Портал психологических изданий PsyJournals.ru
Каталог изданий 97Рубрики 51Авторы 8224Ключевые слова 20166 Online-сборники 1 АвторамИздателямRSS RSS

Включен в Web of Science СС (ESCI)

ВАК

РИНЦ

Рейтинг Science Index РИНЦ 2017

31 место — направление «Психология»

0,423 — показатель журнала в рейтинге SCIENCE INDEX

0,649 — двухлетний импакт-фактор

CrossRef

Клиническая и специальная психология

Издатель: Московский государственный психолого-педагогический университет

ISSN (online): 2304-0394

DOI: http://dx.doi.org/10.17759/cpse

Лицензия: CC BY-NC 4.0

Издается с 2012 года

Периодичность: 4 номера в год

Формат: электронное издание

Язык журнала: русский, английский

Доступ к электронным архивам: открытый

 

Стиль межличностных отношений как детерминирующий фактор социально-психологической адаптации подростков с легкой степенью умственной отсталости и с нормативным развитием в условиях совместного обучения в общеобразовательной школе 222

Болдырева Т.А., кандидат психологических наук, доцент кафедры общей психологии и психологии личности, Оренбургский государственный университет (ФГБОУ ВО ОГУ), Оренбург , Россия, ttatianna@yandex.ru

Аннотация

В статье представлены и описаны выявленные посредством регрессионного анализа стилевые модели межличностного взаимодействия, обеспечивающие социально-психологическую адаптацию подростков с легкой степенью умственной отсталости и с нормативным развитием, которые обучаются в общеобразовательных школах. Обследованы 75 подростков – учащихся сельских школ, у которых посредством методики диагностики социально-психологической адаптации Р. Роджерса и Р. Даймонда был выявлен достаточный уровень социально-психологической адаптации. Характеристики межличностного взаимодействия изучались с помощью модифицированного варианта интерперсональной диагностики Т. Лири в адаптации Л.Н. Собчик. Выявлены различия в структуре межличностных отношений, способствующих адаптации подростков с нормативным развитием и с легкой степенью умственной отсталости. Проведенный анализ соответствия представленных результатов современным исследованиям по межличностным отношениям подростков позволил обнаружить своеобразие предикторов социально-психологической адаптации в условиях инклюзивного образования не только у подростков с легкой степенью умственной отсталости, но и у их нормально развивающихся сверстников.

