Положение детей раннего возраста в современной России

631

Аннотация

В последние годы существенно возрос интерес к воспитанию детей младенческого и раннего возраста. Рассматриваются различные системы воспитания: восточный тип, религиозно-православный стиль, раннее обучение, внесемейное воспитание и др. В то же время отмечается, что инновационные педагогические процессы, происходящие в России, практически не затрагивают педагогику раннего возраста.

Общая информация

Ключевые слова: система воспитания, ранний возраст

Рубрика издания: Психология образования

Для цитаты: Смирнова Е.О. Положение детей раннего возраста в современной России // Психологическая наука и образование. 1996. Том 1. № 3.

Полный текст

Прежде чем говорить о воспитании детей раннего возраста в современной России, остановимся на специфических особенностях системы дошкольного воспитания, сложившейся и успешно существовавшей в СССР.

Одним из важных положений советской идеологии было равноправие женщины, которое заключалось в ее участии в производственной и общественной жизни наравне с мужчиной. Воспитание детей и ведение домашнего хозяйства рассматривались как менее престижные занятия, чем производственная карьера. Советский Союз занимал первое место в мире по числу работающих женщин. Женщины стремились совмещать работу и воспитание детей, так как участие в жизни общества для большинства из них оказывалось субъективно более значимым, чем дом и уход за детьми. При рождении ребенка каждая женщина имела право на 4-месячный оплачиваемый отпуск (2 месяца до родов и 2 – после), после чего должна была возвращаться на работу. В противном случае она теряла свое рабочее место.

Другой ценностью советской идеологии была идея всеобщего равенства и социальной справедливости, которая выражалась в обобществлении всего, вплоть до детей. Равные права для всех детей на получение одинакового образования и воспитания считались одним из важнейших завоеваний социализма. Идея коллективного общественного воспитания начиная с самого раннего возраста была центральным положением советской педагогики. Низкая социальная престижность материнства и установка на коллективное воспитание детей стимулировали развитие мощной государственной системы общественного дошкольного воспитания. В эту систему входила широкая сеть государственных и ведомственных детских садов. Составной частью этой системы были ясли, где содержались и воспитывались дети от 2 месяцев до 3 лет. С экономической точки зрения ясли были доступны каждой семье, поскольку плата за ребенка была очень невысокой (от 10 до 15 рублей в месяц). Однако устроить ребенка в ясли было достаточно трудно, поскольку число мест в них не отвечало реальным потребностям населения.

Отличительной особенностью советской системы общественного дошкольного воспитания являлась его плановость и централизованность. Все детские учреждения работали на основе единой, в деталях разработанной и утвержденной государством программы обучения и воспитания детей. Программа была четко дифференцирована по возрастам, предписывала определенный режим дня, количество и содержание необходимых для каждой возрастной группы занятий, а также нормы физического и психического развития ребенка (т. е. то, что должен знать и уметь ребенок на каждом возрастном этапе). Эта программа была научно обоснована (она разрабатывалась в Институте дошкольного воспитания) и проверена многолетней практикой работы с детьми. При всех своих недостатках она обеспечивала систематическую педагогическую работу с каждым ребенком начиная с раннего возраста, что, конечно же, давало свои положительные результаты.

Для каждого возрастного периода были определены задачи воспитания и способы их достижения. Основным методом обучения детей до З лет были игры-занятия, проводившиеся с небольшой группой воспитанников (3–5 чел.). Наполняемость групп для детей раннего возраста не должна была превышать 15 человек. В 3– 6-месячном возрасте предусматривались занятия по развитию зрительного и слухового восприятия, эмоциональных и голосовых реакций, формированию предметных манипуляций (действий с игрушками). В возрасте от 6 до 9 месяцев с детьми проводились занятия по развитию моторики и локомоций, понимания речи, по формированию предметных действий. В период от 9 до 12 месяцев предполагались занятия, направленные на развитие активной речи, формирование целенаправленных действий с предметами и овладение навыками самостоятельной ходьбы.

На втором и третьем году жизни детей основное внимание уделялось развитию их речи, движений (моторики), предметным действиям с игрушками. Во все периоды раннего возраста обязательными являлись музыкальные занятия, которые проводились специальным музыкальным работником.

Парадокс советской системы дошкольного воспитания состоял в том, что воспитание детей дошкольного (от 3 до 7 лет) и раннего (до 3 лет) возраста контролировалось разными государственными инстанциями. Если детьми дошкольного возраста занималось Министерство образования, то раннего – Министерство здравоохранения. Вследствие этого главной задачей яслей была охрана здоровья и физический уход за детьми, а не их психическое развитие и воспитание.

