Портал психологических изданий PsyJournals.ru
Каталог изданий 94Рубрики 51Авторы 8245Ключевые слова 20238 Online-сборники 1 АвторамИздателямRSS RSS

Включен в Web of Science СС (ESCI)

ВАК

РИНЦ

Рейтинг Science Index РИНЦ 2017

1 место — направление «Психология»
2 место — направление «Народное образование. Педагогика»

31 место — общий рейтинг Science Index (3469 журналов)

5,050 — показатель журнала в рейтинге SCIENCE INDEX

1,786 — двухлетний импакт-фактор

CrossRef

Психологическая наука и образование

Издатель: Московский государственный психолого-педагогический университет

ISSN (печатная версия): 1814-2052

ISSN (online): 2311-7273

DOI: http://dx.doi.org/10.17759/pse

Лицензия: CC BY-NC 4.0

Издается с 1996 года

Периодичность: 6 выпусков в год

Доступ к электронным архивам: открытый

 

К психологической оценке качества знаний у младших школьников 766

Микулина Г.Г., кандидат психологических наук, старший научный сотрудник МИРОС, учитель школы № 26 г. Москвы, Москва, Россия
Савельева О.В., кандидат психологических наук, заведующая лабораторией МИРОС, доцент кафедры педагогической психологии МГППУ, Москва, Россия

Аннотация

Авторы описывают подход к качественной оценке знаний, который связан с исследованиями по формированию учебной деятельности и теоретического мышления. Авторы полагают, что способность к конкретизации является решающим отличительным критерием теоретического мышления, а, следовательно, и полноценного знания. Представленная методика исследования и ее апробации подтвердили данную гипотезу.

Ссылка для цитирования

Фрагмент статьи

В настоящее время для оценки эффективности обучения решающими становятся показатели таких характеристик знания, в которых оно выступает как момент мышления. Так, в частности, общепринято развивающий эффект обучения определять через сформированность у учащихся способности решать новые задачи, что действительно предъявляет требования к мышлений. Однако очевидно, что есть различные варианты новизны, отличающиеся как качественными, так и количественными особенностями. В настоящей статье мы предлагаем такой подход к качественной оценке знаний, который внутренне связан с исследованиями по формированию учебной деятельности и теоретического мышления.

Как показано в работах В. В. Давыдова, мышление может быть эмпирического и теоретического типа, т. е. иметь разные задачи и формы протекания [1, 2]. И если мы хотим определить критерии усвоения знаний, осуществляющегося внутри задачи формирования теоретического мышления, очевидно, нужно исходить из основных характеристик этого типа мышления.

Согласно В. В. Давыдову, важнейшим исходным моментом теоретической формы мышления является осуществление по отношению к заданному объекту такого преобразующего Действия, в результате которого в преобразуемом объекте выделяется существенное отношение (абстрактная генетическая основа), являющееся началом некоторой системы. Выделение такого отношения — это вычленение в объекте предмета, отвечающего требованиям определенной системы задач. Этот предмет сначала предъявляется в неразвитом, простом виде, но при определенных условиях может быть развит в более сложное образование, т. е. конкретизирован. Такое развитие выделенного отношения осуществляется как бы по его предметной, сущностной линии. Но исходная абстракция может обогащаться и по объективной линии; будучи выделена при работе с определенным объектом в рамках определенного круга задач, она затем может быть вычленена и в других объектах, использована при решении задач иного класса.

Литература
  1. Давыдов В. В. Виды обобщения в обучении. М., 1972.
  2. Давыдов В. В. Проблемы развивающего обучения. М., 1986.
Статьи по теме
 
О проекте PsyJournals.ruЛауреат XIV национального психологического конкурса «Золотая Психея» по итогам 2012 года

© 1997–2019 Портал психологических изданий PsyJournals.ru  Все права защищены

Свидетельство регистрации СМИ Эл № ФС77-66447 от 14 июля 2016 г.

Издатель: ФГБОУ ВО МГППУ

Лауреат XIV национального психологического конкурса «Золотая Психея» по итогам 2012 года

Яндекс.Метрика