Дистанционное консультирование родителей в ранней помощи: компетентностный подход

2463

Аннотация

В статье излагаются методологические основы, методики, средства и порядок осуществления дистанционного консультирования родителей в ранней помощи в рамках компетентностного подхода. Апробация подхода проводилась в течение двух лет на 29 матерях детей в возрасте от 1 года 4 месяцев до 5,5 лет с различными диагнозами: «детский аутизм» (n=12), «синдром Дауна неуточненный» (n=3), «церебральный паралич неуточненный» (n=7), «другие уточненные хромосомные аномалии» (n=4), «смешанное специфическое расстройство психологического развития» (n=1), «общее расстройство развития неуточненное» (n=2). Возможности и ограничения подхода обсуждаются при описании двух случаев.

Общая информация

Ключевые слова: дистанционное консультирование, родители, ранняя помощь , семейно-центрированная модель, компетентностный подход, коучинг, видеоанализ, активность, участие, Международная классификация функционирования

Рубрика издания: Методы и методики

Тип материала: научная статья

DOI: https://doi.org/10.17759/cpse.2019080209

Для цитаты: Казьмин А.М., Словохотова О.В. Дистанционное консультирование родителей в ранней помощи: компетентностный подход [Электронный ресурс] // Клиническая и специальная психология. 2019. Том 8. № 2. С. 159–184. DOI: 10.17759/cpse.2019080209

