Психологическая служба образования: научные основания, цели и средства

1630

Аннотация

В статье разбираются актуальные проблемы и перспективы развития психологической службы образования. Вводится термин — «психологическое здоровье», который является базовым в разработке научного и методического обеспечения психологической службы образования. Выделяются основные направления деятельности психологической службыв образовании: специфические черты и возможные сложности. Даётся характеристика основных видов деятельности практического психолога образования.

Общая информация

Ключевые слова: психическое здоровье, психологическое здоровье, развивающая работа, коррекционно-профилактическая работа, психологическая служба

Рубрика издания: Психология профессиональной деятельности

Для цитаты: Дубровина И.В. Психологическая служба образования: научные основания, цели и средства // Психологическая наука и образование. 1998. Том 3. № 2.

Фрагмент статьи

В настоящее время психологическая служба образования интенсивно развивается и становится одним из существеннейших компонентов целостной системы образования России.

Наша лаборатория — Лаборатория научных основ детской практической психологии Психологического института РАО — стояла у истоков зарождения этой службы, осуществив впервые в нашей стране многолетний (1982—1988) научно-практический эксперимент по введению в школу детского психолога. Целью эксперимента явилось изучение теоретических и организационных проблем, связанных с введением в школу должности психолога, и создание структуры школьной психологической службы для ее последующего внедрения в систему народного образования. В ходе эксперимента проверялись две основные модели этой службы: работа психолога непосредственно в школе и деятельность районного или областного центра психологической службы.

Теоретическое изучение проблемы и обобщение результатов работы школьных психологов позволили сформулировать цели и задачи школьной психологической службы, решить ряд вопросов по ее научно-методическому обеспечению, определить содержание и формы работы школьного психолога, его основные функции, права и обязанности, разработать систему психологической службы в народном образовании. На основе анализа результатов эксперимента разработано Положение о психологической службе народного образования (1987), которое широко используется в стране.

Успешное проведение эксперимента способствовало тому, что в 1988 г. вышло постановление Государственного комитета СССР по образованию о введении ставки школьного психолога во всех образовательных учреждениях страны, ставшее правовой основой деятельности школьного практического психолога, определившее его социальный статус, права и обязанности.

С этого момента служба энергично развивается практически во всех регионах страны. Сегодня многие руководители образовательных учреждений, учителя, воспитатели, родители все больше осознают полезность психологической службы. В обществе формируется потребность в детских практических психологах. В связи с этим создаются факультеты практической психологии в педагогических университетах и институтах, возникают различной длительности курсы переподготовки специалистов с высшим педагогическим образованием, увеличивается количество профессиональных объединений разного уровня и разной структуры для повышения квалификации практических психологов образования.

Информация об авторах

Дубровина Ирина Владимировна, доктор психологических наук, профессор, кафедра «Педагогическая психология» имени профессора В.А. Гуружапова, факультет «Психология образования», Московский государственный психолого-педагогический университет (ФГБОУ ВО МГППУ), главный научный сотрудник, Психологический институт Российской академии образования (ФГБНУ ПИ РАО), Москва, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0002-2484-6073, e-mail: dubrovinaiv@mgppu.ru

Метрики

Просмотров

Всего: 4869
В прошлом месяце: 31
В текущем месяце: 26

Скачиваний

Всего: 1630
В прошлом месяце: 12
В текущем месяце: 10