Портал психологических изданий PsyJournals.ru
ОТКРЫТЫЙ ДОСТУП К НАУЧНЫМ ИЗДАНИЯМ 
Каталог изданий 68Рубрики 50Авторы 6461Ключевые слова 14983 АвторамИздателямRSS RSS
ВАК РИНЦ ВИНИТИ Web of Science EBSCO Ulrichsweb DOAJ ERIH PLUS
CrossRef

Психологическая наука и образование

Издатель: Московский городской психолого-педагогический университет

ISSN (печатная версия): 1814-2052

ISSN (online): 2311-7273

DOI: http://dx.doi.org/10.17759/pse

Издается с 1996 года

Периодичность: 4 выпуска в год

Доступ к электронным архивам: открытый

 

Проблемное поле и мир переживаний старшеклассников 334

Мещерякова И.А., кандидат психологических наук, доцент кафедры педагогической психологии МГППУ факультета психологии образования, Москва, Россия, iam_for_stud@mail.ru

Аннотация

В данной статье понятие «проблема» трактуется не как учебная задача, а как жизненная ситуация, которая затрагивает интересы личности и воспринимается как неудовлетворительная и требующая разрешения. Автор проводит критический анализ эмпирических исследований, рассматривает теоретические проблемы изучения переживаний и методы их изучения.

Ссылка для цитирования

Фрагмент статьи

Введение

В жизни каждый человек сталкивается с множеством проблем. При всей очевидности и даже тривиальности этой констатации требуется пояснить, что в данном контексте «проблема» понимается не в смысле учебной задачи, а в смысле жизненной ситуации, которая затрагивает интересы личности и воспринимается ею как неудовлетворительная и требующая разрешения. Иначе говоря, определение ситуации как проблемной означает окрашенность этой ситуации негативными переживаниями, которые могут быть более или менее длительными и интенсивными. Следовательно, диагностика таких ситуаций невозможна без оценки переживаний.

Безусловно, можно говорить не только об индивидуальных проблемах конкретных личностей, но и о более или менее типичных проблемах для разных половозрастных и статусных категорий людей (например, абитуриентов, молодоженов, родителей юношей призывного возраста, старшеклассников и др.). Как для отдельной личности, так и для определенной социальной категории, в принципе, может быть построено целое проблемное поле и связанный с ним фрагмент мира переживаний.

Что известно о проблемном поле старшеклассников
(критический анализ эмпирических исследований)

По давней традиции именно школьники, в том числе старшеклассники, выступают в роли эталонных, или нормативных, объектов исследования, чьи характеристики рассматриваются в качестве общих свойств всей возрастной категории. В связи с этим по отношению к приводимым в литературе данным в большинстве случаев выполняется неписаное правило «по умолчанию»: если речь идет вообще о подростках и ранней юности, то прежде всего подразумеваются школьники. Это дает нам право применять к старшеклассникам общие характеристики соответствующих возрастных периодов. Однако полного единства в терминологии и хронологии возрастных периодов нет. Один и тот же возраст может относиться как к ранней юности, так и к старшему подростковому периоду. К тому же если принять за условную границу между подростковым и юношеским возрастом 16-летие, то часть старшеклассников следует отнести к подросткам, а часть — к юношам. Поэтому нашей теме релевантны данные о переживаниях и проблемах как старших подростков, так и младших юношей. Постараемся, опираясь на литературные данные, выяснить фактуру их проблемного поля, все то, что вызывает у них мучительные раздумья, волнует, тревожит, беспокоит, страшит.

Литература
  1. Арямов И. А. Особенности поведения современного подростка //Педология/ Отв. ред. А. Б. Залкинд. Кн. I. M.; Л., 1928.
  2. Асмолов А. Г. Психология личности: Учебник. М., 1990.
  3. Бассин Ф. В. О развитии взглядов на предмет психологии // Вопросы психологии. 1971. № 4.
  4. Бассин Ф. В. «Значащие» переживания и проблема собственно-психологической закономерности // Вопросы психологии. 1972. № 3.
  5. Блонский П. П. Очерки детской сексуальности // Избранные педагогические и психологические сочинения: В 2 т. Т. 1. М., 1974.
  6. Божович Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте: Психологическое исследование. М., 1968.
  7. Божович Л. И., Неймарк М. С. «Значащие переживания» как предмет психологии // Вопросы психологии. 1972. № 1.
  8. Бюлер Ш. Что такое пубертатный период // Педология юности: Сб. статей под ред. И. А. Арямова. М.; Л., 1931.
  9. Василюк Ф. Е. Психология переживания. Анализ преодоления критических ситуаций. М., 1984.
  10. Выготский Л. С. Лекции по педологии. Ижевск, 1996.
  11. Выготский Л. С. Педология подростка // Собр. соч.: В 6 т. Т. 4. М., 1984.
  12. Выготский Л. С. Кризис семи лет // Собр. соч.: В 6 т. Т. 4. М., 1984.
  13. Давыдов В. В. Теория развивающего обучения. М., 1996.
  14. Дольто Ф. На стороне подростка: Пер. с фр. СПб., 1997.
  15. Жизненные ориентации старшеклассников и проблемы современного образования: Сб. науч. трудов/ Отв. ред. B. C. Собкин. М., 1990.
  16. Зеньковский В. В. О педагогическом интеллектуализме (1923) // Зеньковский В. В. Психология детства. М., 1996.
  17. Зинченко В. П. Живое знание. Самара, 1998.
  18. Зинченко В. П. К началам органической психологии. М., 1997.
  19. Кле М. Психология подростка: (Психосексуальное развитие): Пер. с фр. М., 1991.
  20. Кон И. С. Психология старшеклассника. М., 1982.
  21. Кривцова С. В. и др. Подросток на перекрестке эпох. М., 1997.
  22. Мещеряков Б. Г. Психологические проблемы антропологизации образования // Вопросы психологии. 1998. № 1.
  23. Мещеряков Б. Г. Логико-семантический анализ концепции Л. С. Выготского. — Самара, 1998.
  24. Мещеряков Б. Г., Мещерякова И. А. Введение в человекознание. М., 1994.
  25. Ремшмидт X. Подростковый и юношеский возраст. Проблемы становления личности: Пер. с нем. М., 1994.
  26. Рубинштейн М. М. Психология и педагогика юности // Рубинштейн М. М., Игнатьев В. Е. Психология, педагогика и гигиена юности. М., 1926.
  27. Рубинштейн М. М. Юность: По дневникам и автобиографическим записям. М., 1928.
  28. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. М., 1946.
  29. Смирнов В. Е. Порыв. Мечта: (Очерки по психологии юношеского возраста) // Детство и юность, их психология и педагогика: Педологический сборник / Под ред. К. Н. Корнилова, Н. А. Рыбникова. М., 1922.
  30. Фельдштейн Д. И. Психология развивающейся личности. М; Воронеж, 1996.
 
Webometrics
О проекте PsyJournals.ruЛауреат XIV национального психологического конкурса «Золотая Психея» по итогам 2012 года

© 1997–2016 Портал психологических изданий PsyJournals.ru  Все права защищены

Свидетельство регистрации СМИ Эл № ФС77-55675 от 09 октября 2013 г.

Издатель: ФГБОУ ВО МГППУ

Лауреат XIV национального психологического конкурса «Золотая Психея» по итогам 2012 года

RSS-анонсы журналов Psyjournals на facebook Группа Psyjournals Вконтакте Twitter Psyjournals
Яндекс цитирования Яндекс.Метрика