Многообразие подходов к исследованию и коррекции нарушений поведения у детей и подростков (на примере синдрома дефицита внимания с гиперактивностью)

1740

Аннотация

В статье выделены наиболее популярные подходы к пониманию и объяснению феномена СДВГ, обозначенные в зарубежных и отечественных исследованиях в области нарушения поведения детей и подростков. Авторами выделены четыре базовых подхода к диагностике и коррекции СДВГ: биомедицинский, социопсихологический, воспитательный и комплексный медико-психологический. Обозначены взгляды на этиопатогенетические механизмы возникновения нарушений поведения и их коррекцию.

Общая информация

Ключевые слова: нарушения поведения, дефицит внимания, коррекционная психология, психологическая коррекция

Рубрика издания: Теоретические исследования

Тип материала: научная статья

DOI: https://doi.org/10.17759/cpse.2019080101

Для цитаты: Кузьмина Т.И., Чижова А.О. Многообразие подходов к исследованию и коррекции нарушений поведения у детей и подростков (на примере синдрома дефицита внимания с гиперактивностью) [Электронный ресурс] // Клиническая и специальная психология. 2019. Том 8. № 1. С. 1–18. DOI: 10.17759/cpse.2019080101

Литература

  1. Азбукин Д.И. Общественно-педагогическая деятельность В.П. Кащенко // Ученые записки МГПИ имени В.И. Ленина. 1947. Т. 49. Вып. 3. С. 101–109 Глозман Ж.М. Нейропсихология детского возраста. М.: Академия, 2009. 272 с.
  2. Глозман Ж.М, Шевченко И.А. Проблема синдрома дефицита внимания
    с гиперактивностью и подходы к его коррекции // Вестник КемГУ. 2013. Т. 55.
    № 1(3) С. 129–137. doi: org/10.21603/2078-8975-2013-3-129-137.
  3. Грибанов А.В., Панков М.Н. Уровень постоянных потенциалов головного мозга
    у детей при синдроме дефицита внимания с гиперактивностью // Физиология человека. 2009. Т. 35. № 6. C. 690–695. 
  4. Заваденко Н.Н. Синдром дефицита внимания с гиперактивностью: диагностика, патогенез, принципы лечения // Вопросы практической педиатрии. РНИМУ им.
    Н.И. Пирогова, Москва. [Электронный ресурс] URL: http://www.phdynasty. ru/katalog/zhurnaly/voprosy-prakticheskoy-pediatrii/2012/tom-7-nomer-1/9194 (дата обращения: 01.12.18).
  5. Заваденко Н.Н, Немкова С.А. Нарушения развития и когнитивные дисфункции
    у детей с заболеваниями нервной системы. Научно-практическое руководство.
    М.: Специальное издательство медицинских книг, 2016. 360 с.
  6. Зыков В.П, Заваденко Н.Н. Достижения в детской неврологии за последние 20 лет [Электронный ресурс] // Доктор.Ру. Неврология Психиатрия. URL: https://elibrary.ru/contents.asp?issueid=1075876&selid=18236177 (дата обращения: 1.09.18).
  7. Куликова Т.Г., Баулина М.Е. Нейрофизиологические и нейроанатомические корреляты синдрома дефицита внимания с гиперактивностью у детей [Электронный ресурс] // Психология, социология и педагогика. URL: http://psychology .snauka.ru/2017/04/8078 (дата обращения: 08.02.2019).
  8. Лурия А.Р. Основы нейропсихологии. Учебное пособие для студ. высш. учеб. Заведений. М.: Академия, 2003. 384 с.
  9. Лютова Е.К., Монина Г.Б. Шпаргалка для взрослых: Психокоррекционная работа с гиперактивными, агрессивными, тревожными и аутичными детьми.
    СПб.: Речь, 2000. 136 с.
  10. МКБ-11 (Международная классификация болезней 11 пересмотра) [Электронный ресурс]. URL: http://icd11.ru/syndrom-deficyt-vnymaniya (дата обращения: 13.11.18).
