Портал психологических изданий PsyJournals.ru
Каталог изданий 94Рубрики 51Авторы 8245Ключевые слова 20238 Online-сборники 1 АвторамИздателямRSS RSS

Включен в Web of Science СС (ESCI)

ВАК

РИНЦ

Рейтинг Science Index РИНЦ 2017

1 место — направление «Психология»
2 место — направление «Народное образование. Педагогика»

31 место — общий рейтинг Science Index (3469 журналов)

5,050 — показатель журнала в рейтинге SCIENCE INDEX

1,786 — двухлетний импакт-фактор

CrossRef

Психологическая наука и образование

Издатель: Московский государственный психолого-педагогический университет

ISSN (печатная версия): 1814-2052

ISSN (online): 2311-7273

DOI: http://dx.doi.org/10.17759/pse

Лицензия: CC BY-NC 4.0

Издается с 1996 года

Периодичность: 6 выпусков в год

Доступ к электронным архивам: открытый

 

Диагностика теоретического мышления у младших школьников 1088

Зак А.З., доктор психологических наук, ведущий научный сотрудник, ФГБНУ «Психологический институт РАО», Москва, Россия, jasmin67@mail.ru

Аннотация

Разнообразие форм начального обучения требует обеспечения постоянного контроля над умственным развитием учеников. Согласно концепции, выдвинутой В.В. Давыдовым, в ходе обучения в начальной школе происходит смена типа мышления. От эмпирического (необобщенного) подхода к решению задач дети переходят к теоретическому (обобщенному). На основе этих представлений автором была разработана диагностика определения способа решения задач в целом, т.е. для выяснения того, как (эмпирически или теоретически) решались предложенные задачи. Полученные результаты позволили утверждать, что данная диагностика эффективна для определения теоретического мышления детей младшего школьного возраста.

Ссылка для цитирования

Фрагмент статьи

В последние годы разрабатываются и реализуются на практике различные варианты обучения в начальных классах. В одних случаях альтернативное обучение отличается от стандартного начального образования в основном содержанием учебных программ (например, авторские школы, системы развивающего обучения Д. Б. Эльконина — В. В. Давыдова). В других случаях отличие от обычной начальной школы касается главным образом условий обучения (малая наполняемость класса, особый режим чередования учения и игры и т. п.).

Разнообразие форм начального обучения требует обеспечения постоянного контроля за умственным развитием учеников. Такой контроль должен основываться на определенных психологических представлениях о сути и своеобразии развития мышления в младшем школьном возрасте.

Согласно концепции, выдвинутой В. В. Давыдовым [1, 2, 3], в ходе обучения в начальной школе происходит смена типа мышления. От эмпирического (необобщенного) подхода к решению задач дети переходят к теоретическому (обобщенному). В первом случае аналогичные, однотипные задачи рассматриваются ребенком как не имеющие внутреннего родства. В результате большинство задач или даже все решаются неуспешно. Во втором случае такое реально существующее родство задач (общий принцип их построения и решения) обнаруживается. Поэтому все задачи решаются успешно.

На основе этих представлений о своеобразии разных подходов к решению однотипных задач были разработаны требования к экспериментальной ситуации, предназначенной для определения характеристик способа решения задач в целом, т. е. для выяснения того, как (эмпирически или теоретически) решались предложенные задачи.

Во-первых, испытуемому необходимо предлагать для решения не одну, а несколько задач. Во-вторых, эти задачи должны иметь общий принцип построения и решения. В-третьих, их условия должны различаться внешними, непосредственно воспринимаемыми особенностями.

Литература
  1. Давыдов В. В. Виды обобщения в обучении. М., 1972.
  2. Давыдов В. В. Проблемы развивающего обучения. М., 1986.
  3. Давыдов В. В. Теория развивающего обучения. М., 1996.
  4. Зак А. З. Развитие теоретического мышления у младших школьников. М., 1984.
  5. Зак А. З. Формирование психических новообразований в учебной деятельности // Психическое развитие младших школьников / Под ред. В. В. Давыдова. М., 1990.
  6. Зак А. З. Дебют мыслителя. М., 1992.
  7. Зак А. З. Различия в мышлении детей. М., 1992.
  8. Зак А. З. Диагностика мышления у детей 6-10 лет. М., 1993.
  9. Зак А. З. Развитие умственных способностей младших школьников. М., 1994.
  10. Зак А. З. Диагностика видов мышления у младших школьников. М., 1995.
  11. Зак А. З. Учимся мыслить, стараясь рассуждать. М., 1996.
  12. Зак А. З. Развитие интеллектуальных способностей у детей 6-7 лет, 8, 9 лет. М., 1996.
  13. Зак А. 3. Как определять различия в мышлении детей. М., 1997 (в печати).
  14. Пономарев Я. А. Знания, мышление и умственное развитие. М., 1967.
Статьи по теме
 
О проекте PsyJournals.ruЛауреат XIV национального психологического конкурса «Золотая Психея» по итогам 2012 года

© 1997–2019 Портал психологических изданий PsyJournals.ru  Все права защищены

Свидетельство регистрации СМИ Эл № ФС77-66447 от 14 июля 2016 г.

Издатель: ФГБОУ ВО МГППУ

Лауреат XIV национального психологического конкурса «Золотая Психея» по итогам 2012 года

Яндекс.Метрика