Портал психологических изданий PsyJournals.ru
Каталог изданий 95Рубрики 51Авторы 8357Ключевые слова 20470 Online-сборники 1 АвторамRSS RSS

Включен в Web of Science СС (ESCI)

ВАК

РИНЦ

Рейтинг Science Index РИНЦ 2017

1 место — направление «Психология»
2 место — направление «Народное образование. Педагогика»

31 место — общий рейтинг Science Index (3469 журналов)

5,050 — показатель журнала в рейтинге SCIENCE INDEX

1,786 — двухлетний импакт-фактор

CrossRef

Психологическая наука и образование

Издатель: Московский государственный психолого-педагогический университет

ISSN (печатная версия): 1814-2052

ISSN (online): 2311-7273

DOI: http://dx.doi.org/10.17759/pse

Лицензия: CC BY-NC 4.0

Издается с 1996 года

Периодичность: 6 выпусков в год

Доступ к электронным архивам: открытый

 

Представления старшеклассников о будущем как аспект их социализации 1223

Барабанова В.В., доцент кафедры педагогической психологии факультета психологии образования, ФГБОУ ВО МГППУ, Москва, Россия, vvbarabanova@yandex.ru
Зеленова М.Е., кандидат психологических наук, научный сотрудник, Институт психологии РАН, Москва, Россия, zelenmar@rambler.ru

Аннотация

Исследование направлено на выявление представлений старшеклассников о взрослой жизни, семье, профессии, образовании, а также диагностику отношений старшеклассников в семье, школе, с учителями и сверстниками. Авторы разработали специальный опросник, включавший методику определения ценностных ориентаций Рокича и тест незаконченных предложений, позволивших выявить отношение подростка к родителям, семье, собственному прошлому и будущему, к себе, своему и противоположному полу. Опросник был разработан с целью выявления особенностей социализации детей из разной социальной среды. В статье описывается выборка обычных московских десятиклассников.

Ссылка для цитирования

Фрагмент статьи

За последние 10 лет очень заметно изменилась социально-экономическая ситуация в стране, стал иным тот мир, в который должен войти подросток. Изменились нормы и ценности (не только социально-экономические, но и психологические), модели поведения, которые должен освоить ребенок. Вопрос о социализации старшеклассников в современной социально-экономической ситуации, условиях и факторах, способствующих ее успешности, стал, таким образом, особенно актуальным.

Хорошо известно, что старший школьный возраст сензитивен для формирования ценностных ориентации как устойчивого образования личности, способствующего становлению мировоззрения и отношения к окружающей действительности [7, 9]. По мнению большинства психологов, основным новообразованием в старшем школьном возрасте становится жизненное и профессиональное самоопределение, осознание своего места в будущем [9]. Профессиональное самоопределение, выбор профессии и путей достижения этого начинает занимать одно из ведущих мест в структуре самосознания, а учебная деятельность приобретает в результате определенную нацеленность на будущее и обусловливается в значительной степени профессиональной ориентацией. Оптимальным для благополучного развития личности является удовлетворенность настоящим и в то же время устремленность в будущее.

Наше исследование было направлено на выявление представлений старшеклассников
о взрослой жизни, семье, профессии, образовании, а также на диагностику особенностей взаимоотношений старшеклассников в семье, школе, с учителями и сверстниками. Для этого был использован специальный опросник, включавший несколько тестовых заданий, в том числе методику определения ценностных ориентации Рокича и тест незаконченных предложений, позволивших выявить отношение подростка к родителям, семье, собственному прошлому и будущему, к себе, своему и противоположному полу. Всего данный опросник содержит 76 вопросов, ответы на которые помогают оценить степень эмоционально-личностного благополучия конкретного индивида и охарактеризовать отдельные аспекты его социализации в обществе. В предложенной статье проанализирована определенная часть этих вопросов, отражающая представления старшеклассников о некоторых сторонах их будущей взрослой жизни.

Литература
  1. Диагностика психического развития детей. М., 1992.
  2. Клее М. Психология подростка. М., 1991.
  3. Ковалев С. В. Подготовка старшеклассников к семейной жизни. М., 1991.
  4. Ремшмидт X. Подростковый и юношеский возраст: Проблемы становления личности. М., 1991.
  5. Сатир В. Как строить себя и свою семью. М., 1994.
  6. Фельдштейн Д. И. Особенности личностного развития подростка в условиях социально-экономического кризиса // Мир психологии и психология в мире 1994. № 0.
  7. Фельдштейн Д. И. Проблемы возрастной и педагогической психологии М., 1995.
  8. Шахова И. П. Самоактуализация современных подростков и юношей в определении взросления. М., 1996.
  9. Формирование личности в переходный период от подросткового к юношескому возрасту / Под ред. И. В. Дубровиной. М., 1987.
 
О проекте PsyJournals.ru

© 2007–2019 Портал психологических изданий PsyJournals.ru  Все права защищены

Свидетельство регистрации СМИ Эл № ФС77-66447 от 14 июля 2016 г.

Издатель: ФГБОУ ВО МГППУ

Creative Commons License

Яндекс.Метрика