  11.  Морозова Е.A. Синдром дефицита внимания с гиперактивностью: причины
    и последствия // Практическая медицина. 2011. Т. 49. № 1.  С. 125–127.
  12. Семенович А.В. Нейропсихологическая диагностика и коррекция в детском возрасте. М.: Академия, 2002. 232 с.
  13. Сиротюк А.Л. Нейропсихологическое и психофизиологическое сопровождение обучения. М.: Сфера, 2003. 288 с.
  14.  Цветков А.В. Гиперактивный ребенок: нейропедагогика саморегуляции.
    М.: Спорт и Культура. 2017. 128 с.
  15. Чутко Л.С, Сурушкина С.Ю. Современные подходы к лечению и реабилитации детей с синдромом дефицита внимания с гиперактивностью // Детская и подростковая реабилитация. 2014. Т. 22. № 1. С. 35–41.
  16. Шевченко Ю.С. Коррекция поведения детей с гиперактивностью
    и психопатоподобным синдромом. Практическое руководство для врачей, психологов и педагогов. М.: Вита-Пресс, 1997. 52 с.
  17. Ясюкова Л.А. Оптимизация обучения и развития детей с ММД. Диагностика
    и компенсация минимальных мозговых дисфункций. Методическое руководство. СПб.: Иматон, 1997. 80 с.
  18.  Bange F, Mouren M. C. Le point de vue du prescripteur // Le carnet psy. 2003. Vol. 78. № 3. P. 1719. doi: 10.3917/lcp.078.0017.
  19.  Biederman J. Faraone S. The effects of attention-deficit/hyperactivity disorder on employment and household income [Электронный ресурс] // MedGenMed. URL: https://www.ncbi.nlm.nih.gov/pmc/articles/PMC1781280/ (дата обращения: 07.08.18).
  20.  Bourdaa M. Does television reflect the evolution of scientific knowledge? The case of attention deficit hyperactivity disorder coverage on French TV // Public Understanding of Science. 2015. Vol. 24. № 2. P. 200–209. doi: 10.1177/0963662513484842
  21.  Chagnon J.Y. L’agression sexuelle à l’adolescence: un destin potentiel de l’hyperactivité // Perspectives Psy. 2010. Vol. 49. № 4. P. 303–309. doi: 10.1051/ppsy/2010494303.
  22. Condray R. Language comprehension in schizophrenia: Trait or state indicator?
    // Biological psychiatry. 1995. Vol. 38. № 5. P. 287–296. doi:10.1016/0006-3223(95)00378-T.
  23. Cortese S, Adamo N. Comparative efficacy and tolerability of medications for attention-deficit hyperactivity disorder in children, adolescents, and adults: a systematic review and network meta-analysis. // The Lancet psychiatry. 2018. Vol. 5. P. 727–738. doi:10.1016/S2215-0366(18)30269-4.
  24. Diagnostic and Statistical Manual of Mental Disorders. 5th ed. Washington DC: American Psychiatric Association [Электронный ресурс]. URL: https://dsm.psychiatry online.org/doi/book/10.1176/appi.books.9780890425596. (дата обращения: 12.10.18).
  25. Duffy F., Shankardass A. A unique pattern of cortical connectivity characterizes patients with attention deficit disorders: a large electroencephalographic coherence study [Электронный ресурс] // BMC Medicinе. URL: http://bmcmedicine.biomedcentral .com/articles/10.1186/s12916-017-0805-9 (дата обращения: 14.04.2017).
  26. Evenden J. Impulsivity: a discussion of clinical and experimental findings // Journal of Psychopharmacology. 1999. Vol. 13. № 2. P. 180–192. doi:10.1177/026988 119901300211.
  27.  Faraone S.V. Neurobiology of attention deficit disorder // Biological psychiatry. 1998. Vol. 44. № 10. P. 951–958. doi: 10.1016/S0006-3223(98)00240-6.
  28. Frances A.J., Widiger T. Psychiatric diagnosis: lessons from the DSM-IV past and cautions for the DSM-5 future // Annual review of clinical psychology, 2012. Vol. 8.