Литература

  1. Анохин П.К. Принципиальные вопросы общей теории функциональных систем. М., «Наука», 1973, с. 17–61.
  2. Ермолаева Е.Е., Казьмин А.М., Мухамедрахимов Р.Ж. и др. О ранней помощи детям и их семьям // Аутизм и нарушения развития. 2017. Т. 15. № 2. С. 4–18. doi:10.17759/autdd.2017150201
  3. Жиянова П.Л. Семейно-центрированная модель ранней помощи // Синдром Дауна XXI век. 2008. № 1. С. 20–23.
  4. Зимняя И.А. Ключевые компетентности как результативно-целевая основа компетентностного подхода в образовании. Авторская версия. М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2004.  40 с.
  5. Казьмин А.М. Теория процессуального анализа: краткое описание и прикладное значение [Электронный ресурс] // Клиническая и специальная психология. 2012. № 4. URL: https://psyjournals.ru/psyclin/2012/n4/57302.shtml (дата обращения: 07.01.2019)
  6. Казьмин А.М. Участие: теоретические аспекты и оценка в практике ранней помощи [Электронный ресурс] // Клиническая и специальная психология. 2015. Т. 4. № 2. С. 115–127. URL: https://psyjournals.ru/psyclin/2015/n2/Kazmin.shtml (дата обращения: 07.01.2019)
  7. Казьмин А.М., Перминова Г.А., Чугунова А.И. Прикладное значение Международной классификации функционирования, ограничений жизнедеятельности и здоровья детей и подростков (краткий обзор литературы) [Электронный ресурс] // Клиническая и специальная психология. 2014. Т. 3. № 2. URL: https://psyjournals.ru/psyclin/2014/n2/Kazmin_et_al.shtml (дата обращения: 07.01.2019)
  8. Кудрина Т.П., Серкина А.В. Дистанционное консультирование родителей
    в системе ранней помощи: из опыта работы // Дефектология. 2013. № 6. С. 60–70.
  9. Методические рекомендации по организации ранней помощи (от 25 декабря 2018) [Электронный ресурс] // URL: https://rosmintrud.ru/docs/mintrud/handicapped /274 (дата обращения 07.01.2019)
  10. Равен Дж. Компетентность в современном обществе: выявление, развитие
    и реализация. М.: Когито-Центр, 2002. 396 с.
  11. Селигман М., Дарлинг Р.Б. Обычные семьи, особые дети: системный подход
    к помощи детям с нарушениями развития. М.: Теревинф, 2007. 368 с.
  12. Ткачева В.В. Реализация семейно-центрированного подхода в условиях службы ранней помощи // Коррекционная педагогика. 2016. Т. 68. № 2. С. 17–21.
  13. Baharav E., Reiser C. Using telepractice in parent training in early autism // Telemedicine and E-Health. 2010. Vol. 16.  № 6. Pp. 727–731. Doi: 10.1089/tmj.2010.0029.
  14. Behl D., Blaiser K., Cook G. et al. A Multisite Study Evaluating the Benefits of Early Intervention via Telepractice // Infants & Young Children. 2017. Vol. 30. № 2. Pp. 147–161. Doi: 10.1097/IYC.0000000000000090.
  15. Block A.W., Block S.R. Strengthening social work approaches through advancing knowledge of early childhood intervention// Child and Adolescent Social Work Journal 2002. Vol. 19.  № 3. Pp. 191–208. Doi: 10.1023/A:1015575914314
  16. Braddell A. Citizens' Curriculum guide to non-directive coaching [Электронный ресурс]. Leicester: Learning and Work Institute, 2017. URL: https://www.learningand work.org.uk/wp-content/uploads/2017/08/LW-Coaching-Report-V6-13.7.2017.pdf (дата обращения: 07.01.2019)
  17. Brewer E.J., McPherson M., Magrab P.R. et al. Family-Centered, Community-based: coordinated care for children with special health care needs // Pediatrics. 1989. Vol. 83. 
    № 6. Pp. 1055–1060.
  18. Brown J.A. Exploring Coaching Strategies in a Parent-Implemented Intervention for Toddlers. Dissertation for the degree of Doctor of Philosophy, 2012. [Электронный ресурс]. The Florida State University College Of Communication and Information.
    URL: http://purl.flvc.org/fsu/fd/FSU_migr_etd-5324  (дата обращения: 07.01.2019)
  19. Brown W., Thurman S.K., Pearl L.F. Family-Centered Early Intervention with Infants & Toddlers: innovative cross-disciplinary approaches. Baltimore, MD: Paul H. Brookes, 1993. 340 p.
  20. Davis H., Day C., Bidmead C. Working in partnership with parents: the parent adviser model. London: The Psychological Corporation. 2002. 293 p.
  21. Dunst C.J., Trivette C.M. Empowerment, effective helpgiving practices and family-centered care // Pediatric Nursing. 1996.  № 4. Vol. 22. Pp. 334–337.
  22. Dunst C.J. Family-centered practices // Journal of Special Education. 2002. Vol. 36. № 3. Pp. 141–149. Doi: 10.1177/00224669020360030401
  23. Edelman L. A relationship-based approach to early intervention [Электронный ресурс]. Resources and Connections. 2004. Vol. 3.  № 2. (July-September), pp. 2–9. URL: http://cacenter-ecmh.org/wp/wp-content/uploads/2012/03/relationship_based_ approach.pdf  (дата обращения: 07.01.2019)
