Портал психологических изданий PsyJournals.ru
Каталог изданий 94Рубрики 51Авторы 8279Ключевые слова 20372 Online-сборники 1 АвторамRSS RSS

Включен в Web of Science СС (ESCI)

ВАК

РИНЦ

Рейтинг Science Index РИНЦ 2017

31 место — направление «Психология»

0,423 — показатель журнала в рейтинге SCIENCE INDEX

0,649 — двухлетний импакт-фактор

CrossRef

Клиническая и специальная психология

Издатель: Московский государственный психолого-педагогический университет

ISSN (online): 2304-0394

DOI: http://dx.doi.org/10.17759/cpse

Лицензия: CC BY-NC 4.0

Издается с 2012 года

Периодичность: 4 номера в год

Формат: электронное издание

Язык журнала: русский, английский

Доступ к электронным архивам: открытый

 

Дистанционное консультирование родителей в ранней помощи: компетентностный подход 266

Казьмин А.М., кандидат медицинских наук, профессор кафедры нейро- и патопсихологии развития, факультет клинической и специальной психологии, Московский государственный психолого-педагогический университет (ФГБОУ ВО МГППУ), Москва, Россия, mgppukprd@gmail.com
Словохотова О.В., педагог-психолог территориального отделения «Бабушкинское», ГБУ ГППЦ ДОгМ, Москва, Россия, nicecreamol9@gmail.com

Аннотация

В статье излагаются методологические основы, методики, средства и порядок осуществления дистанционного консультирования родителей в ранней помощи в рамках компетентностного подхода. Апробация подхода проводилась в течение двух лет на 29 матерях детей в возрасте от 1 года 4 месяцев до 5,5 лет с различными диагнозами: «детский аутизм» (n=12), «синдром Дауна неуточненный» (n=3), «церебральный паралич неуточненный» (n=7), «другие уточненные хромосомные аномалии» (n=4), «смешанное специфическое расстройство психологического развития» (n=1), «общее расстройство развития неуточненное» (n=2). Возможности и ограничения подхода обсуждаются при описании двух случаев.

