Портал психологических изданий PsyJournals.ru
Каталог изданий 94Рубрики 51Авторы 8279Ключевые слова 20372 Online-сборники 1 АвторамRSS RSS

Включен в Web of Science СС (ESCI)

ВАК

РИНЦ

Рейтинг Science Index РИНЦ 2017

1 место — направление «Психология»
2 место — направление «Народное образование. Педагогика»

31 место — общий рейтинг Science Index (3469 журналов)

5,050 — показатель журнала в рейтинге SCIENCE INDEX

1,786 — двухлетний импакт-фактор

CrossRef

Психологическая наука и образование

Издатель: Московский государственный психолого-педагогический университет

ISSN (печатная версия): 1814-2052

ISSN (online): 2311-7273

DOI: http://dx.doi.org/10.17759/pse

Лицензия: CC BY-NC 4.0

Издается с 1996 года

Периодичность: 6 выпусков в год

Доступ к электронным архивам: открытый

 

Индивидуально-типологические особенности понимания младшими школьниками лирического текста 691

Кудина Г.Н., кандидат психологических наук, ведущий сотрудник ПИ РАО, Москва, Россия

Аннотация

В статье рассматривается проблема создания единой системы оценки разных типов обучения литературе. Автор разработал показатели и возрастные нормативы понимания школьниками лирического текста и на их основе выявил индивидуально-типологические особенности этого понимания.

Ссылка для цитирования

Фрагмент статьи

Сегодня, когда школа получила наконец возможность обучать детей по разным программам, весьма актуальной становится проблема создания единой системы оценки результатов разных типов обучения литературе. Для решения этой проблемы необходимо найти показатели и возрастные нормативы, позволяющие диагностировать развитие читательской деятельности школьников.

В качестве основного показателя развития читательской деятельности нами было выделено «адекватное понимание автора», так как эстетически развитый читатель, согласно концепции М. М. Бахтина [1], в процессе чтения художественного текста «вживается» в условный мир, созданный автором, и «выходит» за пределы этого мира, пытаясь увидеть его «глазами автора», понять авторскую позицию, его точку зрения.

Но для того чтобы с помощью этого показателя можно было оценить уровень развития читательской деятельности конкретного ребенка или группы обучаемых, необходимо соотнести их результаты с какими-то эталонными значениями, т. е. надо иметь некий «идеальный норматив» данной деятельности и совокупность возрастных норм в качестве «ступеней» приближения к идеалу по мере развития. (Здесь мы прямо опирались на позицию К. М. Гуревича [2], который предлагает для сравнения данных тестовых обследований использовать не статистическую норму, а социально-психологический норматив — систему требований, которую общность предъявляет к каждому из своих членов, т. е., по сути, «идеальную модель» требований социальной общности к личности.)

Применительно к художественному тексту нельзя не отметить, что нормативы понимания автора весьма зависят от особенностей конкретного произведения. Поэтому необходим эталонный текст, в котором проявлялись бы существенные черты художественности и который, будучи предъявлен детям разного возраста, позволял бы выявлять возрастные нормы развития читательской деятельности.

Диагностика понимания автора школьниками осуществлялась нами в процессе диагностической беседы по поводу лирического текста (методика разрабатывалась совместно с 3.Н. Новлянской).

Литература
  1. Бахтин М. М. Эстетика словесного творчества. М., 1986. С. 22, 346 и др.
  2. Гуревич К. М. Современная психологическая диагностика: Пути развития // Вопросы психологии. 1982. № 1.
  3. Гуружапов В. А. Развитие понимания искусства младшими школьниками в процессе обучения живописи: Автореф. дис. канд. психол. наук. М., 1983.
  4. Давыдов В. В. Теория развивающего обучения. М., 1996.
  5. Кудина Г. Н., Новлянская З. Н. Литература как предмет эстетического цикла: Методическое пособие. 1-й класс. М.,1992; 2-й класс. М., 1998; 3-й класс. М., 1997; 5-й класс: в 2 ч. М., 1995; 6-й класс. М., 1997.
  6. Кудина Г. Н. Диагностика читательской деятельности школьников. М., 1996.
 
О проекте PsyJournals.ru

© 1997–2019 Портал психологических изданий PsyJournals.ru  Все права защищены

Свидетельство регистрации СМИ Эл № ФС77-66447 от 14 июля 2016 г.

Издатель: ФГБОУ ВО МГППУ

Creative Commons License

Яндекс.Метрика