  24. Florida’s Early Intervention Professional Competencies. Florida Department of Health website [Электронный ресурс]. URL: http://www.floridahealth.gov/alternatesites /cms-kids/providers/documents/Professional_Competencies. (дата обращения: 07.01.2019)
  25. Friedman M., Woods J., Salisbury C. Caregiver Coaching Strategies for Early Intervention Providers: Moving Toward Operational Definitions // Infants & Young Children. 2012. Vol. 25 № 1. Pp. 62–82. Doi: 10.1097/IYC.0b013e31823d8f12
  26. Jones DJ, Forehand R, Cuellar J., et al. Harnessing innovative technologies to advance children’s mental health: Behavioral parent training as an example // Clinical Psychology Review. 2013. Vol. 33 № 2. Pp. 241–252. Doi: 10.1016/j.cpr.2012.11.003.
  27. Kaiser A.P., Roberts M.Y. Parent-implemented enhanced milieu teaching with preschool children who have intellectual disabilities // Journal of speech, language, and hearing research. 2013. Vol. 56 № 1.  Pp. 295–309.
  28. Knowles M.S. The modern practice of adult education: Androgogy versus pedagogy. New York: New York Association Press, 1970. 376 p.
  29. McCarthy M., Muñoz K., White K.R. Teleintervention for infants and young children who are deaf or hard-of-hearing // Pediatrics. 2010. Vol. 126. № 1. Pp. 52–58.
  30. McClelland D.C. Testing for competence rather than intelligence // American Psychologist. 1973. Vol. 28. № 1. Pp. 1–14. Doi: 10.1037/h0034092
  31. McDuffie A., Machalicek W., Oakes A., et al. Distance Video-Teleconferencing in Early Intervention: Pilot Study of a Naturalistic Parent-Implemented Language Intervention. // Topics in Early Childhood Special Education. 2013. Vol. 33. № 3. Pp. 172–185. Doi: 10.1177/0271121413476348.
  32. McDuffie A., Oakes A., Machalicek W., et al. Early language intervention using distance video-teleconferencing: A pilot study of young boys with fragile X syndrome and their mothers // American Journal of Speech-Language Pathology. 2016. Vol. 25. № 1.
    Pp. 46–66. Doi:10.1044/2015_AJSLP-14-0137
  33. Meadan H., Angell M.E., Stoner J.B., et al. Parent-implemented social-pragmatic communication intervention: A pilot study. // Focus on Autism and Other Developmental Disabilities. 2014. Vol. 29 № 1. Pp. 95–110. Doi:10.1177/1088357613517504
  34. Meadan H., Snodgrass M.R., Meyer L.E., et al. Internet-Based Parent-Implemented Intervention for Young Children with Autism: A Pilot Study // Journal of Early Intervention. 2016. Vol. 38. № 1. Pp. 3–23. Doi: 10.1177/1053815116630327
  35. Pearlman C. The Measurement of Effectance Motivation // Educational and Psychological Measurement. 1982. Vol. 42. № 1. Pp. 49–56. Doi: 10.1177/001316 4482421006
  36. Petr C.G., Allen R.I. Family-Centered Professional Behavior: Frequency and Importance to Parents // Journal of Emotional and Behavioral Disorders. 1997. Vol. 5. № 4. Pp. 196–204. Doi: 10.1177/106342669700500402
  37. Raia A.P. Goal setting and self-control: An empirical study // Journal of Management Studies. 1965. Vol. 2. № 1. Pp. 34–53.
  38. Tomasello N.M., Manning A.R., Dulmus C.N. Family-Centered Early Intervention for Infants and Toddlers with Disabilities // Journal of Family Social Work. 2010. Vol. 13. № 2. Pp. 163–172 Doi: 10.1080/10522150903503010
  39. White R.W. Motivation reconsidered: The concept of competence // Psychological Review. 1959. Vol. 66. № 5. Pp. 297–333. Doi: 10.1037/h0040934
  40. White, R. W. (1966). Lives in progress: A study of the natural growth of personality (2nd ed.). Oxford, England: Holt, Rinehart & Winston.
  41. Vismara L.A., McCormick C, Young G.S., et al. Preliminary findings of a telehealth approach to parent training in autism // Journal of Autism and Developmental Disorders. 2013. Vol. 43. № 12. Pp. 2953–2969. Doi: 10.1007/s10803-013-1841-8.

Информация об авторах

Казьмин Александр Михайлович, кандидат медицинских наук, профессор кафедры нейро- и патопсихологии развития, факультет клинической и специальной психологии, Московский государственный психолого-педагогический университет (ФГБОУ ВО МГППУ), Москва, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0002-1748-2574, e-mail: mgppukprd@gmail.com

Словохотова О.В., психолог, Региональная общественная организация помощи детям с расстройствами аутистического спектра «Контакт», Москва, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0002-8998-2287, e-mail: nicecreamol9@gmail.com

Метрики

Просмотров

Всего: 2149
В прошлом месяце: 7
В текущем месяце: 11

Скачиваний

Всего: 2463
В прошлом месяце: 11
В текущем месяце: 20