. Раскрывается понятие флюидного интеллекта, его место в структуре когнитивных способностей, его соотношение с общим интеллектом. Рассматриваются современные модели флюидного интеллекта, в том числе ведущая на данный момент модель Кеттелла–Хорна–Кэрролла. Обсуждаются нейробиологические процессы, лежащие в основе гибкости мыслительных процессов при решении новых нестандартных задач. В частности, описаны результаты исследований, показывающих, что флюидный интеллект опосредуется отдельными регионами префронтальной коры. Подробно рассмотрены исследования связи флюидного интеллекта с рабочей памятью. Проанализированы исследования флюидного интеллекта на клинических группах, таких как дети с синдромом дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ) и взрослые с шизофренией. Клинические данные показывают, что флюидный интеллект может быть ключевой характеристикой для понимания структуры дефицита когнитивных нарушений при синдроме СДВГ.

Общая информация

Ключевые слова: интеллект, флюидный интеллект, вербальная рабочая память, клинические исследования, дети с синдромом дефицита внимания и гиперактивности, СДВГ, синдром дефицита внимания и гиперактивности, синдром дефицита внимания и гиперактивности у детей

Рубрика издания: Теоретические исследования

Тип материала: научная статья

DOI: https://doi.org/10.17759/cpse.2018070402

Финансирование. Работа выполнена при поддержке гранта РФФИ № 18-013-01179.

Для цитаты: Ржанова И.Е., Бритова В.С., Алексеева О.С., Бурдукова Ю.А. Флюидный интеллект: обзор зарубежных исследований [Электронный ресурс] // Клиническая и специальная психология. 2018. Том 7. № 4. С. 19–43. DOI: 10.17759/cpse.2018070402

