Психологическая наука и образование
1998. Том 3. № 2
ISSN: 1814-2052 / 2311-7273 (online)
Психологическая служба образования: научные основания, цели и средства
Аннотация
Общая информация
Ключевые слова: психическое здоровье, психологическое здоровье, развивающая работа, коррекционно-профилактическая работа, психологическая служба
Рубрика издания: Психология профессиональной деятельности
Для цитаты: Дубровина И.В. Психологическая служба образования: научные основания, цели и средства // Психологическая наука и образование. 1998. Том 3. № 2.
Фрагмент статьи
В настоящее время психологическая служба образования интенсивно развивается и становится одним из существеннейших компонентов целостной системы образования России.
Наша лаборатория — Лаборатория научных основ детской практической психологии Психологического института РАО — стояла у истоков зарождения этой службы, осуществив впервые в нашей стране многолетний (1982—1988) научно-практический эксперимент по введению в школу детского психолога. Целью эксперимента явилось изучение теоретических и организационных проблем, связанных с введением в школу должности психолога, и создание структуры школьной психологической службы для ее последующего внедрения в систему народного образования. В ходе эксперимента проверялись две основные модели этой службы: работа психолога непосредственно в школе и деятельность районного или областного центра психологической службы.
Теоретическое изучение проблемы и обобщение результатов работы школьных психологов позволили сформулировать цели и задачи школьной психологической службы, решить ряд вопросов по ее научно-методическому обеспечению, определить содержание и формы работы школьного психолога, его основные функции, права и обязанности, разработать систему психологической службы в народном образовании. На основе анализа результатов эксперимента разработано Положение о психологической службе народного образования (1987), которое широко используется в стране.
Успешное проведение эксперимента способствовало тому, что в 1988 г. вышло постановление Государственного комитета СССР по образованию о введении ставки школьного психолога во всех образовательных учреждениях страны, ставшее правовой основой деятельности школьного практического психолога, определившее его социальный статус, права и обязанности.
С этого момента служба энергично развивается практически во всех регионах страны. Сегодня многие руководители образовательных учреждений, учителя, воспитатели, родители все больше осознают полезность психологической службы. В обществе формируется потребность в детских практических психологах. В связи с этим создаются факультеты практической психологии в педагогических университетах и институтах, возникают различной длительности курсы переподготовки специалистов с высшим педагогическим образованием, увеличивается количество профессиональных объединений разного уровня и разной структуры для повышения квалификации практических психологов образования.
Информация об авторах
Метрики
Просмотров
Всего: 4869
В прошлом месяце: 31
В текущем месяце: 26
Скачиваний
Всего: 1630
В прошлом месяце: 12
В текущем месяце: 10