Портал психологических изданий PsyJournals.ru
ОТКРЫТЫЙ ДОСТУП К НАУЧНЫМ ИЗДАНИЯМ 
Каталог изданий 96Рубрики 51Авторы 8013Ключевые слова 19561 Online-сборники 1 АвторамИздателямRSS RSS

Включен в Web of Science СС (ESCI)

ВАК

РИНЦ

Рейтинг Science Index РИНЦ 2017

31 место — направление «Психология»

0,423 — показатель журнала в рейтинге SCIENCE INDEX

0,649 — двухлетний импакт-фактор

CrossRef

Клиническая и специальная психология

Издатель: Московский государственный психолого-педагогический университет

ISSN (online): 2304-0394

DOI: http://dx.doi.org/10.17759/cpse

Лицензия: CC BY-NC 4.0

Издается с 2012 года

Периодичность: 4 номера в год

Формат: электронное издание

Язык журнала: русский, английский

Доступ к электронным архивам: открытый

 

Влияние социальной ситуации развития на социальное познание у детей-сирот 125

Авакян Т.В., аспирант кафедры клинической психологии и психотерапии, факультет консультативной и клинической психологии,, ФГБОУ ВО МГППУ, Москва, Россия, tamaraavakyan16@gmail.com
Воликова С.В., кандидат психологических наук, ведущий научный сотрудник Московского научно-исследовательского института психиатрии, ФГБУ «Федеральный медицинский исследовательский центр психиатрии и наркологии имени В.П. Сербского», Москва, Россия, svetlanavv2006@yandex.ru
Сорокова М.Г., доктор педагогических наук, профессор кафедры прикладной математики факультета информационных технологий, Московский государственный психолого-педагогический университет, Москва, Россия, sorokovamg@mgppu.ru

Аннотация

Исследовалось влияние специфической социальной ситуации развития на операциональный и мотивационный компоненты социального познания у подростков-сирот. Теоретическим основанием исследования стали положения Л.С. Выготского о социальной ситуации развития, теории привязанности Дж. Боулби, многофакторной модели социального познания А.Б. Холмогоровой, О.В. Рычковой. Было обследовано 68 подростков-сирот в возрасте от 10 до 17 лет, проживающих в детском доме. Показано, что подростки-сироты с ненадежным типом привязанности испытывают больше трудностей в понимании собственных чувств вне зависимости от срока проживания в учреждении. У подростков-сирот, проживающих в учреждении больше 5 лет, выше уровень социальной тревожности и дистресса.

Ссылка для цитирования

Финансирование

Исследование выполнено при финансовой поддержке Российского Научного Фонда (грант № 14-18-03461) на базе ФГБУ «НМИЦ ПН им. В.П. Сербского» МЗ РФ.