Ссылка для цитирования

Литература
  1. Алехина С.В. Инклюзивное образование: от политики к практике // Психологическая наука и образование. 2016. Т. 21. № 1. С. 136–145. doi:10.17759/pse.2016210112
  2. Защиринская О.В. Психогенез стилей общения // Вестник Санкт-Петербургского университета. Серия 12. Психология. Социология. Педагогика. 2010. № 2. С. 206–216.
  3. Земляных М.В., Изотова М.Х. Агрессивное поведение делинквентных подростков. // Проблемы современного педагогического образования. 2016. Т. 53.
    № 9. С. 332–338.
  4. Зубова Л.В., Кириенко А.А. К вопросу взаимосвязи смысложизненных ориентаций и агрессивности подростков // Вестник Оренбургского государственного университета. 2018. Т. 214. № 2. С. 70–76. doi: 10.25198/1814-6457-181-70.
  5. Иванова В.П., Еременко В.В. Соотношение «внешнего и внутреннего» при исследовании подростка асоциальным влияниям // Вестник Кыргызско-Российского славянского университета. 2013. Т. 13. № 3. С. 107–111. doi: 10.17117/na.2016.03.04.210
  6. Исаев Д.Н. Психология детей с нарушениями интеллектуального развития: учебник для студ. учреждений высш. проф. образования. 2-е изд. / под ред.
    Л.М. Шипицыной. М.: Академия, 2014. 224 с.
  7. Калинина Н.В. Особенности адаптационных взаимодействий учащихся
    с инклюзивной образовательной средой [Электронный источник]
    // Фундаментальные исследования. 2014. Т. 9. № 9. С. 2082–2086; URL: http://fundamental-research.ru/ru/article/viewid=35194 (дата обращения: 03.02.2019).
  8. Колосова Т.А., Григорьева А.С. Особенности социально-психологической адаптации умственно отсталых подростков // Успехи современной науки. 2016. Т. 2. № 3. С. 130–132.
  9. Королева Ю.А. Закономерности социально-психологической компетентности детей и подростков с отклонениями в развитии [Электронный ресурс] // Научно-методический электронный журнал «Концепт». 2013. № 6. С. 76–80. URL: http://e-koncept.ru/2013/13132.htm (дата обращения: 30.07.2018).
  10. Литвиненко Н.В. Теоретические подходы к исследованию адаптации школьников к образовательной среде в критические периоды развития. // Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия: Психология. 2013. Т. 6.
    № 1. С. 62–66.
  11. Навстречу друг другу: пути интеграции (Специальное образование
    в массовых школах в России и Нидерландах) / под редакцией Л.М. Шипицыной,
    К. ван Рейсвейка СПб.: Институт специальной педагогики и психологии, 1998. 132 c.
  12. Нечаев Н.Н. Категория развития как основа психолого-педагогических исследований образования // Культурно-историческая психология. 2018. Т. 14. № 3. С. 57–66. doi:10.17759/chp.2018140306
  13. Отрошко Г.В. О готовности сельской школы к реализации практики инклюзивного образования // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. 2015. Т. 12. № 5. С. 66–68.
  14. Посохова С.Т. Адаптационный потенциал личности // Здоровье – основа человеческого потенциала: проблемы и пути их решения. 2010. Т. 5. № 1. С. 35–39.
  15. Ростомашвили И.Е., Колосова Т.А. Модель психологического тренинга партнерского общения в условиях инклюзивного образования // Психология обучения. 2015. № 4. С. 106–113.
  16. Рыбников В.Ю., Защиринская О.В. Феноменология возрастных закономерностей нарушения общения у детей и подростков с легкой степенью умственной отсталости // Вестник психотерапии. 2013. Т. 52. № 47. С. 71–85.
  17. Самсонова Е.В., Шеманов А.Ю. Методологические аспекты инклюзивного образования // Инклюзивное образование: преемственность инклюзивной культуры и практики. Сборник материалов IV Международной научно-практической конференции / под ред. С.В. Алехиной. М.: МГППУ, 2017. С. 45–55.
  18. Семаго Н.Я., Семаго М.М., Семенович М.Л. и др. Инклюзивное образование как первый этап на пути к включающему обществу // Психологическая наука
    и образование. 2011. № 1. С. 51–59.
  19. Собчик Л.Н. Диагностика межличностных отношений. Модифицированный вариант интерперсональной диагностики Т. Лири. Методическое руководство.
    М., 1990. 47 с.
  20. Суворов А.В. Инклюзивное образование и личностная инклюзия.
    // Психологическая наука и образование. 2011. № 3. С. 27–31.
  21. Султанбаева К.И., Ербягина А.А. Инклюзивное образование детей
    с ограниченными возможностями здоровья в условиях сельской школы
    // Интерактивная наука. 2016. № 7. С. 24–25. doi: 10.17759/pse.2016210112
  22. Тхоржевская Л.В., Коноплева О.В. Особенности инклюзивного образования детей с ограниченными возможностями в условиях дополнительного образования. Оренбург: ОГУ, 2017. С. 863–866.
  23. Федеральный закон № 273 29.12.2012 (редакция от 23.07.2013). Гл. 1 [Электронный ресурс] // Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации». URL: http://school133.ru/wp-content/uploads/2014/04/Zakon-obobrazovanii_273-FZ-ot-29.12.2012.pdf (дата обращения: 01.02.2019).
  24. Хуснутдинова М.Р. Особенности социального взаимодействия учащихся
    в системе инклюзивного образования [Электронный ресурс] // Психологическая наука и образование psyedu.ru. 2016. Т. 8. № 1. C. 62–75. URL: http://psyjournals.ru /psyedu_ru/2016/n1/khusnutdinova.shtml (дата обращения: 17.01.2019).
  25. Чазова А.А. Возможности понимания и понимание возможностей в межличностном взаимодействии с ребенком, имеющим проблемы в развитии
    // Вестник Кыргызско-Российского славянского университета. 2017. Т. 17. № 4.
    С. 170–173.
  26. Чайковская И.А., Чардымская О.Ю. Возможности социально-психологического тренинга в развитии коммуникативной толерантности в подростковом возрасте
    // Вестник Оренбургского государственного университета. 2018. Т. 215. № 3.
    С. 103–107. doi: 0.25198/1814-6457-215-103
  27. Чепель Т.Л., Абакирова Т.П., Самуйленко С.В. Эффективность образовательного процесса в условиях инклюзивной практики: итоги мониторинговых исследований // Психологическая наука и образование. 2014. Т. 19. № 1. С. 33–41.
  28. Шатуновский В.Л., Шатуновская Е.А. Электронное обучение (понятие
    и технологии) // Наука, образование, молодежь в современном мире: материалы международной научно-методической конференции. М.: РГУ нефти и газа имени (НИУ) И.М. Губкина, 2016. С. 51–56.
  29. Щербачев В.В. Индивидуально-психологические особенности участников субкультуры ролевых игр живого действия // Ярославский педагогический вестник. 2014. Т. 2. № 3. С. 217–221.
  30. Щербинина О.А., Игнатова Т.Н. Роль материнского отношения к подростку
    в структуре переживания им одиночества // Психолог. 2016. № 4. С. 115–125.
    doi: 10.7256/2409-8701.2016.4.19898.
Книги по теме
Статьи по теме
 
О проекте PsyJournals.ruЛауреат XIV национального психологического конкурса «Золотая Психея» по итогам 2012 года

© 1997–2019 Портал психологических изданий PsyJournals.ru  Все права защищены

Свидетельство регистрации СМИ Эл № ФС77-66447 от 14 июля 2016 г.

Издатель: ФГБОУ ВО МГППУ

Лауреат XIV национального психологического конкурса «Золотая Психея» по итогам 2012 года

RSS-анонсы журналов Psyjournals на facebook Группа Psyjournals Вконтакте Twitter Psyjournals Psyjournals на Youtube
Яндекс.Метрика