Специфика подготовки психологов к профессиональной деятельности в различных социально-производственных средах

798

Аннотация

В статье обсуждаются наиболее актуальные трудности, возникающие при подготовке студентов психологов к профессиональной деятельности, такие как недостаточная психологическая практика, преимущественно в одной области, по сравнению с солидной теоретической базой; проблема ограниченности знаний и трудности применения этих знаний в конкретной профессиональной среде и т. д. Даются рекомендации по решению этих проблем в процессе подготовки квалифицированных психологов, а так же перечисляются качества, необходимые для успешной адаптации специалиста к различным профессиональным средам.

Общая информация

Ключевые слова: профессиональная среда, личностные качества, практическая ориентация знаний, профессиональное самоутверждение

Рубрика издания: Психология профессиональной деятельности

Для цитаты: Балашов М.М., Лукьянова М.И. Специфика подготовки психологов к профессиональной деятельности в различных социально-производственных средах // Психологическая наука и образование. 1998. Том 3. № 2.

Полный текст

 

В настоящее время подготовкой практических психологов занимаются многие вузы страны. Психологов готовят педагогические вузы, классические университеты, различные негосударственные учреждения высшего образования. Практика показывает, что обеспечить четкую направленность подготовки психологов для работы в той или иной сфере профессиональной деятельности удается с большим трудом. Чем это вызвано?

Традиционно сложилась ситуация, при которой содержание обучения практических психологов включает в себя достаточно фундаментальную психологическую подготовку, аналогичную той, которая осуществляется в рамках классического университета. Солидная теоретическая основа сочетается с фрагментарной психологической практикой, которая к тому же редко выходит за рамки одной — двух сфер профессиональной деятельности. В результате возникает практическая неприспособленность выпускников-психологов к условиям конкретной профессиональной деятельности и потеря ими как авторитета в глазах окружающих, так и уверенности в собственной значимости.

Возможно, причиной этого является поточный характер подготовки практических психологов, предполагающий равное усвоение ими одних и тех же знаний, формирование одних и тех же умений, навыков и рассчитанный, видимо, на то, что сами по себе глубокие теоретические знания способны по мере необходимости реконструироваться и применяться к реальным условиям конкретной сферы деятельности. При этом не принимается во внимание то, что специфика практически любой профессиональной деятельности раскрывается (или скрывается) в том числе и в свойственной ей терминологии, специфических способах действия и поведения, своеобразном характере участников того или иного производственного (в широком смысле слова) процесса.

Конкретизация своеобразных задач той или иной сферы профессиональной деятельности затруднена тем, что редким бывает совпадение профессиональных интересов преподавателей психологии с потребностями тех сфер профессиональной деятельности, которые предстоит осваивать психологам-выпускникам. При этом практически неизбежно возникает ситуация единственности профиля подготовки, нередко отягощенная к тому же значительными сроками, прошедшими с тех пор, когда преподаватель, читающий студентам-психологам свой курс, тесно взаимодействовал с какой-либо сферой профессиональной деятельности (надо учесть, что образование, производство, предпринимательство имеют тенденцию к быстрым изменениям). Попытки механически соотнести содержание одной профессиональной деятельности со специфическими условиями протекания другой начинающими психологами, личный опыт которых чаще всего отождествляется с опытом пересказа полученных знаний, скорее всего, обречены неудачу. Возможно, это даже к лучшему, поскольку позволяет специалисту уже на начальном этапе своей профессиональной психологической карьеры понять ограниченность имеющихся у него знаний и потребность в их адаптации к условиям конкретной профессиональной среды.

Более опасной является ситуация, когда попытка повторения опыта одной профессиональной деятельности в условиях другой окажется удачной, — в этом случае трудно избежать искушения продолжить эту линию. Появляющаяся при этом удовлетворенность собой как специалистом-психологом при недостаточной развитости рефлексивных способностей будет играть роль барьера, затрудняющего понимание неудачности второй, третьей попытки аналогичного переноса.

