Особенности когнитивного статуса студентов с нарушением слуха: значение для инклюзивного образования

550

Аннотация

Изучены изменения показателей когнитивного статуса: интеллекта, внимания и памяти у студентов с нарушением слуха (n=26) по сравнению с нормально слышащими (n=28). Обнаруженные снижение вербального интеллекта и скорости селекции зрительно предъявленной информации и бóльшие показатели образно-пространственного, чем вербального компонента интеллекта в группе с нарушениями слуха свидетельствуют о развитии компенсаторной зрительной функции. Меньший эффект проактивной интерференции при большем времени исполнительного контроля у студентов с нарушением слуха по сравнению с контрольной группой указывает на недостаточное развитие тормозных функций префронтальных отделов коры головного мозга. Обнаруженные изменения в когнитивном статусе студентов с нарушением слуха следует учитывать в организации инклюзивного образования при разработке программно-методического обеспечения и психолого-педагогических приемов профессионального обучения.

Общая информация

Ключевые слова: нарушение слуха, интеллект, системы внимания, зрительная память, инклюзивное образование

Рубрика издания: Эмпирические исследования

Тип материала: научная статья

DOI: https://doi.org/10.17759/cpse.2019080203

Финансирование. Работа выполнена при частичной поддержке гранта РФФИ №17-06-00166 «Организация тормозного контроля в онтогенезе: значение для обучения и адаптации».

Для цитаты: Кривоногова К.Д., Разумникова О.М. Особенности когнитивного статуса студентов с нарушением слуха: значение для инклюзивного образования [Электронный ресурс] // Клиническая и специальная психология. 2019. Том 8. № 2. С. 38–52. DOI: 10.17759/cpse.2019080203

