«Философия для детей» – диалогический учебный проект. Сообщение I

2154

Аннотация

Приводятся психологические, философские и педагогические основания для проектирования новой образовательной программы «Философия для детей». Авторы, опираясь на многочисленные исследования, опровергают мнение, что особенности мышления и вся психическая организация детей не позволяет им овладеть содержанием философии, и приводят доказательства того, что дети в возрасте 6-7 лет наиболее сенситивны к постановке и решению философских проблем. Рассматривается суть понятия «детские спонтанные философские представления». Авторы программы считают, что изучение философии младшими школьниками необходимо, так как позволит преодолеть возрастной кризис, подчинить себе свои собственные психические силы, обрести произвольность.

Общая информация

Ключевые слова: изучение философии, картина мира, философский диалог, сензитивный период, младший школьный возраст

Рубрика издания: Инновационные модели

Тип материала: научная статья

Для цитаты: Марголис А.А., Ковалев С.Д., Телегин М.В., Кондратьев Е.А. «Философия для детей» – диалогический учебный проект. Сообщение I // Психологическая наука и образование. 1997. Том 2. № 4.

Фрагмент статьи

Содержание курса

  1. Психологические, философские и педагогические основания учебного курса «Философия для детей».
  2. Необходимость пропедевтических философских диалогов для младших школьников.
  3. Возможность построения курса «Философия для детей».
  4. Образовательные цели и задачи программы «Философия для детей». Общие способы реализации целей программы.
  5. Учебное содержание программы «Философия для детей».
  6. Организация специфической формы взаимодействия между детьми и детей со взрослыми — философского диалога — как главное психологическое условие овладения детьми содержанием философии, развития спонтанных философских представлений у младших школьников.
  7. Образовательная технология программы «Философия для детей» (технология организации философского диалога).

Литература

  1. Бахтин М. М. Эстетика словесного творчества. М., 1979.
  2. Бахтин М. М. Проблемы поэтики Достоевского. М., 1929.
  3. Библер В. С. Школа диалога культур. Основы программы. Кемерово, 1992.
  4. Божович Л. И., Леонтьев А. Н., Эльконин Д. Б. Очерки психологии детей. М., 1950.
  5. Блонский Л. П. Избранные психологические исследования. М., 1964.
  6. Веракса Н. Е. Диалектическое мышление и творчество // Вопросы психологии. 1989. № 4.
  7. Венгер Л. А. Психологическая готовность и обучение детей в школе // Подготовка детей к школе в детском саду. М., 1977.
  8. Выготский Л. С. Речь и мышление ребенка // Собрание сочинений: В 6 т. Т. 2. М., 1983.
  9. Гегель Г.В. Ф. Наука логики. М., 1971.
  10. Давыдов В. В. Теория развивающего обучения. М., 1996.
  11. Дьяченко О. М. Развитие воображения дошкольника. М., 1996.
  12. Запорожец А. В. Игра и развитие ребенка: Психология и педагогика игры дошкольника. М., 1996.
  13. Зеньковский В. В. Психология детства. М., 1996.
  14. Иванов Вяч. Дионис и продианийство. Баку, 1923.
  15. Кант И. Критика чистого разума. М., 1993.
  16. Кондратьев Е. А. Философское обоснование программы «Философия для детей» // Мышление. 1996. № 2.
  17. Леонтьев А. Н. Психический образ и модель в свете ленинской теории отражения // Вопросы психологии. 1970. № 2.
  18. Леонтьев А. Н. Психологические основы дошкольной игры // Избранные психологические произведения: В 2 т. Т. 1. М., 1983.
  19. Lipman M. Philosophy in the Classroom. Philadelphia, 1980.
  20. Лисина М. И. Проблемы онтогенеза общения. М., 1986.
  21. Ломов Б. Ф. Психологические исследования общения. М., 1986.
  22. Лосев А. Ф. Бытие, имя, космос. М., 1993.
  23. Лурия А.Р. Об историческом развитии познавательных процессов. М., 1974.
  24. Марголис А. А. Программа «Философия для детей» // Психологическая наука образование. 1996. № 1.
  25. Материалы международной конференции «Культурно-исторический подход: развитие гуманитарных наук и образование». М., 1996.
  26. Обухова Л. Ф. Детская психология: теории, факты, проблемы. М., 1995.
  27. Пиаже Ж. Избранные психологические труды. М., 1969.
  28. Пиаже Ж. Речь и мышление ребенка. М., 1994.
  29. Платон. Собрание сочинений: В 4 т. М., 1993.
  30. Поддьяков Н. Н. Мышление дошкольника. М., 1977.
  31. Рубинштейн С. Л. Основы психологии. М., 1935.
  32. Рубцов В. В. Основы социально-генетической психологии. М., 1996.
  33. Рубцов В. В., Ривина И. В. Уровни системности в формировании учебно-познавательной деятельности // Вопросы психологии. 1985. № 2.
  34. Телегин М. В. Образовательные цели и задачи программы «Философия для детей»: Общие способы их реализации // Мышление. 1997. № 3.
  35. Челпанов Г. И. Учебник логики. М., 1994.
  36. Щедровицкий Г. П. Избранные труды. М., 1995.
  37. Якиманская И. В. Основные направления исследования образного мышления //
    Вопросы психологии. 1985. № 5.

Информация об авторах

Марголис Аркадий Аронович, кандидат психологических наук, доцент, ректор, профессор кафедры педагогической психологии, Московский государственный психолого-педагогический университет (ФГБОУ ВО МГППУ), Москва, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0001-9832-0122, e-mail: margolisaa@mgppu.ru

Ковалев С.Д., научный сотрудник ПИ РАО, директор, Центр "Развивающее образование"

Телегин Михаил Владимирович, доцент кафедры педагогической психологии факультета психологии образования, ФГБОУ ВО МГППУ, Москва, Россия

Кондратьев Е.А., аспирант философского факультета, МГУ, Москва, Россия

Метрики

Просмотров

Всего: 2139
В прошлом месяце: 4
В текущем месяце: 5

Скачиваний

Всего: 2154
В прошлом месяце: 1
В текущем месяце: 4