Литература

  1. Анцыферова Л.И.  Психология старости: особенности развития личности
    в период поздней взрослости // Психологический журнал. 2001. Т. 22. № 3. С. 86–100.
  2. Бирюков С.Д., Ходакова Е.Ю. Флюидный интеллект как предиктор успешности обучения // Интеллект и творчество: Сборник научных трудов / Под ред.
    А.Н. Воронина. М.: «Институт психологии РАН», 1999. С. 66–78.
  3. Воронин А.Н.  Интеллектуальная деятельность: проявление интеллекта
    и креативности в реальном взаимодействии // Психология. Журнал Высшей школы экономики. 2006. Т. 3. № 3. С. 35–58.
  4. Гаврилова Е.В. Индивидуальные различия в лингвистических способностях и их связь с флюидным и кристаллизованным интеллектом // Современная зарубежная психология. 2018. Т. 7. № 2. С. 16–27. doi:10.17759/jmfp.2018070202
  5. Дружинин В.Н. Психология общих способностей. СПб.: Питер, 1999. 368 с.
  6. Корнилов С.А., Григоренко Е.Л.  Методический комплекс для диагностики академических, творческих и практических способностей // Психологический журнал. 2010. Т. 31. №2. С. 90–103.
  7. Корнилова Т.В. Ригидность, толерантность к неопределенности и креативность в системе интеллектуально-личностного потенциала человека // Вестник Московского университета. Серия 14. Психология. 2013. № 4. С. 36–47.
  8. Маркиз М., Низамова Е.С., Гриняев М.Ю. и др.  Связь латеральности рук и пола
    с математическими и пространственными способностями // Теоретическая
    и экспериментальная психология. 2012. Т. 5. № 4. С. 20–29.
  9. Новикова М.А., Корнилова Т.В., Самооценка интеллекта в структурных связях
    с психометрическим интеллектом, личностными свойствами и академической успеваемостью [Электронный ресурс] // Психологические исследования. 2012. Т. 5. № 23. С. 2. URL: http://psystudy.ru/index.php/num/2012v5n23/686-novikova23.html (дата обращения: 23.12.2018)
  10. Ржанова И.Е., Алексеева О.С., Фоминых А.Я. и др. Индекс рабочей памяти как один из основных показателей теста Векслера для дошкольников [Электронный ресурс] // Психологические исследования. 2018. Т. 11. № 57. С. 8.
    URL: http://psystudy.ru/index.php/num/2018v11n57/1529-rzhanova57.html (дата обращения: 23.12.2018)
  11. Савенков А.И., Карпова С.И.  Детская одаренность как предиктор учебной
    и жизненной успешности в педагогике и психологии ХХ века // Вестник московского городского педагогического университета. 2012. Т. 2. № 20. 53–66.
  12. Ушаков Д.В. Психология интеллекта и одаренности. М.: изд-во «Институт психологии РАН», 2011. 464 с.
  13. Холодная М.А. Психология интеллекта. СПб.: Питер, 2002. 272 с.
  14. Alloway T.P., Gathercole S.E., Willis C., et al. A structural analysis of working memory and related cognitive skills in young children // Journal of Experimental Child Psychology. 2004. Vol. 87. № 2. P. 85−106. doi: 10.1016/j.jecp.2003.10.002
  15. Baddeley A.D., Hitch G.J. Working Memory // The Psychology of Learning and Motivation / G. Bower (Ed.). San Diego, CA: Academic Press, 1974. Vol. 8. P. 47–90. doi: https://doi.org/10.1016/s0079-7421(08)60452-1
  16. Bayliss D.M., Jarrold C., Baddeley A.D., et al. Mapping the developmental constraints on working memory span performance // Developmental Psychology. 2005. Vol. 41. № 4. P. 579−597. doi: 10.1037/0012-1649.41.4.579
  17. Blair C. How similar are fluid cognition and general intelligence? A developmental neuroscience perspective on fluid cognition as an aspect of human cognitive ability // Behavioral Brain Science. 2006. Vol. 29. № 2. P. 109–125. doi: 10.1017/S01405 25X06009034
  18. Bunge S.A., Wendelken C., Badre D., et al. Analogical reasoning and prefrontal cortex: evidence for separable retrieval and integration mechanisms // Cerebral Cortex. 2005. Vol. 15. № 3. P. 239–249. doi: 10.1093/cercor/bhh126
  19. Carroll J.B. Human cognitive abilities: A survey of factor-analytic studies. New York, NY: Cambridge University Press, 1993. 819 p.
  20. Caspi A., Reichenberg A., Weiser M., et al. Cognitive performance in schizophrenia patients assessed before and following the first psychotic episode // Schizophrenia Research.  2003. Vol. 65. № (2-3). P. 87–94. doi:10.1016/S0920-9964(03)00056-2
  21. Cattell R.B. Abilities: Their structure, growth, and action. New York: Houghton Mifflin, 1971. 583 p.
