Портал психологических изданий PsyJournals.ru
Каталог изданий 97Рубрики 51Авторы 8224Ключевые слова 20166 Online-сборники 1 АвторамИздателямRSS RSS

Включен в Web of Science СС (ESCI)

ВАК

РИНЦ

Рейтинг Science Index РИНЦ 2017

1 место — направление «Психология»
2 место — направление «Народное образование. Педагогика»

31 место — общий рейтинг Science Index (3469 журналов)

5,050 — показатель журнала в рейтинге SCIENCE INDEX

1,786 — двухлетний импакт-фактор

CrossRef

Психологическая наука и образование

Издатель: Московский государственный психолого-педагогический университет

ISSN (печатная версия): 1814-2052

ISSN (online): 2311-7273

DOI: http://dx.doi.org/10.17759/pse

Лицензия: CC BY-NC 4.0

Издается с 1996 года

Периодичность: 6 выпусков в год

Доступ к электронным архивам: открытый

 

О проблеме психологической адаптации школьников 928

Цылев В.Р., психолог гимназии № 6, Мурманск, Россия

Аннотация

Рассматриваемый аспект адаптации детей к школе тесно связан на начальном этапе обучения с понятием их психологической готовности. Автор считает, что адаптация ребенка к школе возможна только в том случае, если она опирается на существующие психологические особенности ребенка (его актуальный уровень развития) и проходить в зоне его ближайшего развития в направлении необходимых изменений.

Ссылка для цитирования

Фрагмент статьи

Под адаптацией детей к школе обычно понимается процесс привыкания ребенка к школьным требованиям и порядкам, к новому для него окружению, новым условиям жизни [3, с. 70]. Но ребенок в школе должен адаптироваться не только к организационной стороне школьной жизни, не только к своей новой социальной роли, но прежде всего к особенностям усвоения знаний в условиях урока. Урок характеризуется определенным типом организации учебного процесса, когда учитель строго ограничен временем, учебной программой и в большей степени вынужден ориентироваться на класс в целом, чем на настроение и состояние отдельного ученика, на его готовность воспринять и понять изучаемый материал. На практике нередки случаи, когда ребенок способен усваивать знания в привычных для него условиях при индивидуальных занятиях, но испытывает трудности в ситуации урока. Эти проблемы детей в данной статье рассматриваются как их дезадаптация к урочной системе взаимоотношений с учителем, к существующей методике преподавания на уроке, проводится анализ причин возникновения дезадаптации и путей ее коррекции.

*    *    *

Рассматриваемый аспект адаптации детей к школе тесно связан на начальном этапе обучения с понятием их психологической готовности (в определении ряда авторов). В статье «Диагностическая программа по определению психологической готовности детей 6-7 лет к школьному обучению» Н. И. Гуткина определяет психологическую готовность к школе как «необходимый и достаточный уровень развития ребенка для освоения школьной учебной программы в условиях обучения в коллективе сверстников» [2, с. 28]. Она акцентирует внимание читателей на том, что «понятие «психологическая готовность» имеет смысл только в условиях массового обучения в школе» [там же], при индивидуальном обучении преподаватель имеет возможность ориентироваться «на конкретную «зону ближайшего развития» и конкретный уровень актуального развития ребенка» [там же]. Определяемая таким образом психологическая готовность ребенка к школе фактически характеризует (в числе прочего) его способность усваивать учебный материал в условиях урока и во многом предопределяет успешность его адаптации к обычной, урочной организации учебного процесса.

Литература
  1. Выготский Л. С. Собрание сочинений: В 6 т. Т.З. М., 1983.
  2. Гуткина Н. И. Диагностическая программа по определению психологической готовности детей 6-7 лет к школьному обучению // Психологическая наука и образование. 1997. № 2.
  3. Рабочая книга школьного психолога / Под ред. И. В. Дубровиной. М., 1991.
  4. Рубинштейн С. Л. Бытие и сознание. М., 1957.
 
О проекте PsyJournals.ruЛауреат XIV национального психологического конкурса «Золотая Психея» по итогам 2012 года

© 1997–2019 Портал психологических изданий PsyJournals.ru  Все права защищены

Свидетельство регистрации СМИ Эл № ФС77-66447 от 14 июля 2016 г.

Издатель: ФГБОУ ВО МГППУ

Лауреат XIV национального психологического конкурса «Золотая Психея» по итогам 2012 года

Яндекс.Метрика