    P. 109–130.  doi: 10.1146/annurev-clinpsy-032511-143102.
  29.  Golse B., Zigante F. L’enfant, les psychotropes et la psychanalyse // Revue française de psychanalyse. 2002. Vol. 6. № 2. P. 433–446. doi:10.3917/rfp.662.0433.
  30.  Gonon F, Bézard E. Misrepresentation of neuroscience data might give rise to misleading conclusions in the media: The case of attention deficit hyperactivity disorder // Plos One. 2011.  Vol. 6. № 1. doi:10.1371/journal.pone.0014618.
  31. Gonon F., Konsman J.P. Why most biomedical findings echoed by newspapers turn out to be false: The case of attention deficit hyperactivity disorder // Plos One. 2012. Vol. 7. № 9. doi: 10.1371/journal.pone.0044275.
  32. Kendall J.1. Service needs of families with children with ADHD // Journal of family nursing. 2005. Vol. 11. № 3. Р. 264 –288. doi: 10.1177/1074840705278629.
  33. Kewley G.D. Personal paper: Attention deficit hyperactivity disorder is underdiagnosed and undertreated in Britain // BMJ (Clinical research) 1998. Vol. 316. № 7144. P.1594–1596.
  34.  Kim M. Prevalence of attention-deficit/hyperactivity disorder and its comorbidity among Korean children in a community population // Journal of Korean Medical Science. 2017.  Vol. 32. № 3. P. 401–406. doi: 10.3346/jkms.2017.32.3.401.
  35.  Korean parents tend to leave children with ADHD untreated // Korea Biomedical Review. [Электронный ресурс]. URL: http://www.koreabiomed.com/news /articleView.html?idxno=2970. (дата обращения: 06.05.2018).
  36.  Lauth B. Les médicaments stimulants et leurs alternatives dans le traitement psychopharmacologique du syndrome de l’hyperactivité infantile // Perspectives psy. 2003. Vol. 43. № 1.  P. 46–57. doi: 10.1051/ppsy/2004431046.
  37. Norvillitis J. Perceptions of ADHD in China and the United States: A Preliminary Study // Journal of attention disorders. 2005. Vol. 9. № 2. P. 413–424, doi: 10.1177/1087054705281123.
  38.  Osterlaan J., Logan G.D., Sergeant J.A. Response inhibition in ADHD, CD, comorbid ADHD+CD, anxious, and control children: a metaanalysis of studies with the Stop Task // Child Psychology and Psychiatry. 1998. Vol. 39. № 3. P. 411–425.
  39. Oravecz. Z. Hierarchical bayesian modeling for test theory without an answer key, // PSYCHOMETRIKA. 2015. Vol. 80. № 2. P. 341–364. doi: 10.1007/S11336-013-9379-4.
  40. Strohl M.P. Bradley’s Benzedrine Studies on Children with Behavioral Disorders //The Yale journal of biology and medicine. 2011. Vol. 84. № 1. P. 27–33.
  41.  Yang B. A meta‐analysis of association studies between the 10‐repeat allele of a VNTR polymorphism in the 3′‐UTR of dopamine transporter gene and attention deficit hyperactivity disorder // American journal of medical genetics. 2007. Vol. 144B. № 4.  doi: 10.1002/ajmg.b.30453.

Информация об авторах

Кузьмина Татьяна Ивановна, кандидат психологических наук, доцент кафедры специальной психологии и реабилитологии, ФГБОУ ВО МГППУ, Москва, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0003-2367-3390, e-mail: ta-1@list.ru

Чижова Анастасия Олеговна, аспирант кафедры специальной психологии и реабилитологии, ФГБОУ ВО МГППУ, Москва, Россия, e-mail: nnastik@yandex.ru

Метрики

Просмотров

Всего: 2922
В прошлом месяце: 16
В текущем месяце: 6

Скачиваний

Всего: 1740
В прошлом месяце: 9
В текущем месяце: 1