Психолог по своему назначению призван обеспечить благоприятные условия для выполнения специалистами-профессионалами их основной деятельности. И если на первых порах, используя известные ему способы действия (переноса), он обеспечил эту свою функцию, то получает определенный ресурс доверия со стороны окружающих.

Каким образом названные проблемы можно разрешить (или, по крайней мере, ослабить их воздействие) в процессе подготовки психологов по одной специальности при практической потребности в их разной квалификации (педагог-психолог, дошкольный психолог, инженер-психолог, психолог-консультант для медицинских учреждений и т. д.)?

Правомерно поставить вопрос о развитии у студентов-психологов таких личностных характеристик, которые помогли бы им адаптироваться к условиям конкретной профессиональной среды и стимулировали их профессиональное развитие в этом направлении. Для этого требуется осознание собственного выбора данной профессиональной сферы и готовность, стремление к самостоятельному освоению специфики данной профессиональной среды. Таким образом, можно говорить о необходимости самоопределения будущего психолога уже в процессе обучения на старших курсах.

В организационном плане для решения этой проблемы есть следующие возможности:

■        освоение в условиях поточного обучения общих основ психологических знаний должно дополняться специализированной подготовкой психологов на материале и в условиях конкретной профессиональной среды. Действующие государственные образовательные стандарты высшего профессионального образования после завершения третьего года обучения предусматривают возможность выбора специализации дальнейшего обучения;

■        целесообразным представляется проведение учебной практики в учреждениях (на предприятиях) выбранной сферы профессиональной деятельности. Практика по дисциплинам специализации хронологически должна следовать за практикой обще­психологического плана. При этом место прохождения практики может впоследствии стать и местом трудоустройства;

■        выбор тематики выпускных аттестационных работ, на наш взгляд, также должен отражать специализацию, т. е. определяться проблематикой и спецификой предстоящей профессиональной деятельности.

Однако меры содержательно-организационного характера, обеспечивающие начальное освоение будущими психологами той или иной сферы профессиональной деятельности, не всегда могут оказаться эффективными и достаточными. Во-первых, потому что в силу различных причин может произойти переориентация будущего психолога и освоенные им конкретно-профессиональные знания и способы действия не будут применимы к новой профессиональной среде. Во-вторых, достаточно трудно найти оптимальное сочетание собственно психологической и практико-ориентированной подготовки, поскольку вряд ли при организации обучения можно предусмотреть весь спектр трудоустройства психологов. В связи с этим следует проводить такую подготовку психолога, при которой акцент делается на формирование определенных личностных качеств, обеспечивающих его адаптацию практически в любой профессиональной среде (производственной, педагогической, медицинской, предпринимательской и др.). Какие качества можно считать таковыми?

Готовность (стремление и возможность) к восприятию и освоению новой производственной среды. Эта готовность проявляется прежде всего в интересе к новой среде и желании ее познать. Названную мотивационную составляющую готовности дополняет ее опера­циональная сторона (умение систематизировать конкретные производственные задачи, проблемы, выявлять их типичность, определять причины возникновения профессиональных проблем и акцентировать внимание на них, а не на следствиях). Описываемая готовность — одно из проявлений познавательной активности.

Интеллектуальная активность. Она обнаруживает себя в самостоятельности и проблемном, критическом характере мышления, что обеспечивает способность определять специфику конкретной профессиональной среды, ее особенности. Интеллектуальная активность предполагает гибкость мышления как умение отстраниться от прошлого опыта, ориентируясь на ситуацию «здесь и теперь».

Коммуникативность как умение говорить на языке конкретной профессиональной среды. Психолог должен не только овладеть профессиональной (средовой) терминологией, но и успешно ее использовать при решении производственных задач, ситуаций. Подобная «средовая» пристройка позволяет устранить терминологические (смысловые и/или психологические) барьеры между психологом и представителями данной среды.

Стремление к реализации и проявлению себя, к самоактуализации вне зависимости от среды, в которой находишься. Наличие такого стремления позволяет найти адекватные среде способы профессионального самовыражения, самоутверждения. Потребность в психологе, работающем в специфической профессиональной среде с устоявшимися критериями и нормами оценки людей, осознается окружающими, если он отличается высоким профессионализмом.

