Портал психологических изданий PsyJournals.ru
Каталог изданий 94Рубрики 51Авторы 8279Ключевые слова 20372 Online-сборники 1 АвторамRSS RSS

Включен в Web of Science СС (ESCI)

ВАК

РИНЦ

Рейтинг Science Index РИНЦ 2017

1 место — направление «Психология»
2 место — направление «Народное образование. Педагогика»

31 место — общий рейтинг Science Index (3469 журналов)

5,050 — показатель журнала в рейтинге SCIENCE INDEX

1,786 — двухлетний импакт-фактор

CrossRef

Психологическая наука и образование

Издатель: Московский государственный психолого-педагогический университет

ISSN (печатная версия): 1814-2052

ISSN (online): 2311-7273

DOI: http://dx.doi.org/10.17759/pse

Лицензия: CC BY-NC 4.0

Издается с 1996 года

Периодичность: 6 выпусков в год

Доступ к электронным архивам: открытый

 

Основные принципы и методы экспериментального курса «Литература как предмет эстетического цикла» 1133

Кудина Г.Н., кандидат психологических наук, ведущий сотрудник ПИ РАО, Москва, Россия
Новлянская З.Н., кандидат психологических наук, ведущий сотрудник психологического института РАО, Москва, Россия

Аннотация

Основная задача данного курса литературы – воспитание эстетически развитого читателя, который способен понимать автора художественного текста и порождать собственное суждение о произведении. Автор описывает циклы уроков, которые строятся по законам художественной формы в различных жанрах, что позволяет ученикам начальной школы выступать в разных ролях (позициях) – читателя, теоретика литературы, писателя и читателя-критика.

Ссылка для цитирования

Фрагмент статьи

Основная задача нашего курса [1] литературы — воспитание эстетически развитого читателя, способного понимать автора художественного текста и порождать собственное суждение о произведении и отраженных в нем жизненных явлениях.

Исходным для нашего курса является отношение «автор — художественный текст — читатель». Оно соответствует концепции М.М.Бахтина о «заочном» диалоге между читателем и писателем. Это отношение и осваивается в процессе практической литературной деятельности самих школьников, которые выступают то в авторской, то в читательской позиции. Для успешной работы в каждой из этих позиций школьнику нужна и литературно-критическая оценка, т. е. работа в позиции критика, и владение законом художественной содержательной формы — этот закон ребенок осваивает в позиции теоретика. Задачи работы в каждой из выделенных позиций различны, но все они обеспечивают единое литературное развитие ребенка-читателя.

Перед эстетически развитым читателем, если следовать концепции М.М. Бахтина, стоят две задачи: 1) увидеть внутренний мир героев «глазами автора»; 2) выработать свою точку зрения на то, что изображает и выражает автор, согласиться с ним или вступить в спор и увидеть условный мир произведения своими глазами-«глазами читателя». Обе эти задачи разрешимы только через специфический «заочный» диалог автора с читателем, опосредованный художественным текстом.

Таким образом, развитая читательская деятельность заключается не только в прочитывании и получении удовольствия, но и в постоянном вычитывании, интерпретации, толковании текста. Позиция непосредственного читателя сливается с позицией критика, работа в которой становится преобладающей, если точка зрения автора им не понята.

Работая в позиции автора, ребенок сам пытается сочинять. Эта работа в нашем курсе — ведущая. Мы ее рассматривали как главное условие литературного развития читателя, реализуя принцип, провозглашенный когда-то М.А. Рыбниковой: «От маленького писателя — к большому читателю». Необходимость «бывания» в авторской позиции для развитого читателя подчеркивал и М.М.Бахтин.



[1] Обучение данному курсу было реализовано в одном классе школы № 91 Москвы (1982—1992 учебные годы).

Литература
  1. Кудина Г.Н., Новлянская З.Н. Литература как предмет эстетического цикла: Методическое пособие. 1 класс. М.: ИЦ ГАРАНТ, 1992. — 212 с.
  2. Приложения к методическому пособию «Литература как предмет эстетического цикла,
    1 класс». М., 1992. — 39 с.
  3. Кудина Г.Н., Новлянская З.Н. Литература как предмет эстетического цикла: Методическое пособие. 2 класс. М.: ИЦ ГАРАНТ, 1992. Книга 1 — 159 с. Книга 2 — 159с.
  4. Приложения к методическому пособию «Литература как предмет эстетического цикла,
    2 класс». М.: ИЦ ГРАНТ, 1992. — 36с.
  5. Кудина Г.Н., Новлянская З.Н. Литература как предмет эстетического цикла: Методическое пособие. 3 класс. М.: ИЦ ГРАНТ, 1993. Часть I — 192 с. Часть II — 346с.
  6. Литература как предмет эстетического цикла. Страницы учебника. Тексты к урокам.
    3 класс. М.: ИНТОР, 1995.
  7. Новлянская 3.Н., Кудина Г.И. Литература как предмет эстетического цикла: Методическое пособие. 5 класс. Часть I. Практика читательской работы и детское творчество.
    М.: ИНТОР, 1995. — 191 с.
  8. Литература как предмет эстетического цикла: Методическое пособие. Тексты к урокам. 5 класс / Сост. З.Н. Новлянская, Г. Н. Кудина. М.: ИНТОР, 1995. — 48с.
  9. Новлянская З.Н., Кудина Г.И. Литература как предмет эстетического цикла: Методическое пособие. 5 класс. Часть 2. История мировой литературы. М.: ИНТОР, 1995. — 94с.
  10. История мировой литературы. Древний Египет. Шумер и Вавилония. Древняя Греция: Тексты / Сост. З.Н. Новлянская, Г. Н. Кудина. М.: ИНТОР, 1995. — 327с.
Статьи по теме
 
О проекте PsyJournals.ru

© 1997–2019 Портал психологических изданий PsyJournals.ru  Все права защищены

Свидетельство регистрации СМИ Эл № ФС77-66447 от 14 июля 2016 г.

Издатель: ФГБОУ ВО МГППУ

Creative Commons License

Яндекс.Метрика