Психологическая наука и образование
1996. Том 1. № 2. С. 20–26
ISSN: 1814-2052 / 2311-7273 (online)
Социально-психологическая концепция интеллектуального развития ребенка А.Н. Перре-Клермон
Аннотация
Общая информация
Ключевые слова: познавательное действие, Перре-Клермо А.-Н., интеллектуальное развитие, совместная деятельность
Рубрика издания: Психология развития (Возрастная психология)
Тип материала: научная статья
Для цитаты: Рубцов В.В. Социально-психологическая концепция интеллектуального развития ребенка А.Н. Перре-Клермон // Психологическая наука и образование. 1996. Том 1. № 2. С. 20–26.
Фрагмент статьи
Основания для создания социально-психологической концепции интеллектуального развития А.-Н. Перре-Клермо усматривает в проблемах реальной школы, прежде всего в необходимости преодоления трудностей обучения и воспитания детей из разных социальных групп. С ее точки зрения, тот факт, что дети — выходцы из социально благополучных семей лучше отвечают на вопросы в когнитивных испытаниях, чем дети из неблагополучных семей, вовсе не означает, что эти последние будут испытывать затруднения в процессе обучения. Опираясь на ряд исследований по совместному и групповому решению задач, А.-Н. Перре-Клермо отмечает то обстоятельство, что при существующем социальном неравенстве возможности для обучения детей от 4 до 9 лет одинаковы (иногда они даже больше у детей из неблагополучных семей). По данным автора, достаточно поместить детей в условия столкновения их позиций, обеспечивающие активное взаимодействие, как их уровень поднимется до уровня (или даже выше) благополучных детей в предварительном испытании.
Эти данные А.-Н. Перре-Клермо расценивает как важнейшую практическую предпосылку для проведения социально-психологических исследований, направленных непосредственно на изменение школьной ситуации, поскольку они свидетельствуют о том, что неравные шансы неблагополучных и благополучных детей не являются собственно психологическим неравенством. Неправомерно, однако, переносить эти результаты на все случаи, они нуждаются в специальном исследовании. Прежде всего необходимо проверить достоверность их для всех возрастов. Кроме того, нельзя игнорировать того, что успехи в различных группах не одинаковы и варьируются в зависимости от места, отведенного «лидерам» в процессе совместного решения задачи, и т. д. Отсюда для А.-Н. Перре-Клермо следует важный педагогический вывод, возможный только при условии проведения точных социально-психологических исследований, о том, как организовать обучение и воспитание в школе, чтобы дети вынуждены были скоординировать свои точки зрения или сговориться и прийти к соглашению.
Информация об авторах
Метрики
Просмотров
Всего: 3440
В прошлом месяце: 10
В текущем месяце: 26
Скачиваний
Всего: 1357
В прошлом месяце: 2
В текущем месяце: 6