Жизнестойкость и копинг-стратегии подростков с нарушениями опорно-двигательного аппарата

1533

Аннотация

В статье представлены результаты исследования жизнестойкости и копинг-стратегий подростков с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата. Обследованы 67 подростков с нарушениями двигательных функций различного генеза в возрасте 13–16 лет, из них 33 подростка с тяжелыми нарушениями и 34 подростка с умеренными нарушениями. Группу сравнения составили 112 условно здоровых подростков. Для сбора эмпирических данных применялись Краткая версия теста жизнестойкости, Опросник изучения стратегий копинг-поведения, экспертный опрос педагогов, анализ документов. Показано, что при умеренных нарушениях функций опорно-двигательного аппарата снижения жизнестойкости не происходит, тогда как в случае тяжелых нарушений жизнестойкость ниже, чем в группе сравнения. В сравнении с условно здоровыми сверстниками для подростков с нарушениями опорно-двигательного аппарата в большей степени характерны адаптивные копинг-стратегии преимущественно в аспекте эмоционально-ориентированного копинга. В случае тяжелых двигательных нарушений жизнестойкость связана с возможностью поддерживать эмоциональное благополучие. При умеренных нарушениях также имеет значение отказ от неадаптивных поведенческих копинг-стратегий.

Общая информация

Ключевые слова: жизнестойкость, копинг-стратегии, подростки, ОВЗ, подростки с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата

Рубрика издания: Эмпирические исследования

Тип материала: научная статья

DOI: https://doi.org/10.17759/cpse.2019080106

Финансирование. Работа выполнена при поддержке Российского фонда фундаментальных исследований, проект № 17-06-00336.

Для цитаты: Горьковая И.А., Микляева А.В. Жизнестойкость и копинг-стратегии подростков с нарушениями опорно-двигательного аппарата [Электронный ресурс] // Клиническая и специальная психология. 2019. Том 8. № 1. С. 90–102. DOI: 10.17759/cpse.2019080106

Литература

  1. Богомаз С.Л., Пашкович С.Ф. Возможности нарративного подхода для исследования копинг-стратегий людей с повреждением опорно-двигательного аппарата // Право. Экономика. Психология. 2016. Т. 5. № 2. С. 92–100.
  2. Вербрюгген А.А. Защитные механизмы и копинг-стратегии у детей
    с двигательными нарушениями и их родителей: Автореф. дисс. … канд. психол. наук. СПб., 2008. 23 с.
  3. Гуцунаева С.В. Копинг-стратегии подростков с различным уровнем жизнестойкости // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. 2015. № 3–1. С. 92–95.
  4. Кыштымова К.В. Особенности копинг-стратегий подростков с нарушением функций опорно-двигательного аппарата // Вестник Хакасского государственного университета им. Н.Ф. Катанова. 2015. № 14. С. 93–97.
  5. Лазарус Р. Теория стресса и психофизиологические исследования // Эмоциональный стресс. М.: Наука, 1970. С. 178–208.
  6. Леонтьев Д.А., Рассказова Е.И. Тест жизнестойкости. М.: Смысл, 2006. 63 с.
  7. Маракушина И.Г., Зайцева Е.С. Психологический анализ копинг-стратегий
    у подростков с детским церебральным параличом [Электронный ресурс] // Современные проблемы науки и образования. 2014. № 3. С. 647. URL: http://www.science-education.ru/ru/article/view?id=13198 (дата обращения: 26.03.2019).
  8. Плотникова А.Л. Особенности копинг-стратегий у детей с нарушением опорно-двигательного аппарата // Педагогика, психология и образование: от теории
    к практике. Сборник научных трудов по итогам международной научно-практической конференции / под ред. Ю.В. Богинской. М.: ИЦРНиО, 2017. С. 95–98.
  9. Сирота Н.А., Ялтонский В.М. Копинг-поведение и психопрофилактика психосоциальных расстройств у подростков. М.: Генезис, 2001. 215 с.
  10. Токарская Л.В., Полякова Т.А. Особенности жизнестойкости подростков
    с нарушениями опорно-двигательного аппарата // Человек в условиях неопределенности. Сборник научных трудов научно-практической конференции
    с международным участием. В 2-х томах / под ред. Е.В. Бакшутовой, О.В. Юсуповой, Е.Ю. Двойниковой.  Т. 1. Самара: СГТУ, 2018. С. 242–248.
  11. Уварова О.М. Черты личности и копинг-стратегии подростков с разным уровнем жизнестойкости // Материалы VII Международной конференции молодых ученых «Психология – наука будущего». Под ред. А.Л. Журавлева, Е.А. Сергиенко.
    М.: ИП РАН, 2017. С. 861–864.
  12. Фоминова А.Н. Жизнестойкость личности. М.: Прометей, 2012. 152 с.
  13. Щербакова А.М., Гудилина О.Н. Сравнительная характеристика отношения
    к ограниченным возможностям своего здоровья лиц с врожденными и приобретенными нарушениями статодинамической функции [Электронный журнал] // Психологическая наука и образование. 2010. № 5. С. 77–86. URL: https://psyjournals.ru/files/33751/psyedu_2010_n5_Sherbakova.pdf (дата обращения: 26.03.2019).
  14. Compas B.E., Connor-Smith J.K., Saltzman H., Thomsen A.H., Wadsworth M.E. Coping with stress during childhood and adolescence: Problems, progress, and potential in theory and research // Psychological Bulletin. 2001. Vol. 127. Р. 87–127. doi:10.1037//0033-2909.127.1.87.
  15. Karatas Z., Cakar F.S. Self-Esteem and hopelessness, and resiliency: an exploratory study of adolescents in Turkey // International Education Studies. 2011. Vol. 4. № 4.P. 84–91.
  16. Rutter M. Resilience: Some conceptual considerations // Journal of Adolescent Health. 1993. Vol. 14. Р. 626–631. doi:10.1016/1054-139X(93)90196-V.
  17. ŞahinBaltaci Н., Karataş Z. Perceived social support, depression and life satisfaction as the predictor of the resilience of secondary school students: the case of Burdur // Eurasian Journal of Educational Research. 2015. № 60. P. 111–130. Doi: 10.14689/ejer.2015.60.7.

Информация об авторах

Горьковая Ирина Алексеевна, доктор психологических наук, профессор, заведующая кафедрой психотерапии и психосоматики, Санкт-Петербургский государственный педиатрический медицинский университет Министерства здравоохранения Российской Федерации (ФГБОУ ВО «СПбГПМУ»), Санкт-Петербург, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0002-1488-4746, e-mail: iralgork@mail.ru

Микляева Анастасия Владимировна, доктор психологических наук, доцент, профессор кафедры общей и социальной психологии, ФГБОУ ВО «Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена» (ФГБОУ ВО РГПУ им. А.И. Герцена), Санкт-Петербург, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0001-8389-2275, e-mail: a.miklyaeva@gmail.com

Метрики

Просмотров

Всего: 2141
В прошлом месяце: 11
В текущем месяце: 8

Скачиваний

Всего: 1533
В прошлом месяце: 9
В текущем месяце: 6