Ссылка для цитирования

Литература
  1. Анохин П.К. Принципиальные вопросы общей теории функциональных систем. М., «Наука», 1973, с. 17–61.
  2. Ермолаева Е.Е., Казьмин А.М., Мухамедрахимов Р.Ж. и др. О ранней помощи детям и их семьям // Аутизм и нарушения развития. 2017. Т. 15. № 2. С. 4–18. doi:10.17759/autdd.2017150201
  3. Жиянова П.Л. Семейно-центрированная модель ранней помощи // Синдром Дауна XXI век. 2008. № 1. С. 20–23.
  4. Зимняя И.А. Ключевые компетентности как результативно-целевая основа компетентностного подхода в образовании. Авторская версия. М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2004.  40 с.
  5. Казьмин А.М. Теория процессуального анализа: краткое описание и прикладное значение [Электронный ресурс] // Клиническая и специальная психология. 2012. № 4. URL: http://psyjournals.ru/psyclin/2012/n4/57302.shtml (дата обращения: 07.01.2019)
  6. Казьмин А.М. Участие: теоретические аспекты и оценка в практике ранней помощи [Электронный ресурс] // Клиническая и специальная психология. 2015. Т. 4. № 2. С. 115–127. URL: http://psyjournals.ru/psyclin/2015/n2/Kazmin.shtml (дата обращения: 07.01.2019)
  7. Казьмин А.М., Перминова Г.А., Чугунова А.И. Прикладное значение Международной классификации функционирования, ограничений жизнедеятельности и здоровья детей и подростков (краткий обзор литературы) [Электронный ресурс] // Клиническая и специальная психология. 2014. Т. 3. № 2. URL: http://psyjournals.ru/psyclin/2014/n2/Kazmin_et_al.shtml (дата обращения: 07.01.2019)
  8. Кудрина Т.П., Серкина А.В. Дистанционное консультирование родителей
    в системе ранней помощи: из опыта работы // Дефектология. 2013. № 6. С. 60–70.
  9. Методические рекомендации по организации ранней помощи (от 25 декабря 2018) [Электронный ресурс] // URL: https://rosmintrud.ru/docs/mintrud/handicapped /274 (дата обращения 07.01.2019)
  10. Равен Дж. Компетентность в современном обществе: выявление, развитие
    и реализация. М.: Когито-Центр, 2002. 396 с.
  11. Селигман М., Дарлинг Р.Б. Обычные семьи, особые дети: системный подход
    к помощи детям с нарушениями развития. М.: Теревинф, 2007. 368 с.
  12. Ткачева В.В. Реализация семейно-центрированного подхода в условиях службы ранней помощи // Коррекционная педагогика. 2016. Т. 68. № 2. С. 17–21.
  13. Baharav E., Reiser C. Using telepractice in parent training in early autism // Telemedicine and E-Health. 2010. Vol. 16.  № 6. Pp. 727–731. Doi: 10.1089/tmj.2010.0029.
  14. Behl D., Blaiser K., Cook G. et al. A Multisite Study Evaluating the Benefits of Early Intervention via Telepractice // Infants & Young Children. 2017. Vol. 30. № 2. Pp. 147–161. Doi: 10.1097/IYC.0000000000000090.
  15. Block A.W., Block S.R. Strengthening social work approaches through advancing knowledge of early childhood intervention// Child and Adolescent Social Work Journal 2002. Vol. 19.  № 3. Pp. 191–208. Doi: 10.1023/A:1015575914314
  16. Braddell A. Citizens' Curriculum guide to non-directive coaching [Электронный ресурс]. Leicester: Learning and Work Institute, 2017. URL: https://www.learningand work.org.uk/wp-content/uploads/2017/08/LW-Coaching-Report-V6-13.7.2017.pdf (дата обращения: 07.01.2019)
  17. Brewer E.J., McPherson M., Magrab P.R. et al. Family-Centered, Community-based: coordinated care for children with special health care needs // Pediatrics. 1989. Vol. 83. 
    № 6. Pp. 1055–1060.
  18. Brown J.A. Exploring Coaching Strategies in a Parent-Implemented Intervention for Toddlers. Dissertation for the degree of Doctor of Philosophy, 2012. [Электронный ресурс]. The Florida State University College Of Communication and Information.
    URL: http://purl.flvc.org/fsu/fd/FSU_migr_etd-5324  (дата обращения: 07.01.2019)
  19. Brown W., Thurman S.K., Pearl L.F. Family-Centered Early Intervention with Infants & Toddlers: innovative cross-disciplinary approaches. Baltimore, MD: Paul H. Brookes, 1993. 340 p.
  20. Davis H., Day C., Bidmead C. Working in partnership with parents: the parent adviser model. London: The Psychological Corporation. 2002. 293 p.
  21. Dunst C.J., Trivette C.M. Empowerment, effective helpgiving practices and family-centered care // Pediatric Nursing. 1996.  № 4. Vol. 22. Pp. 334–337.
  22. Dunst C.J. Family-centered practices // Journal of Special Education. 2002. Vol. 36. № 3. Pp. 141–149. Doi: 10.1177/00224669020360030401
