Портал психологических изданий PsyJournals.ru
Каталог изданий 94Рубрики 51Авторы 8279Ключевые слова 20372 Online-сборники 1 АвторамRSS RSS

Включен в Web of Science СС (ESCI)

ВАК

РИНЦ

Рейтинг Science Index РИНЦ 2017

1 место — направление «Психология»
2 место — направление «Народное образование. Педагогика»

31 место — общий рейтинг Science Index (3469 журналов)

5,050 — показатель журнала в рейтинге SCIENCE INDEX

1,786 — двухлетний импакт-фактор

CrossRef

Психологическая наука и образование

Издатель: Московский государственный психолого-педагогический университет

ISSN (печатная версия): 1814-2052

ISSN (online): 2311-7273

DOI: http://dx.doi.org/10.17759/pse

Лицензия: CC BY-NC 4.0

Издается с 1996 года

Периодичность: 6 выпусков в год

Доступ к электронным архивам: открытый

 

Основные идеи программы «Психологическая азбука» 910

Вачков И.В., доктор психологических наук, профессор, кафедра социальной педагогики и психологии, Московский педагогический государственный университет, Москва, Россия, igorvachkov@mail.ru

Аннотация

Содержанием представленного курса психологии для детей начальной школы является их ознакомление с основными психологическими понятиями и тренировка элементарных умений и навыков рефлексии. Главной целью программы служит развитие личности ребенка в тех пределах, которые определяются возрастными возможностями и требованиями «психологической безопасности», предохраняющими ребенка от излишней «боли самопознания».

Ссылка для цитирования

Фрагмент статьи

1. Экспериментальная программа «Психологическая азбука»
в системе начального обучения

Современное педагогическое сознание претерпевает содержательные изменения в плане отношений к педагогическому процессу и к позиции ученика в этом процессе. Маятник общепринятого мнения уже достаточно сильно отклонился от полюса «формовки» достойных членов общества (бывшая задача школы) к полюсу гуманистической точки зрения об уникальности личности каждого конкретного школьника (новая задача школы). Формула новой педагогики — «переход от установки на развивание детей к педагогической ценности саморазвития ребенка и педагога» (Г. А. Цукерман). Следует обратить внимание на использованный в указанной формуле не слишком благозвучный термин «развивание», который очень отчетливо выделяет некий «внешний» аспект понятия «развитие», акцентировавшийся в старых педагогических установках и подразумевавший синонимичность (в той или иной степени) слов «развитие» и «формирование», «управление», «ведение за собой». В результате этого в настоящее время сам термин «развитие» у некоторых исследователей начал вызывать сомнения в идеологической лояльности к подлинному гуманизму в отношении ученика. Тем более достаточно часто встречает недоумение со стороны педагогов и психологов постановка вопроса о развитии самосознания.

На наш взгляд, именно прежнее понимание «развития» как «развивания» провоцирует подобную точку зрения. Нынешняя ситуация в образовании требует иного взгляда на проблему развития: ставшее ведущим в новом педагогическом подходе понятие «саморазвитие» отнюдь не исключает воспитания (помощи, подготовки) человека, способного стать субъектом саморазвития, а делает эту проблему чрезвычайно актуальной и высвечивает ее с точки зрения создания условий для осуществления этого процесса.

Мы полагаем, что важнейшим условием, позволяющим человеку стать субъектом саморазвития, является достижение им некоторого определенного уровня развития самосознания, т. е. уровня знания о своем Я, отношения к своему Я и управления своим Я. Ведь человек должен иметь самое общее представление о том, кто (что) станет объектом (субъектом) его саморазвития, — хотя бы для того, чтобы у него возникла мотивация саморазвития.

Литература
  1. Вачков И. В. Психология для малышей, или Сказка о самой «душевной» науке. М., 1996.
  2. Вачков И. В., Лыкова И. А. Фантазируем с Фантузей (развитие воображения). М., 1995.
  3. Бачков И. В., Лыкова И. А. Фантузя-сыщик. М., 1995.
  4. Вачков И. В. Дело о похищенной клубнике (серия «Пси-Маг представляет: психология развития»). М., 1996.
  5. Вачков И. В., Попова А. Х. Программа «Психологическая азбука» (для 1 класса). Видное, 1997.
  6. Вачков И. В., Попов А. Х. Программа «Психологическая азбука» (для 2 класса).
    Москва; Видное, 1998.
  7. Давыдов В. В. Теория развивающего обучения. М., 1996.
  8. Митина Л. М. Учитель как личность и профессионал (психологические проблемы). М., 1994.
  9. Цукерман Г. А., Мастеров Б. М. Психология саморазвития. М., 1995.
 
О проекте PsyJournals.ru

© 1997–2019 Портал психологических изданий PsyJournals.ru  Все права защищены

Свидетельство регистрации СМИ Эл № ФС77-66447 от 14 июля 2016 г.

Издатель: ФГБОУ ВО МГППУ

Creative Commons License

Яндекс.Метрика