Портал психологических изданий PsyJournals.ru
Каталог изданий 95Рубрики 51Авторы 8357Ключевые слова 20470 Online-сборники 1 АвторамRSS RSS

Включен в Web of Science СС (ESCI)

ВАК

РИНЦ

Рейтинг Science Index РИНЦ 2017

1 место — направление «Психология»
2 место — направление «Народное образование. Педагогика»

31 место — общий рейтинг Science Index (3469 журналов)

5,050 — показатель журнала в рейтинге SCIENCE INDEX

1,786 — двухлетний импакт-фактор

CrossRef

Психологическая наука и образование

Издатель: Московский государственный психолого-педагогический университет

ISSN (печатная версия): 1814-2052

ISSN (online): 2311-7273

DOI: http://dx.doi.org/10.17759/pse

Лицензия: CC BY-NC 4.0

Издается с 1996 года

Периодичность: 6 выпусков в год

Доступ к электронным архивам: открытый

 

К проблеме ведущей деятельности в подросничестве 852

Поливанова К.Н., доктор психологических наук, директор, научно-исследовательский университет «Высшая школа экономики» Институт образования, центр исследований современного детства, Москва, Россия, kpolivanova@mail.ru

Аннотация

Автор выдвигает гипотезу, согласно которой деятельность проектирования является ведущей в подростковом возрасте. Под проектной деятельностью понимается такая связь замысла и реализации, в которой действующий, моделируя действительность и экспериментируя с ней, обнаруживает связь ситуации действования с собственными переживаниями и состояниями. Центром этой связи является сфера человеческих отношений.

Ссылка для цитирования

Фрагмент статьи

Деятельностный подход в отечественной психологии превратился в действенный инструмент анализа онтогенеза благодаря работам В. В. Давыдова. Разработка проблем учебной деятельности как ведущей в младшем школьном возрасте не только привела к построению теории и практики развивающего обучения, но и задала эталон анализа ведущей деятельности любого возраста. Применительно к подростковому возрасту идея ведущей деятельности конкретизирована В. В. Давыдовым в представлении об общественно значимой деятельности.

Это представление не было развито самим Василием Васильевичем, однако, рассматривая его работы по учебной деятельности, можно сделать попытку применить его к проблемам ведущей деятельности в подростничестве.

Вопрос о содержании ведущей деятельности в подростковом возрасте (11—15 лет) остается открытым. Ответ на этот вопрос предполагает помимо собственно указания на некоторую деятельность (что делали многие исследователи) прежде всего определение ее структуры, мотивов, единицы, как это было сделано относительно учебной деятельности. Именно эта работа и остается актуальной для тех деятельностей, которые принято ассоциировать со средним школьным возрастом.

Литература
  1. Возрастные и индивидуальные особенности младших подростков / Под ред. Д. Б. Эльконина, Т. В. Драгуновой. М., 1967.
  2. Давыдов В. В. Проблемы развивающего обучения. М., 1986.
  3. Лотман Ю. М. Лекции по структуральной поэтике. М., 1994.
  4. Мамардашвили М. К. Как я понимаю философию. М., 1992.
  5. Эльконин Д. Б. К проблеме периодизации психического развития в детском возрасте: Избранные психологические труды. М., 1989.
  6. Эльконин Д. Б. Послесловие // Выготский Л. С. Собр. соч.: В 6 т. Т. 4. М., 1984.
  7. Эриксон Э. Детство и общество СПб., 1996.
 
О проекте PsyJournals.ru

© 2007–2019 Портал психологических изданий PsyJournals.ru  Все права защищены

Свидетельство регистрации СМИ Эл № ФС77-66447 от 14 июля 2016 г.

Издатель: ФГБОУ ВО МГППУ

Creative Commons License

Яндекс.Метрика