То, что детским возрастом занимаются два разных ведомства, отражает различное отношение общества к отдельным этапам детства. До 3 лет ребенок рассматривается как объект физического ухода и медицинского обслуживания. Считается, что развитие личности и психики ребенка начинается после 3 лет и именно в этом возрасте его нужно начинать обучать и воспитывать. До 3 лет развивается в основном его организм, поэтому главное в раннем возрасте – забота о здоровье и физическое развитие ребенка.

В настоящее время в силу интенсивных экономических и идеологических изменений, происходящих в нашей стране, сложившаяся система общественного воспитания детей быстро распадается. Социалистические ценности (в том числе идея коллективного воспитания) девальвировались, и, напротив, возросла ценность семьи, материнства, семейного воспитания детей. Детские сады, лишившись государственной финансовой поддержки, в основном закрываются. Плата за ребенка в них резко возрастает. Все больше родителей предпочитают держать детей дома (с мамой или бабушкой) до 5–6 лет. В особенности это относится к детям раннего возраста, подавляющее большинство которых живет и воспитывается сейчас в семье. (Следует отметить, что экономический кризис в России отражается на приросте населения. Рождаемость резко падает, и в последние годы смертность в России превысила рождаемость.)

Характер семейного воспитания в современной России очень вариативен и зависит от многих условий, но основным в воспитании детей до 3 лет для большинства родителей остается забота об их здоровье и гигиенический уход. Хорошее питание, необходимые предметы одежды и ухода за малышом, регулярные гигиенические и режимные процедуры (купание, гулянье, массаж, физкультура и др.), постоянный контроль за здоровьем ребенка составляют главную заботу родителей. Это вполне естественно в стране, которая испытывает экономические трудности и занимает одно из первых мест в мире по детской смертности. Основным показателем хорошего развития ребенка является нормальное прибавление в весе, привыкание к горшку, правильное физическое развитие и, главное, отсутствие болезней. Психическое развитие ребенка, как правило, не становится предметом социальной заботы и внимания родителей.

До последнего времени в России отсутствовала популярная литература для родителей о психическом развитии и воспитании маленьких детей.

Вместе с тем традиции воспитания (народные игры, игрушки, забавы с малышом), которые передаются от поколения к поколению, еще живы и во многом компенсируют отсутствие специальной психолого-педагогической литературы. К тому же у большинства женщин сохранились здоровые материнские инстинкты, которые оказались сильнее сознательных идеологических установок. Поэтому большинство из них очень внимательны не только к физиологическим, но и к психологическим потребностям своих детей и чисто интуитивно осуществляют правильную стратегию воспитания.

В последние годы существенно возрос интерес родителей к воспитанию детей младенческого и раннего возраста. Разочарование в централизованном коллективном воспитании и сознательное, а не стихийное стремление многих родителей воспитывать своих детей по какой-то схеме, потребность в идеологической основе воспитания привели к созданию многочисленных экспериментов в области воспитания маленьких детей. Эти эксперименты приобретают все больше сторонников. Например, сейчас в Москве получает распространение «водное воспитание» младенцев, при котором роды принимаются в воде, ребенок сразу попадает в водную среду, что актуализирует его врожденный плавательный инстинкт, и первые месяцы большую часть времени проводит в ванне или в бассейне. По мнению автора этого метода (Б. Чарковского), все это облегчает и делает более постепенным переход ребенка от внутриутробного к внеутробному существованию, снижает вероятность родовых травм, способствует его физическому и умственному развитию.

Другая популярная система воспитания маленьких детей основной акцент делает на закаливании и физическом развитии. В ней рекомендуется практически не одевать ребенка (или сократить количество одежды до минимума), держать малыша раздетым в холодном помещении, обливать холодной водой, устраивать прогулки босиком по снегу. Кроме того, предлагается комплекс достаточно сложных и рискованных для маленьких детей физических упражнений на специальных спортивных снарядах. По мнению авторов этой системы (семьи Никитиных), такие методы дают детям иммунитет против болезней, воспитывают волю, физическую ловкость, силу, а хорошее физическое развитие в раннем возрасте повышает умственные способности ребенка.

Растет интерес к восточным системам воспитания (индийской, китайской, японской), в основе которых лежат определенная диета, физические упражнения, особые ритуальные действия и специфический уклад жизни.

Возрождается и получает все большее распространение традиционный для России религиозно-православный стиль воспитания, связанный с постом, молитвой, патриархальным укладом семьи, строгой регламентацией семейных отношений и ориентацией на духовно-нравственное воспитание детей.

