Портал психологических изданий PsyJournals.ru
Каталог изданий 96Рубрики 51Авторы 8382Ключевые слова 20536 Online-сборники 1 АвторамRSS RSS

Включен в Web of Science СС (ESCI)

ВАК

РИНЦ

Рейтинг Science Index РИНЦ 2017

1 место — направление «Психология»
2 место — направление «Народное образование. Педагогика»

31 место — общий рейтинг Science Index (3469 журналов)

5,050 — показатель журнала в рейтинге SCIENCE INDEX

1,786 — двухлетний импакт-фактор

CrossRef

Психологическая наука и образование

Издатель: Московский государственный психолого-педагогический университет

ISSN (печатная версия): 1814-2052

ISSN (online): 2311-7273

DOI: http://dx.doi.org/10.17759/pse

Лицензия: CC BY-NC 4.0

Издается с 1996 года

Периодичность: 6 выпусков в год

Доступ к электронным архивам: открытый

 

Учитель развивающего обучения глазами психолога труда 846

Горбунова М.В., психолог Центра начального образования Международной академии бизнеса и банковского дела, Тольятти, Россия
Городинская В.Ю., психолог, зам. директора Центра начального образования Международной академии бизнеса и банковского дела, Тольятти, Россия

Аннотация

Авторы статьи демонстрируют разницу в структуре труда учителя развивающего обучения и учителя, работающего по традиционным образовательным программам. Анализируется система подготовки учителей, способствующая построению предметных курсов по принципам развивающего обучения.

Ссылка для цитирования

Фрагмент статьи

С позиции психологии труда труд учителя развивающего обучения (РО) по системе Д. Б. Эльконина — В. В. Давыдова существенно отличается от труда учителя, работающего по традиционным образовательным (ТО) программам, и фактически является новой специальностью профессии «учитель».

Ниже мы подробнее раскроем психологическое содержание труда учителя РО. А сейчас только тезисно покажем разницу в структуре труда учителя РО и учителя ТО.

Переподготовка учителей для работы в системе РО осуществляется «в процессе практического решения соответствующих педагогических задач совместно с людьми, уже умеющими решать такие задачи» [1].

Проблемным, на наш взгляд, является предположение, что в результате «практического решения педагогических задач» в процессе совместной деятельности с «мастерами» «взрослые учащиеся» осваивают не только технологию и предметное содержание (средства), но и понятие «развитие» с его специфическим содержанием для теории развивающего обучения. Ситуация осложняется тем, что обучение педагогов происходит дозированно (недельный курс обучения на полугодие реальной работы), что также не способствует полноценному освоению теории и практики РО.

Мы с данной проблемой столкнулись в непосредственной работе по организации образовательной среды в комплексе «детский сад — начальная школа», где образование строится по технологии РО.

Переподготовка учителей для нашей школы была организована с максимально возможной полнотой:

  • обучение на курсах у авторов программ;
  • курирование авторами работы учителей;
  • научное руководство организацией образовательной среды — проектные семинары, согласование программ, отбор программ и т. п. (Психологический институт РАО, Международный психологический и образовательный колледж, Центр «Инновационные системы и технологии», Детский центр им. Л. А. Венгера).
Литература
  1. Давыдов В. В. Теория развивающего обучения. М., 1996.
  2. Давыдов В. В., Слободчиков В. И., Цукерман Г. А. Младший школьник как субъект учебной деятельности // Вопросы психологии. 1992. № 3 — 4.
  3. Гуружапов В. А. Развивающее обучение: чтобы урок был впрок // Управление школой. 1998. № 43.
  4. Гуружапов В. А. Реальность и мифы современной практики развивающего обучения (система Эльконина — Давыдова) // Управление школой. 1998. № 37.
  5. Карпей Ж., ван Уре Б. Дидактические модели и проблемы обучающей дискуссии // Вопросы психологии. 1993. № 4.
  6. Климов Е. А. Психология профессионала. Москва — Воронеж, 1996.
  7. Климов Е. А., Пчелинова В. В. Психология труда, инженерная психология, программы и учебные пособия курса. М., 1997.
  8. Лебедева В. П., Орлов В. А., Панов В. И. Психодидактические аспекты развивающего образования // Педагогика. 1996. № 6.
  9. Маркова А. К. Психологические критерии и ступени профессионализма учителя // Педагогика. 1995. № 6.
  10. Митина Л. М. Личностное и профессиональное развитие человека в новых социально-экономических условиях //Вопросы психологии. 1997. № 4.
  11. Митина Л. М. Учитель как личность и профессионал. М., 1994.
  12. Модель образовательного пространства «Детский сад — начальная школа» // Психологическая наука и образование. 1996. № 1.
  13. Оборина Д. В. Взаимопонимание и взаимодействие психолога и учителя // детский практический психолог. 1994, январь.
  14. Психическое развитие младших школьников / Под ред. В. В. Давыдова. М., 1990.
  15. Оценивание (развивающее обучение). Вып.1 / Под ред. В. А. Гуружапова. Тольятти, 1995.
  16. Психологическое сопровождение выбора профессии / Под ред. Л. М. Митиной. М., 1998.
  17. Репкин В.В., Репкина Н.В. Развивающее обучение: теория и практика. Томск, 1997.
  18. Репкина Г. В., Заика Е. В. Оценка уровня сформированности учебной деятельности. Томск, 1993.
  19. Фрумин И. Д. Выготский: от психологической теории развития к новому видению школы // Педагогика. 1997. № 4.
  20. Эльконин Д. Б. Избранные психологические труды. М., 1989.
Статьи по теме
 
О проекте PsyJournals.ru

© 2007–2019 Портал психологических изданий PsyJournals.ru  Все права защищены

Свидетельство регистрации СМИ Эл № ФС77-66447 от 14 июля 2016 г.

Издатель: ФГБОУ ВО МГППУ

Creative Commons License

Яндекс.Метрика