Литература

  1. Айсмонтас Б.Б., Одинцова М.А. Инклюзивная образовательная среда вуза как ресурс для развития жизнестойкости и самоактивации студентов с инвалидностью // Психологическая наука и образование. 2018. Т. № 2. С. 29–41. doi:10.17759 /pse.2018230204
  2. Величковский Б.Б. Возможности когнитивной тренировки как метода коррекции возрастных нарушений когнитивного контроля // Экспериментальная психология. 2009. T. 2. № 3. C. 78–91.
  3. Разумникова О.М. Закономерности старения мозга и способы активации его компенсаторных ресурсов // Успехи физиологических наук, 2015. Т. 46. № 2. С. 3–16.
  4. Разумникова О.М., Вольф Н.В. Реорганизация связи интеллекта
    с характеристиками внимания и памяти при старении // Журнал высшей нервной деятельности. 2017. Т. 67. № 1. С. 55–67 doi: 10.7868/S0044467717010129
  5. Разумникова О.М., Николаева Е.И. Тормозные функции мозга и возрастные особенности организации когнитивной деятельности // Успехи физиологических наук. 2019. Т. 49. № 1. С. 1–15.
  6. Хохлова А.Ю. Биологические, психологические и социальные факторы, влияющие на интеллектуальное развитие детей с нарушениями слуха в зарубежной психологии глухих // Специальная психология.  2005. № 3-4. С. 13–25.
  7. Best J.R., Miller P.H., Naglieri J.A. Relations between executive function and academic achievement from ages 5 to 17 in a large, representative, national sample // Learning and Individual Differences. 2011. Vol. 21. № 4. P. 327–336. doi: 10.1016/j.lindif.2011.01.007
  8. Botting N., Jones A., Marshall C., et al. Nonverbal executive function is mediated by language: A study of deaf and hearing children // Child Development. 2017. Vol. 88. № 5.
    P. 1689–1700. doi: 10.1111/cdev.12659
  9. Chaddock-Heyman L., Erickson K.I., Voss M.W., et al. White matter microstructure is associated with cognitive control in children // Biological Psychology. 2013. Vol. 94. № 1. P. 109–115. doi: 10.1016/j.biopsycho.2013.05.008.
  10. Fan J., McCandliss B.D., Sommer T., et al. Testing the efficiency and independence of attentional networks // Journal of Cognitive Neuroscience. 2002. Vol. 14. № 3. P. 340–347. doi: 10.1162/089892902317361886
  11. Figueras B., Edwards L., Langdon D. Executive function and language // Journal of Deaf Studies and Deaf Education. 2008. Vol. 13. № 3. P. 362–377. doi: 10.1093/deafed /enm067
  12. Green C.S., Strobach T., Schubert T. On methodological standards in training and transfer experiments // Psychological Research.  2014. Vol. 78. № 6. P. 756–772. doi: 10.1007/s00426-013-0535-3
  13. Jaeggi S.M., Buschkuehl M., Jonides J., Perrig W.J. Improving fluid intelligence with training on working memory // Proceedings of the National Academy of Sciences. 2008. Vol. 105. № 19. P. 6829–6833. doi: 10.1073/pnas.0801268105
  14. Karbach J., Unger K. Executive control training from middle childhood to adolescence // Frontiers in Psychology.  2014. Vol. 5. № 390. doi: 10.3389/ fpsyg.2014.00390
  15. Madsen K.S., Baaré W.F.C., Vestergaard, M., et al. Response inhibition is associated with white matter microstructure in children // Neuropsychologia. 2010. Vol. 48. № 4.
    P. 854–862. doi: 10.1016/j.neuropsychologia.2009.11.001
  16. Merabet L.B., Pascual-Leone A. Neural reorganization following sensory loss: The opportunity of change // Nature Reviews Neuroscience. 2010. Vol. 11. № 1. P. 44–52. doi:10.1038/nrn2758
  17. Pereira-Jorge M.R., Andrade K.C., Palhano-Fontes F.X., et al. Anatomical and functional MRI changes after one year of auditory rehabilitation with hearing aids // Neural Plasticity. 2018. Available at: https://www.hindawi.com/journals/np/2018/ 9303674/. (Accessed: 15.12.2018) doi: 10.1155/2018/9303674
  18. Razumnikova O., Savinykh M., Suslov R., et al. A computeIized cognitive test battery. Individual differences in cognitive characteristics: Measuring and dynamic of training. In: Proc. 11th Intern. Forum on Strategic Technology (IFOST) 24 August, 2018. Novosibirsk: ICG SB RAS, 2018. P. 256–258.
  19. Sakagami M., Pan X., Uttl B. Behavioral inhibition and prefrontal cortex in decision-making // Neural Networks. 2006. Vol. 19. № 8. P. 1255–1265. doi: 10.1016/j.neunet. 2006.05.040
  20. Scheich H., Brechmann A., Brosch M., et al. Behavioral semantics of learning and crossmodal processing in auditory cortex: the semantic processor concept // Hearing Research. 2011. Vol. 271. №. 1-2. doi: 10.1016/j.heares.2010.10.006.
  21. Stevenson J., Pimperton H., Kreppner J., et al. Emotional and behaviour difficulties in teenagers with permanent childhood hearing loss // International Journal of Pediatric Otorhinolaryngology. 2017. Vol. 101. P. 186–195. doi:10.1016/j.ijporl.2017.07.031
  22. Titz C., Karbach J. Working memory and executive functions: effects of training on academic achievement // Psychological Research.  2014. Vol. 78. № 6. P. 852–868. doi: 10.1007/s00426-013-0537-1
  23. Worsfold S., Mahon M., Pimperton H, et al. Predicting reading ability in teenagers who are deaf or hard of hearing: A longitudinal analysis of language and reading // Research in Developmental Disabilities. 2018. Vol. 77. P. 49–59. doi:10.1016/j.ridd. 2018.04.007
  24. Zhou X, Merzenich M.M. Developmentally degraded cortical temporal processing restored by training // Nature Neuroscience. 2009. Vol. 12. № 1. P. 26–28. doi:10.1038/nn.2239.

Информация об авторах

Кривоногова Ксения Дмитриевна, аспирант кафедры психологии и педагогики, Новосибирский государственный технический университет (ФГБОУ ВО НГТУ), педагог-психолог, Институт социальных технологий и реабилитации, Новосибирский государственный технический университет (ФГБОУ ВО НГТУ), Новосибирск, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0003-4773-0396, e-mail: kseniansk123@gmail.com

Разумникова Ольга Михайловна, доктор биологических наук, доцент, Профессор кафедры психологии и педагогики, ФГБОУ ВО «Новосибирский государственный технический университет», Новосибирск, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0002-7831-9404, e-mail: razoum@mail.ru

Метрики

Просмотров

Всего: 1169
В прошлом месяце: 5
В текущем месяце: 5

Скачиваний

Всего: 550
В прошлом месяце: 4
В текущем месяце: 0