Портал психологических изданий PsyJournals.ru
ОТКРЫТЫЙ ДОСТУП К НАУЧНЫМ ИЗДАНИЯМ 
Каталог изданий 96Рубрики 51Авторы 8020Ключевые слова 19596 Online-сборники 1 АвторамИздателямRSS RSS

Включен в Web of Science СС (ESCI)

ВАК

РИНЦ

Рейтинг Science Index РИНЦ 2017

1 место — направление «Психология»
2 место — направление «Народное образование. Педагогика»

31 место — общий рейтинг Science Index (3469 журналов)

5,050 — показатель журнала в рейтинге SCIENCE INDEX

1,786 — двухлетний импакт-фактор

CrossRef

Психологическая наука и образование

Издатель: Московский государственный психолого-педагогический университет

ISSN (печатная версия): 1814-2052

ISSN (online): 2311-7273

DOI: http://dx.doi.org/10.17759/pse

Лицензия: CC BY-NC 4.0

Издается с 1996 года

Периодичность: 6 выпусков в год

Доступ к электронным архивам: открытый

 

Особенности знакового опосредования при решении творческих задач 793

Эльконин Б.Д., доктор психологических наук, профессор, заведующий лабораторией теоретических и экспериментальных проблем психологии развития, ФГБНУ «Психологический институт РАО», Москва, Россия, belconin@bk.ru

Аннотация

Авторы рассматривают моделирование в контексте инновационных образовательных систем начального обучения. Модели выступают в роли образов, которые не только ориентируют, но и строят конкретные действия и определенную деятельность ребенка: исследовательскую, речевую, художественную и др., способствуя их развитию. Модель становится для учеников особым инструментом, позволяющим продвигаться в познании окружающего. Также модели способствуют формированию рефлексии как способности выделять предмет и проблемы внутри него, искать возможные способы их решения.

Ссылка для цитирования

Фрагмент статьи

Особая роль символа в творческом акте наглядно выступает в наших экспериментах по знаковому опосредствованию решения творческих задач, или, как их называют, «задач на соображение» [10]. Приведу некоторые результаты этой работы, не вдаваясь в подробное описание и детали экспериментов.

Задача «на соображение» — традиционный объект психологического изучения творческого (продуктивного) мышления. Ее определяли как задачу, для решения которой решающему, во-первых, не нужны никакие специальные знания, а во-вторых, у него отсутствуют готовые способы (приемы, правила) решения.

Анализ подобных задач позволяет утверждать, что в основе их строения лежит такая соотнесенность данных и требований, которая провоцирует решающего на неосознанное допущение области поиска, в которой заведомо не находится верное решение. Но еще более важно, что само это провоцирование приводит именно к неосознанности выбора области поиска, т. е. к тому, что пространство возможностей действия не выступает как особый предмет. Можно наблюдать, как в поисках решения человек буквально «бьется, точно муха о стекло», и это, естественно, не приводит к успеху, поскольку он не видит границ собственного действия. Что же может являться предметом и формой (способом) опосредствования в таком поведении? Ведь посреднику нет смысла «подкладывать» человеку нужные ориентиры для достижения результата, т. е. попросту, с разной степенью наглядности подсказывать верное решение задачи.

Литература
  1. Богоявленская Д. Б. К вопросу о смене модели проблемной ситуации в процессе решения задачи // Проблемы эвристики. М., 1969.
  2. Вертгеймер М. Продуктивное мышление. М., 1987.
  3. Выготский Л. С. Собр. соч.: В 6 т. Т. 2. М., 1982.
  4. Дункер К. Психология продуктивного (творческого) мышления //
    Психология мышления. М., 1965.
  5. Леонтьев А. Н. Избранные психологические произведения. Т. 2. М., 1983.
  6. Рейд Д. Экспериментальное исследование «анализа цели» при решении задач //
    Психология мышления. М., 1965.
  7. Рубинштейн С. Л. О мышлении и путях его исследования. М., 1958.
  8. Рубцов В. В. Организация и развитие совместных действий у детей в процессе обучения. М.-, 1987.
  9. Салмина Н. Г. Знак и символ в обучении. М., 1989.
  10. Эльконин Б. Д. Об опосредствовании процесса решения задач на соображение // Научное творчество Л. С. Выготского и современная психология. М., 1981.
Статьи по теме
 
О проекте PsyJournals.ruЛауреат XIV национального психологического конкурса «Золотая Психея» по итогам 2012 года

© 1997–2019 Портал психологических изданий PsyJournals.ru  Все права защищены

Свидетельство регистрации СМИ Эл № ФС77-66447 от 14 июля 2016 г.

Издатель: ФГБОУ ВО МГППУ

Лауреат XIV национального психологического конкурса «Золотая Психея» по итогам 2012 года

RSS-анонсы журналов Psyjournals на facebook Группа Psyjournals Вконтакте Twitter Psyjournals Psyjournals на Youtube
Яндекс.Метрика