Портал психологических изданий PsyJournals.ru
Каталог изданий 96Рубрики 51Авторы 8428Ключевые слова 20536 Online-сборники 1 АвторамRSS RSS

Включен в Web of Science СС (ESCI)

ВАК

РИНЦ

Рейтинг Science Index РИНЦ 2017

31 место — направление «Психология»

0,423 — показатель журнала в рейтинге SCIENCE INDEX

0,649 — двухлетний импакт-фактор

CrossRef

Клиническая и специальная психология

Издатель: Московский государственный психолого-педагогический университет

ISSN (online): 2304-0394

DOI: http://dx.doi.org/10.17759/cpse

Лицензия: CC BY-NC 4.0

Издается с 2012 года

Периодичность: 4 номера в год

Формат: электронное издание

Язык журнала: русский, английский

Доступ к электронным архивам: открытый

 

Особенности психологического выбора волонтеров, оказывающих помощь детям с тяжелыми и множественными нарушениями развития, детям с онкозаболеваниями и их семьям 53

Ткачева В.В., доктор психологических наук, профессор, кафедра олигофренопедагогики и специальной психологии, Институт детства, Московский педагогический государственный университет, Москва, Россия, vikt-tkacheva@yandex.ru
Неклюкова М.Б., магистрант кафедры специальной психологии и реабилитологии, ФГБОУ ВО МГППУ, Москва, Россия, kruk_76@mail.ru

Аннотация

Статья посвящена исследованию психологических причин выбора оказания волонтерской помощи детям с тяжелыми и множественными нарушениями развития (ТМНР), онкобольным детям и их семьям. Авторы предлагают диагностическую программу для изучения особенностей психологического выбора волонтеров, помогающих детям с ТМНР и детям с онкозаболеваниями. В ходе эмпирического исследования были поставлены задачи определить и дифференцировать особенности мотивационных установок и характеристики личности волонтеров. Затем был проведен сравнительный анализ данных разных групп респондентов, оказывающих помощь детям с ОВЗ разных нозологических групп, в том числе и с ТМНР. Представлены результаты изучения особенностей психологического выбора волонтеров, работающих в проектах благотворительных фондов «Подари жизнь», фонда «Со-единение», православной службы «Милосердие», помогающих детям с ТМНР, слепоглухим и детям с онкозаболеваниями. Анализ мотивационных установок свидетельствует о том, что в процессе волонтерской деятельности молодые люди могут не только проявлять свои альтруистические качества, но и удовлетворять одну из важнейших потребностей личностного саморазвития, испытывая духовное удовлетворение от результатов реальной помощи и деятельностного сострадания лицам с инвалидностью.

Ссылка для цитирования

Литература
  1. Азарова Е.С., Яницкий М.С. Психологические детерминанты и эффекты добровольческой деятельности // Вестник Томского государственного университета. Томск, 2008. № 306. С. 120–125.
  2. Деревянкина Н.А. Психологические особенности волонтеров, осуществляющих инклюзивную деятельность // Вестник Костромского Государственного Университета им. Некрасова. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика. 2016. Т. № 22. С. 222–226.
  3. Ильин Е.П. «Психология помощи» Альтруизм, эгоизм, эмпатия. СПб.: Питер, 2013. 304 с.
  4. Клепикова А.А. Добровольцы благотворительной организации в государственном учреждении для людей с тяжелой инвалидностью: конструкты волонтерства и профессионализма // Журнал исследования социальной политики. 2011. Т. 9. № 3. С. 391–416.
  5. Косова У.П. Мотивация волонтерской деятельности // Вестник КРАУНЦ. Серия «Гуманитарные науки». 2012. Т. 20. № 2. С. 123–127.
  6. Стегний В.Н., Никонов М.В. Мотивация волонтерской деятельности // Вестник Пермского национального исследовательского политехнического университета. Социально-экономические науки. 2018. № 1. С. 146–156. doi: 10.15593/2224-9354/2018.1.14
  7. Ткачева В.В. К вопросу о психолого-педагогическом сопровождении семей лиц со сложными нарушениями развития // Особые дети в обществе: Сборник научных докладов и тезисов выступлений участников I Всероссийского съезда дефектологов. 26–28 октября 2015 г. / Под ред. О.Г. Приходько, И.Л. Соловьева. М.: АНО НМЦ «СУВАГ», 2015. 280 с. С. 225–228.
  8. Ткачева В.В. Психолого-педагогическое сопровождение молодых инвалидов с тяжелыми нарушениями развития и их родителей // Актуальные проблемы обучения и развития лиц с ограниченными возможностями здоровья. Материалы Международной научно-практической конференции. Москва, 21-23 июня 2011 г. / под. ред. И.В. Евтушенко, В.В. Ткачевой. М.: изд-во МГГУ им. Шолохова, 2011,
    С. 286–290.
  9. Ткачева В.В. Психолого-педагогическое сопровождение семьи молодого инвалида с тяжелыми и множественными нарушениями развития в процессе социализации. // Развитие российской дефектологической науки и практики в современном образовательном пространстве: новый взгляд: II Всероссийский съезд дефектологов (2-3 ноября 2017 года): сборник научных докладов и тезисов выступлений участников / Под ред. Н.А. Лупановой. М.: Мин. обр. России. 2018.
    С. 89–98. 
  10. Фонд «Общественное мнение». Отчет по проекту «Ресурс добровольческого движения авангардных групп для российской модернизации» [Электронный ресурс] / под ред. М.В. Каневской. М., 2012. URL: https://soc.fom.ru/uploads/files/Broshura_ resursy.pdf (дата обращения: 28.11.2018).
  11.  Экман П. Психология сострадания. СПб.: Питер, 2017. 160 с.
Статьи по теме
 
О проекте PsyJournals.ru

© 2007–2019 Портал психологических изданий PsyJournals.ru  Все права защищены

Свидетельство регистрации СМИ Эл № ФС77-66447 от 14 июля 2016 г.

Издатель: ФГБОУ ВО МГППУ

Creative Commons License

Яндекс.Метрика