Портал психологических изданий PsyJournals.ru
ОТКРЫТЫЙ ДОСТУП К НАУЧНЫМ ИЗДАНИЯМ 
Каталог изданий 96Рубрики 51Авторы 8105Ключевые слова 19793 Online-сборники 1 АвторамИздателямRSS RSS

Включен в Web of Science СС (ESCI)

ВАК

РИНЦ

Рейтинг Science Index РИНЦ 2017

1 место — направление «Психология»
2 место — направление «Народное образование. Педагогика»

31 место — общий рейтинг Science Index (3469 журналов)

5,050 — показатель журнала в рейтинге SCIENCE INDEX

1,786 — двухлетний импакт-фактор

CrossRef

Психологическая наука и образование

Издатель: Московский государственный психолого-педагогический университет

ISSN (печатная версия): 1814-2052

ISSN (online): 2311-7273

DOI: http://dx.doi.org/10.17759/pse

Лицензия: CC BY-NC 4.0

Издается с 1996 года

Периодичность: 6 выпусков в год

Доступ к электронным архивам: открытый

 

Проблема дифференциальной диагностики при отборе детей в специальные школы и классы 811

Солдатов Д.В., кандидат психологических наук, доцент Орехово-Зуевского педагогического института, Орехово-Зуево, Россия
Солдатова С.В., аспирант Психологического института РАО

Аннотация

В статье описывается экспериментальное исследование параметров дифференциальной диагностики психического недоразвития и задержанного психического развития. Результаты исследования подтверждают вывод о наличии качественных отличий в познавательной сфере детей, имеющих разные варианты психического дизонтогенеза.

Ссылка для цитирования

Фрагмент статьи

Современное развитие образования в нашей стране связано, в частности, с организацией дифференцированных форм обучения. Дифференцированное обучение предполагает наличие в одном классе учеников, сходных по своим психологическим качествам, что значительно упрощает организацию их обучения. В этих условиях важную роль приобретают вопросы отбора детей, связанные с необходимостью проведения психологической диагностики.

Особенно актуальна, сложна и ответственна работа по отбору детей в специальные классы и школы. Речь идет о так называемых коррекционных классах массовых общеобразовательных школ, в которых, по существующему положению, должны обучаться преимущественно дети с задержкой психического развития (ЗПР), и вспомогательных школах, как особом типе специальных школ для обучения умственно отсталых детей в степени дебильности.

Дифференциальная диагностика при отборе детей в специальные классы и школы осложняется тем, что дети с психическим недоразвитием (умственной отсталостью) и дети с ЗПР обнаруживают много сходных нарушений психики: недостатки восприятия, внимания, слабость памяти, конкретность мышления, недоразвитие речи, колебания работоспособности и т. п. Поэтому на основании данных о состоянии отдельных психических процессов весьма затруднительно делать однозначные выводы о характере дефекта у того или иного ребенка. Известно также, что и нормально развивающиеся дети могут обнаруживать недостатки внимания, памяти, мышления, работоспособности.

С научной точки зрения проблема дифференциальной диагностики задержанного психического развития и психического недоразвития в значительной степени решена. В многочисленных работах описаны закономерности и особенности нарушений психики у рассматриваемых категорий детей [1; 2; 5; 7; 8; 9]. Обобщив имеющиеся данные, назовем те параметры, по которым можно оценивать и сравнивать характер этих психических нарушений.

Литература
  1. Актуальные проблемы диагностики задержки психического развития детей /Под ред. К. С. Лебединской. М., 1982.
  2. Дети с задержкой психического развития/Под ред. Т. А. Власовой, В. И. Лубовского, Н. А. Цыпиной. М., 1984.
  3. Забрамная С. Д. Наглядный материал для психолого-педагогического обследования детей в медико-педагогических комиссиях. М., 1985.
  4. Иванова А. Я. Обучаемость как принцип оценки умственного развития детей. М., 1976.
  5. Лебединский В. В. Нарушения психического развития у детей. М., 1985.
  6. Лубовский В.И, Психологические проблемы диагностики аномального развития детей. М., 1989.
  7. Марковская И. Ф. Задержка психического развития: клиническая и нейропсихологическая диагностика. М., 1993.
  8. Особенности умственного развития учащихся вспомогательной школы /Под ред. Ж. И. Шиф. М., 1965.
  9. Рубинштейн С. Я. Психология умственно отсталого школьника. М., 1979.
 
О проекте PsyJournals.ruЛауреат XIV национального психологического конкурса «Золотая Психея» по итогам 2012 года

© 1997–2019 Портал психологических изданий PsyJournals.ru  Все права защищены

Свидетельство регистрации СМИ Эл № ФС77-66447 от 14 июля 2016 г.

Издатель: ФГБОУ ВО МГППУ

Лауреат XIV национального психологического конкурса «Золотая Психея» по итогам 2012 года

RSS-анонсы журналов Psyjournals на facebook Группа Psyjournals Вконтакте Twitter Psyjournals Psyjournals на Youtube
Яндекс.Метрика