Литература
  1. Бардышевская М.К. Компенсаторные формы поведения у детей 3-6 лет, воспитывающихся в условиях детского дома. Автореф. дисс. ... канд. психол. наук.
    М., 1995. 22 с.
  2. Боулби Дж. Привязанность. М.: Гардарики, 2003. 447 с.
  3. Выготский Л.C. Детская психология // Собрание сочинений в 6-ти т. Т. 2 / Под ред. Д.Б. Эльконина. М.: Педагогика, 1984. 432 с.
  4. Гаранян Н.Г., Холмогорова А.Б. Концепция алекситимии (обзор зарубежных исследований) // Социальная и клиническая психиатрия. 2003.  Т. 13. № 1.
    С. 128–145.
  5. Найденова А.В. Модель психического детей-сирот. Автореф. дисс. … канд. психол. наук. Москва, 2012. 28 с.
  6. Наследов А.Д., Математические методы психологического исследования. Анализ и интерпретация данных. СПб: Речь, 2006. 400 с.
  7. О деятельности организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и об устройстве в них детей, оставшихся без попечения родителей [Электронный ресурс] // постановление Правительства РФ от 24.05.2014 г. № 481. URL: http://www.usynovite.ru/documents/federal/regulations /postanovleniya/11.02.20162/ (дата обращения: 14.01.2018).
  8. Прихожан А.М., Толстых Н.Н. Особенности развития личности детей, воспитывающихся в условиях материнской депривации // Психологическая наука
    и образование. 2009. № 3. С. 5–12.
  9. Рычкова О.В., Холмогорова А.Б. Нарушения социального познания – новая парадигма в исследованиях центрального психологического дефицита при шизофрении. М.: ФОРУМ, 2016. 288 с.
  10. Сорокова М.Г. Методы математической статистики в психологии: Учебное пособие [Электронный ресурс]. URL: http://psychlib.ru/mgppu/SMm-2014/MMa-405.htm#$p1 (дата обращения: 22.02.2019)
  11. Чупрова М.А. Нарушения интерперсональных отношений и эмоционального развития у детей-сирот без опыта жизни в семье: дисс. ... канд. психол. наук. М., 2007. 193 с.
  12. Baron-Cohen S., Wheelwright S., Spong A., Scahill V., Lawson J. Studies of Theory of Mind: Are Intuitive Physics and Intuitive Psychology Independent? // Journal of Developmental and Learning Disorders. 2001. Vol. 5. № 1. P. 47–78.
  13. Festa, C.C., Ginsburg, G.S. Parental and Peer Predictors of Social Anxiety in Youth // Child Psychiatry and Human Development. 2011. Vol. 42. № 3. P. 291–306. doi: 10.1007/s10578-011-0215-8.
  14. Keil V., Asbrand J., Tuschen-Caffier B., et al. Children with social anxiety and other anxiety disorders show similar deficits in habitual emotional regulation: evidence for a transdiagnostic phenomenon // European Child and Adolescent Psychiatry. 2017. Vol. 26. № 7. P. 749–757. doi: 10.1007/s00787-017-0942-x.
  15. Knappe S., Sasagawa S., Creswell C. Developmental epidemiology of social anxiety and social phobia in adolescents / In K. Ranta, A.M. La Greca, L.J. García-López,
    M. Marttunen (Eds.), Social anxiety and phobia in adolescents. Development, manifestation and intervention strategies. New York: Springer, 2015. P. 39–70.
  16. Lionetti F., Pastore M., Barone L. Attachment in institutionalized children: A review and meta-analysis // Child Abuse & Neglect. 2015. Vol. 42. P. 135–145. doi: 10.1016/j.chiabu.2015.02.013.
  17. Pears K.C., Fisher P. Developmental, cognitive, and neuropsychological functioning in preschool-aged foster children: Associations with prior maltreatment and placement history // Journal of Developmental and Behavioral Pediatrics. 2005. Vol. 26. № 2. P. 112–122. doi: 10.1097/00004703-200504000-00006.
  18. Pile V., Haller S.P., Hiu C.F., Lau J.Y.. Young people with higher social anxiety are less likely to adopt the perspective of another: Data from the Director task // Journal of Behavior Therapy and Experimental Psychiatry. 2017. Vol. 55. P. 41–48.   doi: 10.1016/j.jbtep.2016.11.002
  19. Sheykhzadeh A., Javanmard G.H.  The Effect of Child Abuse by Parents on Mind Reading Ability of Children // Journal of Educational, Health and Community Psychology. 2014. Vol. 3. № 3. P. 25–34
Статьи по теме:
 
О проекте PsyJournals.ruЛауреат XIV национального психологического конкурса «Золотая Психея» по итогам 2012 года

© 1997–2019 Портал психологических изданий PsyJournals.ru  Все права защищены

Свидетельство регистрации СМИ Эл № ФС77-66447 от 14 июля 2016 г.

Издатель: ФГБОУ ВО МГППУ

Лауреат XIV национального психологического конкурса «Золотая Психея» по итогам 2012 года

RSS-анонсы журналов Psyjournals на facebook Группа Psyjournals Вконтакте Twitter Psyjournals Psyjournals на Youtube
Яндекс.Метрика