Еще одним новым направлением в семейном воспитании маленьких детей является раннее обучение. Осознав значение первых лет жизни для умственного развития ребенка и приняв ценность хорошего образования для своего ребенка, многие родители стремятся как можно раньше начать его обучение. В 12–16 месяцев они начинают учить ребенка читать и считать, с 18 месяцев обучать иностранному языку, читать ему серьезные познавательные книжки и пр. Непонимание возрастных особенностей детей раннего возраста и отсутствие обучающих методик приводят к тому, что подобное раннее обучение редко дает положительные результаты. В настоящее время трудно говорить о результатах и социальных последствиях этих педагогических нововведений. Научные исследования в данном направлении начинаются лишь сейчас. Их предварительные результаты показывают, что дети, прошедшие через экспериментальные системы воспитания, в более позднем возрасте не отличаются от своих сверстников по уровню психического и умственного развития. Более существенным, чем специальные методические приемы, оказывается внимание и любовное отношение к ребенку, участие взрослых в детских играх и занятиях. При этих условиях дети обнаруживают более высокий уровень развития независимо от наличия или отсутствия экспериментальных приемов воспитания.

Однако далеко не каждая молодая мать может на несколько лет оставить работу или учебу и целиком посвятить себя воспитанию ребенка, так как при этом возникает целый ряд трудностей. Для их преодоления в настоящее время возможны следующие варианты:

1. Объединение родителей для совместного воспитания маленьких детей. Такие объединения возникают стихийно, по инициативе самих родителей. В основном это живущие по соседству молодые люди, доверяющие друг другу и имеющие детей примерно одного возраста (до 3 лет). Каждый из них по очереди остается с детьми, а остальные в это время работают или учатся. Условия договора между родителями могут быть гибкими и определяться только ими. Однако такая форма ухода за детьми возможна далеко не для всех, поскольку не все родители могут найти подходящую компанию и, как правило, молодые люди не имеют жилищных условий, необходимых для ухода за несколькими детьми.

2. Воспитание ребенка с помощью няни или гувернантки. Этот метод является традиционным для России. Семья нанимает на работу женщину, и она за определенную плату осуществляет уход за ребенком и его воспитание. В настоящее время этот метод возрождается и совершенствуется. В крупных городах создаются 24-месячные курсы гувернеров, на которых женщин специально готовят для работы с ребенком в семье. С ними проводятся занятия по детской психологии, психологии семейных отношений, педагогике, риторике и пр. По окончании этих курсов слушатели получают специальные лицензии, дающие право на работу с ребенком в семье. Такие курсы организуются при государственных или коммерческих структурах (в Москве они созданы при бирже труда). Их слушателями являются в основном женщины с высшим образованием, лишившиеся работы и желающие работать с маленькими детьми в семье.

Однако из-за нехватки квалифицированных преподавательских кадров и апробированных программ качество подготовки на таких курсах, как правило, недостаточно высокое. К тому же, в силу существенных материальных трудностей, которые переживает большинство граждан России, весьма ограниченное число семей может позволить себе оплачивать труд квалифицированной гувернантки. Поэтому найти работу после таких курсов довольно трудно. В настоящее время предложения в этой области явно превышают спрос. Это, с одной стороны, создает конкурентную ситуацию, а с другой, делает сомнительной перспективу этого начинания.

3. Создание центров по уходу за маленькими детьми. В последнее время в России начинает формироваться сеть небольших центров по уходу за детьми, которые создаются как государственными структурами, так и частными лицами. В первом случае человек, желающий и способный ухаживать за несколькими детьми на своей жилплощади, обращается в районный отдел образования. Специальная комиссия проверяет жилищные и санитарно-гигиенические условия и, если они соответствуют определенным требованиям (отдельная квартира, не менее 3 кв. м. на ребенка, хорошее санитарное состояние дома и пр.), выдает лицензию на право организации домашнего детского сада. Педагогические установки и программы воспитания детей при этом не проверяются и не выясняются. В том же районном отделе образования собираются запросы от родителей, которым и рекомендуется вновь организованный детский центр.

В случае частной инициативы организатор домашнего детского центра сам находит своих клиентов и договаривается с родителями об условиях ухода за детьми и оплате без посредничества официальных органов.

Режим жизни ребенка в таком центре является гибким и зависит от потребностей родителей (3–4 часа в день, 2–3 дня в неделю или только прогулки каждый день и т.д.). Обычно такие группы имеют смешанный возрастной состав детей – от 18 месяцев до 5–6 лет.

Дети до 18 месяцев принимаются в них крайне редко, поскольку они нуждаются в специальном оборудовании, особом питании, требуют больше, чем старшие дети, индивидуального внимания.

Пребывание ребёнка в таких центрах стоит очень дорого, поскольку никаких дотаций от государства они не получают и существуют только за счет родителей, которые полностью оплачивают питание, аренду помещения, работу персонала и др. При существующих в России ценах это может позволить себе далеко не каждая семья. Да и количество таких центров ограниченно и не соответствует имеющимся потребностям.