  22. Cattell R.B. Culture Free Intelligence Test. Champaign, IL: Institute of Personality and Ability Testing, 1949. 87 p.
  23. Cattell R.B. Intelligence: Its structure, growth and action. New York: Elsevier, 1987. 693 p.
  24. Cattell R.B. The theory of fluid and crystallized intelligence: A critical experiment // Journal of Educational Psychology. 1963. Vol. 54. № 1. P. 1–22.
  25. Christoff K., Prabhakaran V., Dorfman J., et al. Rostrolateral prefrontal cortex involvement in relational integration during reasoning // Neuroimage. 2001. Vol. 14. № 5. P. 1136–1149. doi: 10.1006/nimg.2001.0922
  26. Christoff K., Ream J.M., Geddes L.P., et al. Evaluating self-generated information: anterior prefrontal contributions to human cognition // Behavioral Neuroscience. 2003. Vol. 117. № 6. P. 1161–1168. doi: 10.1037/0735-7044.117.6.1161
  27. Colom R., Abad F.J., Rebollo I., et al. Memory span and general intelligence: A latent-variable approach // Intelligence. 2005. Vol. 33. № 6. P. 623−642. doi:10.1016/ j.intell.2005.05.006
  28. Colom R., Rebollo I., Abad F.J., et al. Complex span tasks, simple span tasks, and cognitive abilities: A reanalysis of key studies // Memory and Cognition. 2006. Vol. 34. № 1. P. 158−171.
  29. Colom, R., Abad F.J., Quiroga M.Á., et al. Working memory and intelligence are highly related constructs, but why? // Intelligence. 2008. Vol. 36. № 6. P. 584−606. doi:10.1016/j.intell.2008.01.002
  30. Conway A.R., Cowan N., Bunting M. F., et al. A latent variable analysis of working memory capacity, shortterm memory capacity, processing speed, and general fluid intelligence // Intelligence. 2002. Vol. 30. № 2. P. 163−183. doi:10.1016/S0160-2896(01)00096-4
  31. Cowan N., Elliott E.M., Saults J.S., et al. On the capacity of attention: Its estimation and its role in working memory and cognitive aptitudes // Cognitive Psychology. 2005.
    Vol. 51. № 1. P. 42−100. doi:10.1016/j.cogpsych.2004.12.001
  32. Duncan J.  Frontal lobe function and general intelligence: why it matters // Cortex. 2005. Vol. 41. № 2. P. 215–217.
  33. Duncan J., Burgess P., Emslie H. Fluid intelligence after frontal lobe lesions // Neuropsychologia. 1995. Vol. 33. № 3. P. 261–268.
  34. Egan G., Hasenkamp W., Wilcox L., et al. Declarative memory and WCST-64 performance in subjects with schizophrenia and healthy controls // Psychiatry Research. 2011. Vol. 188. № 2. P. 191–196. doi:10.1016/j.psychres.2011.02.026
  35. Engel de Abreu P.M., Conway A.R., Gathercole S.E. Working memory and fluid intelligence in young children // Intelligence. 2010. Vol. 38. № 6. P. 552−561. doi:10.1016/j.intell.2010.07.003
  36. Engle R.W. Working memory capacity as executive attention // Current Directions in Psychological Science. 2002. Vol. 11. № 1. P. 19–23. doi: https://doi.org/10.1111/1467-8721.00160
  37. Engle R.W., Tuholski S.W., Laughlin J.E., et al. Working memory, short-term memory, and general fluid intelligence: A latentvariable approach // Journal of Experimental Psychology. 1999. Vol. 128. № 3. P. 309−331. doi:10.1037/0096-3445.128.3.309
  38. Ferrer E., O'Hare E., Bunge S.A. Fluid Reasoning and the Developing Brain // Frontiers in Neuroscience. 2009. Vol. 3. № 1. P. 46–51. doi: 10.3389/neuro.01.003.2009
  39. Fry A.F., Hale S. Relationships among processing speed, working memory, and fluid intelligence in children // Biological Psychology. 2000. Vol. 54. №1–3. P. 1−34.
  40. Gottfredson L.S. Why g matters: The complexity of everyday life // Intelligence. 1997. Vol. 24. № 1. P. 79–132.
  41. Gray J.R., Chabris C.F., Braver T.S. Neural mechanisms of general fluid intelligence // Natural Neuroscience. 2003. Vol. 6. № 3. P. 316–322. doi: 10.1038/nn1014
  42. Green A.E., Fugelsang J.A., Kraemer D.J., et al. Frontopolar cortex mediates abstract integration in analogy // Brain Research. 2006. Vol. 1096. № 1. P. 125–137. doi: 10.1016/j.brainres.2006.04.024
  43. Green C.T., Bunge A.S., Chiongbian V.B., et al. Fluid reasoning predicts future mathematical performance among children and adolescents // Journal of Experimental Child Psychology. 2017. № 157. P. 125–143. doi: 10.1016/j.jecp.2016.12.005
  44. Horn J.L., Blankson N. Foundations for a better understanding of cognitive abilities // Contemporary intellectual assessment: Theories, tests, and issues / D.P. Flanagan,
