Портал психологических изданий PsyJournals.ru
Каталог изданий 94Рубрики 51Авторы 8245Ключевые слова 20238 Online-сборники 1 АвторамИздателямRSS RSS

Включен в Web of Science СС (ESCI)

ВАК

РИНЦ

Рейтинг Science Index РИНЦ 2017

1 место — направление «Психология»
2 место — направление «Народное образование. Педагогика»

31 место — общий рейтинг Science Index (3469 журналов)

5,050 — показатель журнала в рейтинге SCIENCE INDEX

1,786 — двухлетний импакт-фактор

CrossRef

Психологическая наука и образование

Издатель: Московский государственный психолого-педагогический университет

ISSN (печатная версия): 1814-2052

ISSN (online): 2311-7273

DOI: http://dx.doi.org/10.17759/pse

Лицензия: CC BY-NC 4.0

Издается с 1996 года

Периодичность: 6 выпусков в год

Доступ к электронным архивам: открытый

 

Типы и динамика развития системности мышления детей, пришедших в школу из разных образовательных сред 850

Поливанова Н.И., кандидат психологических наук, ведущий научный сотрудник ПИ РАО, Москва, Россия
Ривина И.В., кандидат психологических наук, старший научный сотрудник ПИ РАО, Москва, Россия, irinarivina@yandex.ru
Айсувакова Ю.Г., выпускница факультет «Психология образования» МГППУ, Москва, Россия
Медведева Н.К.
Поплаухина Е.Д.

Аннотация

Авторы рассматривают различные технологии дошкольного обучения и результаты диагностики развития мышления у детей-первоклассников, прошедших эти технологии. Констатируется, что дети из разных образовательных сред демонстрируют своеобразие и различие в проявлении сформированности тех или иных компонентов системности мышления и его общего уровня. Это подтверждает, что различные образовательные среды оказывают специфичное влияние на формирование интеллекта детей.

Ссылка для цитирования

Фрагмент статьи

В последние годы в нашем обществе произошли коренные политические и экономические изменения, затронувшие все сферы жизни, в том числе систему образования. Если раньше школы разделялись в основном по специализации, т. е. по более углубленному изучению какого-либо предмета, то теперь возникли радикально новые подходы к обучению и развитию детей.

Произошли перемены и в сфере дошкольного образования. На протяжении длительного времени роль и значение дошкольных воспитательных учреждений недооценивались, а их педагогический потенциал использовался не в полной мере. В настоящее время детским садам Российской Федерации предоставлена известная свобода выбора программ обучения и воспитания детей. Это сразу же привело к интенсивному созданию новых программ дошкольного воспитания. Стала особенно актуальной проблема преемственности дошкольного образования и школьного обучения. На этой основе возникает много комплексов «детский сад — школа», формируется целостное образовательное пространство, объединяющее дошкольное и школьное учреждения.

В связи с появлением большого разнообразия школ и детских садов, использующих различные учебные программы, формы и режимы обучения, особое значение приобрело влияние той или иной технологии обучения на развитие ребенка в целом и на интеллектуальное в частности.

В одной из наших работ [11] исследовались особенности умственного развития детей младшего школьного возраста, обучавшихся в начальных классах в по-разному организованных образовательных средах. У детей обнаружено существенное различие способов мыслительной деятельности, отношения к учебной работе, уровня теоретичности мышления. Получены некоторые «типовые портреты» развития мышления учащихся в разных средах. Наиболее ярко различие «портретов» проявляется на выходе из младшей школы (у учащихся III — IV классов), когда дети прошли полный курс обучения и соответствующие интеллектуальные структуры у них в достаточной мере сформировались. Сопоставление этих «портретов» дает основание судить о большей или меньшей эффективности развивающего воздействия образовательной среды конкретной начальной школы.

Литература
  1. Давыдов В. В. Проблемы развивающего обучения. М., 1986.
  2. Дневник воспитателя: развитие детей дошкольного возраста / Под ред. О. М. Дьяченко, Т. В. Лаврентьевой. М.,1996.
  3. Ефимова Л. И. Мировидение: Методическое пособие для учителей. М., 1996.
  4. Замков Л. В. К вопросу о соотношении обучения и развития / / Психологическая наука и образование. М., 1996. № 4.
  5. Зверева М. В. О системе начального обучения, направленного на общее развитие учащихся // Психологическая наука и образование. 1996. № 4.
  6. Колесникова Б. В. Развитие математического мышления у детей 5-7 лет. М.,1996.
  7. Концепция общего среднего образования как базового в единой системе непрерывного образования (проект). М.,1988.
  8. Особенности психического развития детей 6 — 7-летнего возраста / Под ред. Д. Б. Эльконина. М.,1988.
  9. Поддьяков Н.Н, Мышление дошкольника. М., 1977.
  10. Поливанова Н. И., Ривина И. В. Диагностика системного мышления детей 6 — 9 лет. М.,1995.
  11. Поливанова Н. И., Ривина И. В. Особенности развития системности мышления младших школьников в разных технологиях обучения // Психологическая наука и образование. 1998. № 2.
  12. Программа «Развитие» (основные положения). М., 1994.
Статьи по теме
 
О проекте PsyJournals.ruЛауреат XIV национального психологического конкурса «Золотая Психея» по итогам 2012 года

© 1997–2019 Портал психологических изданий PsyJournals.ru  Все права защищены

Свидетельство регистрации СМИ Эл № ФС77-66447 от 14 июля 2016 г.

Издатель: ФГБОУ ВО МГППУ

Лауреат XIV национального психологического конкурса «Золотая Психея» по итогам 2012 года

Яндекс.Метрика