Портал психологических изданий PsyJournals.ru
Каталог изданий 94Рубрики 51Авторы 8245Ключевые слова 20238 Online-сборники 1 АвторамИздателямRSS RSS

Включен в Web of Science СС (ESCI)

ВАК

РИНЦ

Рейтинг Science Index РИНЦ 2017

1 место — направление «Психология»
2 место — направление «Народное образование. Педагогика»

31 место — общий рейтинг Science Index (3469 журналов)

5,050 — показатель журнала в рейтинге SCIENCE INDEX

1,786 — двухлетний импакт-фактор

CrossRef

Психологическая наука и образование

Издатель: Московский государственный психолого-педагогический университет

ISSN (печатная версия): 1814-2052

ISSN (online): 2311-7273

DOI: http://dx.doi.org/10.17759/pse

Лицензия: CC BY-NC 4.0

Издается с 1996 года

Периодичность: 6 выпусков в год

Доступ к электронным архивам: открытый

 

О системе начального обучения, направленной на общее развитие учащихся (система Л.В. Занкова) 855

Зверева М.В., кандидат педагогических наук, старший научный сотрудник ФНМЦ им. Л.В. Занкова, Москва, Россия

Ссылка для цитирования

Фрагмент статьи

Сначала несколько слов о понятии «развивающее обучение» и правомерности или неправомерности его использования при обсуждении явлений школьной действительности.

Существует противоречивое отношение к возможности употреблять этот педагогический термин. С одной стороны, он считается бессмысленным, потому что неразвивающего обучения нет, всякое обучение развивает учащихся. С другой стороны, всем известно, что в 50–60-х гг. в научных лабораториях, и прежде всего в лабораториях Л.В. Занкова,
Д.Б. Эльконина — В.В. Давыдова, были разработаны новые подходы к построению начального обучения, которые оказались настолько иными по своей педагогической сути и по достигаемым результатам (именно в развитии учащихся), что их нельзя было назвать иначе, как развивающими. Они и стали так называться в противовес традиционному обучению, которое, будучи ориентированным на формирование навыков, слабо решало задачу развития детей. В этот же период возникли также термины «развивающий урок», «развивающие методы», «принцип развития», в педагогической литературе 40–60-х гг. эти термины, как и слово «развитие», при научной характеристике процесса обучения, при описании опыта учителей почти не встречались, разве что в сочетании «развитие речи». Характеристики работы учителя шли в терминах усвоения: работает без второгодников, достигает высокой успеваемости, высокого качества знаний и навыков. В связи с этим можно сказать, что использование термина «развивающее обучение», спровоцированное, так сказать, научными исследованиями и подхваченное жизнью, как термина, обозначающего новые подходы к построению обучения, является вполне закономерным.

По-видимому, нужно исходить из жизненных потребностей: так сложилось в жизни, что новые нетрадиционные системы, как более эффективные для развития детей, называются, а следовательно, и могут называться (пусть с некоторой долей условности) развивающими системами или развивающим обучением. При этом, полагаем, необходимо уточнять название конкретной системы развивающего обучения, раскрывая специфику направленности работы над развитием детей подобно тому, как это делается в системе Занкова.

Статьи по теме
 
О проекте PsyJournals.ruЛауреат XIV национального психологического конкурса «Золотая Психея» по итогам 2012 года

© 1997–2019 Портал психологических изданий PsyJournals.ru  Все права защищены

Свидетельство регистрации СМИ Эл № ФС77-66447 от 14 июля 2016 г.

Издатель: ФГБОУ ВО МГППУ

Лауреат XIV национального психологического конкурса «Золотая Психея» по итогам 2012 года

Яндекс.Метрика