    P.L. Harrison (Eds.). New York: Guilford Press, 2005. P. 41–68.
  45. Johnson M.K., McMahon R.P., Robinson B.M., et al. The relationship between working memory capacity and broad measures of cognitive ability in healthy adults and people with schizophrenia // Neuropsychology. 2013. Vol.  27. № 2. P. 220–229 doi: 10.1037/ a0032060
  46. Kane M.J., Hambrick D.Z., Tuholski S.W., et al. The generality of working memory capacity: A latentvariable approach to verbal and visuospatial memory span and reasoning // Journal of Experimental Psychology. General. 2004. Vol. 133. № 2. P. 189−217. doi: 10.1037/0096-3445.133.2.189
  47. Kaufman A.S., Kaufman N.L. Kaufman Assessment Battery for Children. 2nd ed. Circle Pines, MN: American Guidance Service, 2004. 153 p.
  48. Kim Y., Lee K., Lee S. Deficit in decision-making in chronic, stable schizophrenia: from a reward and punishment perspective // Psychiatry Investigation. 2009. Vol. 6. № 1. P.26–33. doi:10.4306/pi.2009.6.1.26
  49. Kroger J.K., Sabb F.W., Fales C.L., et al. Recruitment of anterior dorsolateral prefrontal cortex in human reasoning: a parametric study of relational complexity // Cerebral Cortex. 2002. Vol. 12. № 5. P. 477–485.
  50. Kyllonen P.C., Christal R.E. Reasoning ability is (little more than) working-memory capacity?! // Intelligence. 1990. Vol. 14. № 4. P.  389−433. doi:10.1016/S0160-2896(05)80012-1
  51. Lee K.H., Choi Y.Y., Gray J.R., et al.  Neural correlates of superior intelligence: stronger recruitment of posterior parietal cortex // Neuroimage. 2006. Vol. 29. № 2.
    P. 578–586. doi: 10.1016/j.neuroimage.2005.07.036
  52. Liu Y, Wang Y. Cognitive functions of children with attention deficit/hyperactivity disorder // Zhonghua Yi Xue Za Zhi. 2002. Vol. 82. № 6. P. 389–392.
  53. Major J.T., Johnson W., Deary I.J. Comparing models of intelligence in Project TALENT: The VPR model fits better than the CHC and extended Gf–Gc models // Intelligence. 2012. Vol. 40. № 6. P. 543–559. doi: https://doi.org/10.1016/ j.intell.2012.07.006
  54. McGrew K.S.  The Cattell–Horn–Carroll theory of cognitive abilities: Past, present, and future // Contemporary intellectual assessment: Theories, tests, and issues /
    D.P. Flanagan, P.L. Harrison (Eds.). New York: Guilford Press, 2005. P. 136–181.
  55. McGrew K.S. CHC theory and the human cognitive abilities project: Standing on the shoulders of the giants of psychometric intelligence research // Intelligence. 2009. Vol. 37. № 1. 1–10. doi: 10.1016/j.intell.2008.08.004
  56. Morgan J.E., Lee S.S., Loo S. Fluid Reasoning Mediates the Association of Birth Weight with ADHD Symptoms in Youth From Multiplex Families With ADHD [Electronic journal] // Journal of Attention Disorders. 2016. URL: https://journals.sagepub.com/doi/ abs/10.1177/1087054716670006?journalCode=jada (дата обращения: 22.12.2018) doi: 10.1177/1087054716670006
  57. Nigg J.T., Blaskey L.G., Huang-Pollock C.L., et al. Neuropsychological executive functions and DSM-IV ADHD subtypes // Journal of American Academy of Child and Adolescent Psychiatry. 2002. Vol. 41. № 1. P. 59–66. doi: 10.1097/00004583-200201000-00012
  58. Nigg J.T., Blaskey L.G., Stawicki J.A., et al. Evaluating the endophenotype model of ADHD neuropsychological deficit: results for parents and siblings of children with ADHD combined and inattentive subtypes // Journal of Abnormal Psychology. 2004. Vol.  113.
    № 4. P. 614–625. doi: https://doi.org/10.1037/0021-843X.113.4.614
  59. Nigg J.T., Breslau N. Prenatal smoking exposure, low birth weight, and disruptive behavior disorders // Journal of the American Academy of Child & Adolescent Psychiatry. 2007. Vol. 46. № 3. P. 362–369. doi:10.1097/01.chi.0000246054.76167.44
  60. Nigg J.T., Quamma J.P., Greenberg M.T., et al. A two-year longitudinal study of neuropsychological and cognitive performance in relation to behavioral problems and competencies in elementary school children // Journal of Abnormal Child Psychology. 1999. Vol. 27. № 1. P. 51–63. doi: https://doi.org/10.1023/A:1022614407893
  61. Nisbett R.E., Aronson J., Blair C., et al. Intelligence. New Findings and Theoretical Developments // American Psychologist. 2012. Vol. 67. № 2. P. 130–159. doi: 10.1037/a0026699
