Портал психологических изданий PsyJournals.ru
Каталог изданий 94Рубрики 51Авторы 8245Ключевые слова 20236 Online-сборники 1 АвторамИздателямRSS RSS

Включен в Web of Science СС (ESCI)

ВАК

РИНЦ

Рейтинг Science Index РИНЦ 2017

1 место — направление «Психология»
2 место — направление «Народное образование. Педагогика»

31 место — общий рейтинг Science Index (3469 журналов)

5,050 — показатель журнала в рейтинге SCIENCE INDEX

1,786 — двухлетний импакт-фактор

CrossRef

Психологическая наука и образование

Издатель: Московский государственный психолого-педагогический университет

ISSN (печатная версия): 1814-2052

ISSN (online): 2311-7273

DOI: http://dx.doi.org/10.17759/pse

Лицензия: CC BY-NC 4.0

Издается с 1996 года

Периодичность: 6 выпусков в год

Доступ к электронным архивам: открытый

 

Принятие роли и переход от игровой деятельности к учебной 908

Филиппова Е.В., кандидат психологических наук, профессор и заведующая кафедрой детской и семейной психотерапии факультета психологического консультирования, ФГБОУ ВО МГППУ, Москва, Россия, e.v.filippova@mail.ru

Аннотация

В статье освещены вопросы формирования предпосылок овладения учебной деятельностью при переходе от дошкольного к младшему школьному возрасту. Происходит перестройка психических процессов, центром которой является возникновение опосредованных форм регуляции деятельности. Подготовка к школе рассматривается, прежде всего, как формирование опосредованных способов действия.

Ссылка для цитирования

Фрагмент статьи

Успешность обучения в школе шестилетних детей предполагает сформированность у них предпосылок овладения учебной деятельностью. Поскольку при переходе от дошкольного к младшему школьному возрасту у детей происходит перестройка психических процессов, центром которой является возникновение новых, опосредствованных форм регуляции деятельности, мы рассматриваем подготовку к школе прежде всего как формирование опосредствованных способов действия [5; 4].

Известно, что мышление детей старшего дошкольного возраста характеризуется как наглядно-образное, в основе его лежат конкретные представления. Проявления этого типа мышления описаны Ж. Пиаже как интеллектуальный эгоцентризм, суть которого заключается в общем отсутствии представления о точке зрения, нахождении в плену у собственной перспективы. Преодоление эгоцентризма и овладение логическими операциями, т. е. опосредствованными мыслительными действиями, означает коренную перестройку мышления и переход его на новый уровень.

В многочисленных исследованиях, отталкивающихся от понятия эгоцентризма Ж. Пиаже как исходного, центральное направление психического Развития связывается с умением принять на себя роль другого человека. Ярким примером такого рода работ является исследование Дж. Флейвелла [11], в соответствии с которым принятие роли — это познавательный процесс, занятие другой перспективы или позиции другого, т. е. изменение познавательной позиции. Этот термин мы используем и в дальнейшем изложении.

По данным Флейвелла, шестилетний возраст является сензитивным к представлению о существовании различных точек зрения. Правда, анализ их еще очень грубый, глобальный и недифференцированный. У шестилетнего ребенка возможность представить себе перспективу другого человека относится к области перцепции, особенно визуальной.

В исследовании Флейвелла лишь констатируется, что способность к изменению познавательной позиции прогрессирует с возрастом и связана с развитием интеллектуальных структур. Причинно-следственная зависимость между изменением позиции и интеллектуальным развитием им не рассматривается. Отмечается, что источником процесса изменения позиции является взаимодействие со сверстниками, но как должно строиться это взаимодействие, какая роль отводится взрослому, каков механизм изменения позиции и путь формирования этого процесса — не исследуется.

Под руководством Д.Б. Эльконина был проведен ряд исследований, центральным звеном которых явилось направленное формирование у ребенка изменения познавательной позиции через принятие роли другого лица.

Литература
  1. Белоус В.П. Значение условности в формировании способов логического мышления у дошкольников // Вопросы психологии. 1978. № 4.
  2. Бугрименко Е.А. Психологические условия организации контроля и самоконтроля у дошкольников: Автореф. канд. дис. М., 1981.
  3. Венгер А.Л. О значении изменения позиции ребенка для формирования у него новых типов организации действий // Новые исследования в психологии. 1979. № 1.
  4. Венгер А.Л. Психологическая готовность ребенка к школе: Психолого-педагогические проблемы обучения и воспитания детей шестилетнего возраста // Вопросы психологии. 1984. № 4.
  5. Выготский Л.С. История развития высших психических функций // Собр. соч.: В 6 т. Т. 3. М., 1983.
  6. Недоспасова В.А. Психологический механизм преодоления центрации в мышлении детей дошкольного возраста: Автореф. канд. дис. М., 1972.
  7. Недоспасова В.А. О некоторых особенностях перехода от игровой деятельности к учебной // Проблемы периодизации развития психики в онтогенезе. М., 1976.
  8. Пиаже Ж. Избранные психологические труды. М., 1969.
  9. Филиппова Е.В. Психологические предпосылки формирования логических операций у детей дошкольного возраста: Автореф. канд. дис. М., 1977.
  10. Эльконин Д.Б. Психология игры. М., 1977.
  11. Flavell J.H. The Development of Role-Taking and Communication Skills in Children. N. Y., 1975.
 
О проекте PsyJournals.ruЛауреат XIV национального психологического конкурса «Золотая Психея» по итогам 2012 года

© 1997–2019 Портал психологических изданий PsyJournals.ru  Все права защищены

Свидетельство регистрации СМИ Эл № ФС77-66447 от 14 июля 2016 г.

Издатель: ФГБОУ ВО МГППУ

Лауреат XIV национального психологического конкурса «Золотая Психея» по итогам 2012 года

Яндекс.Метрика