Важно отметить, что развитие вышеперечисленных качеств происходит не только при целенаправленном их формировании в условиях профессиональной подготовки (в рамках получаемой специализации), но и по мере накопления профессионального опыта. Однако в процессе адаптации психолога к конкретной профессиональной деятельности формирование этих качеств может происходить достаточно спонтанно. В этом случае процесс становится длительным, болезненным и чреватым многочисленными неудачами (вплоть до возникновения суждения о собственной некомпетентности как психолога). Следовательно, на развитие названных качеств следует обратить внимание еще в процессе профессионально­психологической подготовки, так как это позволит сократить продолжительность адаптационного периода и избежать несостоятельности психолога, повысить (или хотя бы сохранить) его самооценку и оценку окружающих.

Подготовка практико-ориентированного психолога, включающая создание условий для целенаправленного формирования таких его качеств, как готовность к восприятию и освоению новой «производственной» среды, интеллектуальная активность, коммуникативность как умение говорить на языке конкретной профессиональной среды, стремление к реализации и проявлению себя вне зависимости от среды, в конечном итоге обеспечивает высокий уровень профессиональной компетентности психолога. На наш взгляд, этот уровень характеризуется готовностью и умением психолога применять теоретические знания для решения практических задач, «опрактичивать» содержание собственно психологической подготовки, преобразовывать теоретические знания в прикладные.

Механизм данного преобразования можно условно представить следующим образом:

■   ориентация на конкретные запросы профессиональной среды, а не их конструирование на основе общих положений психологической науки;

■ установление соответствия между психологической и профессиональной (средовой) терминологией и проблематикой;

■ выбор для решения конкретно-профессиональных ситуаций таких способов, которые адекватны данной среде;

■ «перевод» психологических терминов на язык конкретной профессиональной среды;

■ направленность психологических рекомендаций на конкретную профессиональную среду;

■ анализ эффективности, действенности предложенных рекомендаций и способов решения профессиональной проблемы с целью выявления возможности их повторного использования, определения границ и условий применения и, при необходимости, коррекции.

Освоение этого своеобразного алгоритма предполагает формирование соответствующих (аналогичных) умений. Однако оценить их сформированное^ достаточно сложно, а в условиях обучения - скорее всего и невозможно. Сделать это можно лишь в процессе самой деятельности. По нашему мнению, достаточно перспективным является такой подход к определению сформированности практико-ориентированных качеств и умений психологов, который предполагает:

1) усвоение теоретических положений психологической науки лишь на уровне воспроизведения;

2) умение применить усвоенные теоретические положения для объяснения поведения людей и ситуаций, в которых они оказываются;

3) способность найти решение создавшейся на практике проблемной ситуации и выработать рекомендации, обеспечивающие оптимальное ее решение. При этом рекомендации могут не быть (а чаще всего и не должны) советами по выбору того или иного поведения, а служить лишь ориентиром для создания условий, в которых другой человек находит решение, адекватное собственной проблеме.

Изложенное выше позволяет предположить, что учет и использование практико­ориентированных знаний, способов действия, ситуаций и типичных решений в процессе подготовки психологов помогает сформировать качества, ускоряющие и облегчающие адаптацию психологов в условиях различных профессиональных сред и, в конечном итоге, способствующие их профессиональному самоутверждению.

Информация об авторах

Балашов М.М., кандидат педагогических наук, доцент, Ульяновский педагогический институт, Ульяновск, Россия

Лукьянова М.И., кандидат психологических наук, заведующая НИЛ психолого-педагогической и социологической диагностики, Институт повышения квалификации при УлГПУ им. И.Н. Ульянова, Ульяновск, Россия

Метрики

Просмотров

Всего: 1350
В прошлом месяце: 1
В текущем месяце: 2

Скачиваний

Всего: 798
В прошлом месяце: 2
В текущем месяце: 1