  62. Otero T.M. Brief review of fluid reasoning: Conceptualization, neurobasis, and applications // Applied Neuropsychology: Child. 2017. Vol. 6. № 3. P. 240–211. doi: 10.1080/21622965.2017.1317484
  63. Roca M., Manes F., Cetkovich M., et al. The relationship between executive functions and fluid intelligence in schizophrenia [Electronic journal] // Frontiers in Behavioral Neuroscience. 2014. Vol. 8. URL: https://www.frontiersin.org/articles/10.3389 /fnbeh.2014.00046/full (дата обращения: 22.12.2018)
  64. Schneider W.J., McGrew K.S. The Cattell–Horn–Carroll model of intelligence // Contemporary intellectual assessment: Theories, tests, and issues / D. Flanagan,
    P. Harrison (Eds.). New York: Guilford, 2012. P. 99–144.
  65. Smith R., Keramatian K., Christoff K. Localizing the rostrolateral prefrontal cortex at the individual level // Neuroimage. 2007. Vol. 36. № 4. P. 1387–1396. doi: 10.1016/ j.neuroimage.2007.04.032
  66. Swanson H.L. Working memory and intelligence in children: What develops? // Journal of Educational Psychology. 2008. Vol. 100. № 3. P. 581−602. doi: https://doi.org/ 10.1037/0022-0663.100.3.581
  67. Tamm L., Juranek J. Fluid Reasoning Deficits in Children with ADHD: Evidence from fMRI // Brain Research. 2012. № 1465. P. 48–56. doi: 10.1016/j.brainres.2012.05.021
  68. Thoma P., Daum I. Neurocognitive changes and negative symptoms in schizophrenia // Fortschritte der Neurologie-Psychiatrie. 2007. Vol. 73. № 6. P. 333–342. doi:10.1055/s-2004-830233
  69. Wechsler D. Wechsler Abbreviated Intelligence Scale. Administration Manual. San Antonio: Harcourt Assessment, 2004. 312 p.
  70. Wechsler D. Wechsler Intelligence Scale for Children – Fifth Edition. San Antonio, TX: Pearson, 2014. 267p.
  71. Wechsler D. Wechsler Intelligence Scale for Children – Fourth Edition. New York: Psychological Corporation, 2003. 248 p.
  72. Wechsler D. Wechsler Preschool and Primary Scale of Intelligence – Third Edition. Administration Manual. San Antonio: Harcourt Assessment, 2002. 275 p.
  73. Wendelken C., Nakhabenko D., Donohue S.E., et al. “Brain is to thought as stomach is to?”: investigating the role of rostrolateral prefrontal cortex in relational reasoning // Journal of Cognitive Neuroscience. 2008. Vol. 20. № 4. P. 682–693. doi: https://doi.org/10.1162/jocn.2008.20055
  74. Willcutt E.G., Doyle A.E., Nigg J.T., et al. Validity of the executive function theory of attention-deficit/hyperactivity disorder: a meta-analytic review // Biological Psychiatry. 2005. Vol. 57. № 11. P.1336–1346. doi: 10.1016/j.biopsych.2005.02.006
  75. Wright S.B., Matlen B.J., Baym C.L., et al. Neural correlates of fluid reasoning in children and adults [Electronic journal]// Frontiers of Human Neuroscience. 2007. Vol. 1. URL: https://www.frontiersin.org/articles/10.3389/neuro.09.008.2007/full (дата обращения: 22.12.2018)  doi: https://doi.org/10.3389/neuro.09.008.2007
  76. Zanello A., Perrig L., Huguelet P. Cognitive functions related to interpersonal problem-solving skills in schizophrenic patients compared with healthy subjects // Psychiatry Research. 2006. Vol. 142. № 1. P. 67–78. doi: 10.1016/j.psychres.2003.07.009.

Информация об авторах

Ржанова Ирина Евгеньевна, научный сотрудник, Психологический институт Российской академии образования (ФГБНУ ПИРАО), Москва, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0001-8100-8917, e-mail: irinarzhanova@mail.ru

Бритова Виктория Сергеевна, студент, факультет клинической и специальной психологии, Московский государственный психолого-педагогический университет (ФГБОУ ВО МГППУ),, Москва, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0003-0001-3576, e-mail: vsbritova@gmail.com

Алексеева Ольга Сергеевна, научный сотрудник, Психологический институт Российской академии образования (ФГБНУ ПИРАО), Москва, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0003-0794-2327, e-mail: olga__alexeeva@mail.ru

Бурдукова Юлия Андреевна, кандидат психологических наук, доцент кафедры дифференциальной психологии и психофизиологии, Московский государственный психолого-педагогический университет (ФГБОУ ВО МГППУ), Москва, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0003-4827-2040, e-mail: julia_burd@inbox.ru

Метрики

Просмотров

Всего: 2494
В прошлом месяце: 9
В текущем месяце: 11

Скачиваний

Всего: 2852
В прошлом месяце: 30
В текущем месяце: 17