Практически все варианты внесемейного воспитания детей до 3 лет оказываются малодоступными для большинства матерей, особенно для матерей-одиночек. Очень сложно устроить ребенка в возрасте до 18 месяцев. Если детские комбинаты еще сохранились в России, то ясельные группы для детей от 2. до 18 месяцев фактически отсутствуют (число мест для детей до 3 лет составляет около 2% от общего числа мест в детских комбинатах). Сумма, регулярно выплачиваемая государством, в силу инфляционных процессов не покрывает и четверти расходов на ребенка. Зарплаты молодой мамы, как правило, не хватает на содержание ребенка в детском центре и тем более на оплату няни или гувернантки. В результате некоторые женщины после рождения ребенка оказываются в очень тяжелом (а иногда и в безвыходном) положении и вынуждены отдать своего малыша в Дом ребенка.

В домах ребенка дети совершенно бесплатно для родителей обеспечиваются медицинским обслуживанием, физическим уходом, снабжаются необходимой одеждой и питанием. Уровень материального обеспечения там достаточно высокий. К тому же с детьми регулярно проводится педагогическая работа на основе государственной программы. Но при значительном внимании к материальным и физическим потребностям ребенка совершенно игнорируются его психологические потребности. Это происходит по нескольким причинам.

Во-первых, число детей в группе, приходящихся на одного взрослого, слишком велико (10–15 чел.).

Во-вторых, персонал, ухаживающий за детьми, подбирается без учета личностных качеств и умения общаться с ребенком. При отсутствии естественных материнских чувств и ориентации на чисто физиологический уход традиционные режимные моменты (кормление, купание, одевание) превращаются в чисто формальные, манипулятивные действия с ребенком.

В-третьих, частая смена персонала, произвольный перевод детей из одной группы в другую не позволяют устанавливать эмоционально-теплые отношения между детьми, а также детьми и взрослыми.

В-четвертых, жесткая регламентация деятельности детей и персонала, акцент на дисциплинарные режимные моменты мешают и детям и взрослым проявить свою инициативу.

Названные моменты в большей или меньшей степени характерны для всех норм общественного коллективного воспитания. Однако, посещая дневные группы яслей или центр по уходу, ребенок живет в своем доме, каждый день видит свою маму или близких взрослых, чувствует их внимание, заботу, любовь. Это во многом компенсирует формализм общественного воспитания и позволяет проявиться индивидуальности ребенка. В закрытом детском учреждении модель общественного коллективного воспитания реализуется в чистом виде. Как показывают исследования, такое воспитание приводит к весьма печальным последствиям. Сравнительный анализ психического развития детей раннего возраста, воспитывающихся в семье и вне семьи, выявил значительное отставание воспитанников детского дома по всем линиям развития. Они отличаются сниженной познавательной активностью, отсутствием инициативы в предметной деятельности и общении, существенным отставанием в умственном и речевом развитии, общей пассивностью и безразличием к окружающему. В более позднем возрасте для большинства этих детей характерны значительные трудности в социальной адаптации, склонность к правонарушениям, конформность, отсутствие устойчивых интересов и пр.

Печальные последствия воспитания детей в закрытых детских учреждениях в настоящее время достаточно очевидны. В связи с этим сейчас широко обсуждается вопрос о преобразовании домов ребенка в семейные детские дома, о передаче по возможности всех детей, оставшихся без родительской заботы, в семьи (тем более что число взрослых, желающих усыновить маленьких детей, достаточно велико).

Таким образом, экономические трудности и распад государственной системы воспитания детей имеют самые печальные последствия, прежде всего, для детей раннего возраста, поскольку именно они становятся «социальными сиротами».

Вместе с тем стоит подчеркнуть возрастающее внимание к раннему детству со стороны государства. Оно заключается, прежде всего, в том, что в настоящее время ранний возраст «передан» в Министерство образования России, т.е. «уравнен в правах» на обучение и воспитание с другими возрастами. Появляется все больше отечественной литературы по психологии и педагогике раннего возраста, которая пользуется огромной популярностью среди родителей.

В то же время инновационные педагогические процессы, происходящие в России, практически не затрагивают педагогику раннего возраста.

Информация об авторах

Смирнова Елена Олеговна, доктор психологических наук, профессор, начальник отдела, отдел психолого-педагогической экспертизы игр и игрушек, Центра прикладных психолого-педагогических исследований, ФГБОУ ВО «Московский государственный психолого-педагогический университет» (ФГБОУ ВО МГППУ), Москва, Россия

Метрики

Просмотров

Всего: 1379
В прошлом месяце: 3
В текущем месяце: 2

Скачиваний

Всего: 631
В прошлом месяце: 1
В текущем месяце: 1