  23. Edelman L. A relationship-based approach to early intervention [Электронный ресурс]. Resources and Connections. 2004. Vol. 3.  № 2. (July-September), pp. 2–9. URL: http://cacenter-ecmh.org/wp/wp-content/uploads/2012/03/relationship_based_ approach.pdf  (дата обращения: 07.01.2019)
  24. Florida’s Early Intervention Professional Competencies. Florida Department of Health website [Электронный ресурс]. URL: http://www.floridahealth.gov/alternatesites /cms-kids/providers/documents/Professional_Competencies. (дата обращения: 07.01.2019)
  25. Friedman M., Woods J., Salisbury C. Caregiver Coaching Strategies for Early Intervention Providers: Moving Toward Operational Definitions // Infants & Young Children. 2012. Vol. 25 № 1. Pp. 62–82. Doi: 10.1097/IYC.0b013e31823d8f12
  26. Jones DJ, Forehand R, Cuellar J., et al. Harnessing innovative technologies to advance children’s mental health: Behavioral parent training as an example // Clinical Psychology Review. 2013. Vol. 33 № 2. Pp. 241–252. Doi: 10.1016/j.cpr.2012.11.003.
  27. Kaiser A.P., Roberts M.Y. Parent-implemented enhanced milieu teaching with preschool children who have intellectual disabilities // Journal of speech, language, and hearing research. 2013. Vol. 56 № 1.  Pp. 295–309.
  28. Knowles M.S. The modern practice of adult education: Androgogy versus pedagogy. New York: New York Association Press, 1970. 376 p.
  29. McCarthy M., Muñoz K., White K.R. Teleintervention for infants and young children who are deaf or hard-of-hearing // Pediatrics. 2010. Vol. 126. № 1. Pp. 52–58.
  30. McClelland D.C. Testing for competence rather than intelligence // American Psychologist. 1973. Vol. 28. № 1. Pp. 1–14. Doi: 10.1037/h0034092
  31. McDuffie A., Machalicek W., Oakes A., et al. Distance Video-Teleconferencing in Early Intervention: Pilot Study of a Naturalistic Parent-Implemented Language Intervention. // Topics in Early Childhood Special Education. 2013. Vol. 33. № 3. Pp. 172–185. Doi: 10.1177/0271121413476348.
  32. McDuffie A., Oakes A., Machalicek W., et al. Early language intervention using distance video-teleconferencing: A pilot study of young boys with fragile X syndrome and their mothers // American Journal of Speech-Language Pathology. 2016. Vol. 25. № 1.
    Pp. 46–66. Doi:10.1044/2015_AJSLP-14-0137
  33. Meadan H., Angell M.E., Stoner J.B., et al. Parent-implemented social-pragmatic communication intervention: A pilot study. // Focus on Autism and Other Developmental Disabilities. 2014. Vol. 29 № 1. Pp. 95–110. Doi:10.1177/1088357613517504
  34. Meadan H., Snodgrass M.R., Meyer L.E., et al. Internet-Based Parent-Implemented Intervention for Young Children with Autism: A Pilot Study // Journal of Early Intervention. 2016. Vol. 38. № 1. Pp. 3–23. Doi: 10.1177/1053815116630327
  35. Pearlman C. The Measurement of Effectance Motivation // Educational and Psychological Measurement. 1982. Vol. 42. № 1. Pp. 49–56. Doi: 10.1177/001316 4482421006
  36. Petr C.G., Allen R.I. Family-Centered Professional Behavior: Frequency and Importance to Parents // Journal of Emotional and Behavioral Disorders. 1997. Vol. 5. № 4. Pp. 196–204. Doi: 10.1177/106342669700500402
  37. Raia A.P. Goal setting and self-control: An empirical study // Journal of Management Studies. 1965. Vol. 2. № 1. Pp. 34–53.
  38. Tomasello N.M., Manning A.R., Dulmus C.N. Family-Centered Early Intervention for Infants and Toddlers with Disabilities // Journal of Family Social Work. 2010. Vol. 13. № 2. Pp. 163–172 Doi: 10.1080/10522150903503010
  39. White R.W. Motivation reconsidered: The concept of competence // Psychological Review. 1959. Vol. 66. № 5. Pp. 297–333. Doi: 10.1037/h0040934
  40. White, R. W. (1966). Lives in progress: A study of the natural growth of personality (2nd ed.). Oxford, England: Holt, Rinehart & Winston.
  41. Vismara L.A., McCormick C, Young G.S., et al. Preliminary findings of a telehealth approach to parent training in autism // Journal of Autism and Developmental Disorders. 2013. Vol. 43. № 12. Pp. 2953–2969. Doi: 10.1007/s10803-013-1841-8.
Статьи по теме
 
О проекте PsyJournals.ruЛауреат XIV национального психологического конкурса «Золотая Психея» по итогам 2012 года

© 1997–2019 Портал психологических изданий PsyJournals.ru  Все права защищены

Свидетельство регистрации СМИ Эл № ФС77-66447 от 14 июля 2016 г.

Издатель: ФГБОУ ВО МГППУ

Creative Commons License

Лауреат XIV национального психологического конкурса «Золотая Психея» по итогам 2012 года

Яндекс.Метрика