Портал психологических изданий PsyJournals.ru
Каталог изданий 96Рубрики 51Авторы 8379Ключевые слова 20536 Online-сборники 1 АвторамRSS RSS

Включен в Web of Science СС (ESCI)

ВАК

РИНЦ

Рейтинг Science Index РИНЦ 2017

1 место — направление «Психология»
2 место — направление «Народное образование. Педагогика»

31 место — общий рейтинг Science Index (3469 журналов)

5,050 — показатель журнала в рейтинге SCIENCE INDEX

1,786 — двухлетний импакт-фактор

CrossRef

Психологическая наука и образование

Издатель: Московский государственный психолого-педагогический университет

ISSN (печатная версия): 1814-2052

ISSN (online): 2311-7273

DOI: http://dx.doi.org/10.17759/pse

Лицензия: CC BY-NC 4.0

Издается с 1996 года

Периодичность: 6 выпусков в год

Доступ к электронным архивам: открытый

 

Состояние и проблемы экологической психологии 1045

Панов В.И., доктор психологических наук, профессор, член-корреспондент РАО, заведующий лабораторией, ФГБНУ «Психологический институт РАО», Москва, Россия, ecovip@mail.ru

Аннотация

Экопсихология рассматривается как наука, направленная на изучение закономерностей развития и поведения человека в системе его взаимодействия с окружающей средой. Автор полагает, что психологические проблемы изучения сознания и индивидуальности человека, его психологического развития, обучения, поведения, здоровья и т.п., следует рассматривать в контексте системы «индивид — среда» или, более широко, «человек — природа».

Ссылка для цитирования

Фрагмент статьи

Экологическая психология (более коротко — экопсихология) — это относительно новое направление, оформившееся в зарубежной психологии два-три десятилетия назад и бурно развивающееся в отечественной психологии в последнее десятилетие на стыке психологии, экологии, педагогики, психотерапии, философии и т. д.

Рост интереса к экопсихологии имеет в своей основе комплекс причин.

К социальным причинам относятся нестабильность социально-экономических и политических условий жизни россиян, увеличение количества стихийных бедствий и техногенных катастроф, рост преступности, неуверенность в завтрашнем дне, отсутствие психологической подготовки к жизни в экстремальных условиях.

И если до недавнего времени неявно считалось, что социальные проблемы могут быть решены за счет развития экономической сферы жизни общества, то сейчас формируются и другие мнения.

«…Если потребности жителей национального социального государства начинают стихийно возрастать, тогда государство должно попытаться удовлетворить данные потребности; сделать же оно это может только там, где столкнется с наименьшим сопротивлением.

А таковы, в сущности, два типа объектов: с одной стороны — природа, с другой стороны — нации, еще не выработавшие принцип социального правового государства, живущие, например, при полуфеодализме, одним словом, народы «третьего мира». В итоге эксплуатацию пытались прикрыть каким-то мнимым правом. Природа же в философии права Нового времени всегда оставалась бесправной… (курсив мой. — В.П.)» [18].

Слова о бесправии Природы относятся к природе не только как «внешней среде» обитания человека, но и как «внутренней», т. е. к природе самого человека. Поэтому все чаще вопросы защиты окружающей среды оказываются тесно переплетенными с вопросами защиты человека, его физического и психического здоровья от воздействия на него различных средовых факторов (как социальных, так и физических), а также и от своих собственных действий.

Литература
  1. Абрамова Ю. Г. Особенности представлений учащихся о пространстве школьной среды: Дис…. канд. психол. наук. М.,1995.
  2. Барабанщиков В. А. Динамика зрительного восприятия. М., 1990.
  3. Гибсон Дж. Экологический подход к зрительному восприятию. М., 1988.
  4. Дерябо С. Д., Ясвин В. А. Методики диагностики и коррекции отношения к природе. М., 1995.
  5. Дерябо С. Д., Ясвин В. А. Экологическая педагогика и психология. Ростов н/Д., 1996.
  6. Дерябо С. Д., Ясвин В. А. Методологические проблемы становления и развития экологической психологии // Психологический журнал. 1996а. Т. 17. N6.
  7. Ковалев Г. А. Психическое развитие ребенка и жизненная среда // Вопросы психологии. 1993. N1.
  8. Материалы I Всероссийской научной конференции по психологии Российского психологического общества «Психология сегодня» (31 января — 2 февраля 1996 г.). Т. 1. Вып. 2. М., 1996.
  9. Миракян А. И. Психология пространственного восприятия. Ереван, 1990.
  10. Миракян А. И. Константность и полифункциональность восприятия. М., 1992.
  11. Миракян А. И. Начала трансцендентальной психологии восприятия // Философские исследования. 1995. № 2.
  12. Панов В. И. Системогенез перцептивного процесса // Вопросы психологии. 1991. № 2.
  13. Панов В. И. Экология детства, одаренный школьник и индивидуализация обучения // Материалы I Всероссийского съезда школьных психологов М., 1994.
  14. Панов В. И. Экология и психология (вступ. статья) // Дерябо С. Д., Ясвин В. А. Методики диагностики и коррекции отношения к природе. М., 1995.
  15. Панов В. И. Актуальные проблемы экологической психологии // Материалы I Всероссийской научной конференции по психологии Российского психологического общества «Психология сегодня» (31 января — 2 февраля 1996 г.). М., 1996.
  16. I Российская конференция по экологической психологии: Тезисы. (Москва, 3—5 декабря). М., 1996.
  17. Учителю об экологии детства / Под ред. В. П. Лебедевой, В. И. Панова. М., 1996.
  18. Хесле В. Философия и экология. М., 1994.
  19. Черноушек М. Психология жизненной среды. М., 1989.
  20. Ясвин В. А. Образовательная среда: от моделирования к проектированию. М., 1997.
  21. Pawlik K., Stapf КOkologische Psychologie: Entwicklung, Perspektive und Aufbaueines Forschungsprogramms // Umwelt und Verhalten. Bern, 1992.
 
О проекте PsyJournals.ru

© 2007–2019 Портал психологических изданий PsyJournals.ru  Все права защищены

Свидетельство регистрации СМИ Эл № ФС77-66447 от 14 июля 2016 г.

Издатель: ФГБОУ ВО МГППУ

Creative Commons License

Яндекс.Метрика