Портал психологических изданий PsyJournals.ru
ОТКРЫТЫЙ ДОСТУП К НАУЧНЫМ ИЗДАНИЯМ 
Каталог изданий 96Рубрики 51Авторы 8013Ключевые слова 19561 Online-сборники 1 АвторамИздателямRSS RSS

Включен в Web of Science СС (ESCI)

ВАК

РИНЦ

Рейтинг Science Index РИНЦ 2017

1 место — направление «Психология»
2 место — направление «Народное образование. Педагогика»

31 место — общий рейтинг Science Index (3469 журналов)

5,050 — показатель журнала в рейтинге SCIENCE INDEX

1,786 — двухлетний импакт-фактор

CrossRef

Психологическая наука и образование

Издатель: Московский государственный психолого-педагогический университет

ISSN (печатная версия): 1814-2052

ISSN (online): 2311-7273

DOI: http://dx.doi.org/10.17759/pse

Лицензия: CC BY-NC 4.0

Издается с 1996 года

Периодичность: 6 выпусков в год

Доступ к электронным архивам: открытый

 

Возможности и ограничения коммуникативной компетенции подростков 992

Божович Е.Д., кандидат психологических наук, профессор кафедры педагогической психологии факультета "психология образования" Московского городского психолого-педагогического университета, Москва, Россия
Шеина Е.Г., старший научный сотрудник, отдел психолого-педагогической экспертизы игр и игрушек, ФГБОУ ВО МГППУ, Москва, Россия, leshgp@gmail.com

Аннотация

В статье говориться о возможности раскрытия личности говорящего посредствам анализа его речи с учетом лексических нюансов, а также дополнительной информации получаемой от мимики и жестов. В этой связи особый интерес представляет изучение поведение детей подросткового возраста, их потребностей в признании коллективам и самоутверждение среди окружающих, выраженное в речевых высказываниях. Также приведены результаты детального исследования того, как подростки решают коммуникативные задачи.

Ссылка для цитирования

Фрагмент статьи

В 80-х гг. на стыке психологии и лингвистики возникло понятие «языковая личность», которое определяется как «совокупность способностей и характеристик человека, обусловливающих создание и воспроизведение им речевых произведений (текстов), которые различаются: а) степенью структурно-языковой сложности, б) глубиной и точностью отражения действительности, в) определенной целевой прагматической направленностью» [5, с. 3]. В структуре языковой личности выделяются три уровня:

  • вербально-семантический (владение языком и знанием о языке);
  • когнитивный (картина мира, отражающая иерархию ценностей субъекта);
  • прагматический (цели, мотивы, интересы, установки).

Перефразируя известное положение «За каждым текстом стоит система языка», соответствующее взглядам Ф. де Соссюра, Ю.Н. Караулов формулирует исходный тезис теории языковой личности: «За каждым текстом стоит языковая личность» [5, с. 3, 5].

Возможность через текст проникнуть в личность говорящего, его индивидуальные особенности связана прежде всего с третьим уровнем ее анализа, который представляет особый интерес для психологии общения. В последней существенное место занимает понятие и феномен коммуникативной компетенции, многоплановой способности устанавливать и поддерживать необходимые контакты с другими людьми (Г. М. Андреева, Я. Яноушек, 1987).

Содержание этого понятия различается в зависимости от позиции автора. Так, например, при междисциплинарном подходе, предлагаемом Л. Л. Федоровой, ядром коммуникативной компетенции является механизм речевой коммуникации, в основе которого лежат социальные взаимодействия, реализующие социальные отношения. Данный механизм описывается на двух уровнях: поверхностном — коммуникативном, на котором собеседники представлены по их активности в диалоге, и глубинном — социологическом, на котором собеседники рассматриваются в качестве носителей определенных социальных ролей. Собственно «коммуникативный компонент коммуникативной компетенции индивида» представляет собой в этой модели систему функций языковых средств общения таких, как установление и поддержание контакта, передача сообщения, выражение эмоциональных реакций и социальных отношений, а также личного отношения к собеседнику и предмету разговора путем выбора формы высказывания и др. [13, с. 224]. Последнее пересекается с содержанием понятия «языковая личность», но в рамках этой теории не рассматриваются возможность и конкретные особенности проникновения через речь в личность говорящего.

Литература
  1. Бодалев А. А. Формирование понятия о другом человеке как личности. М 1970.
  2. Божович Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М., 1968.
  3. Божович Е. Д. Развитие языковой компетенции школьников: Проблемы и подходы // Вопросы психологии. 1997 № 1.
  4. Божович Б. Д., Панушкин В.Г, Организация совместного исследования психологов-педагогов и учителей школ // Психологическая служба в школе / Под ред. И. В. Дубровиной. М., 1984.
  5. Караулов Ю. Н. Предисловие//Язык и личность / Под ред. Д. Н. Шмелева. М., 1989.
  6. Лакин Г. Ф. Биометрия. М., 1980.
  7. Леонтьев А. А. Психология общения. Тарту, 1974.
  8. Лурия А. Р. Язык и сознание. М., 1979.
  9. Неймарк М. С. Направленность личности и аффект неадекватности у подростков // Изучение мотивации детей и подростков / Под ред. Л. И. Божович, Л. В. Благонадежиной. М. 1972.
  10. Немов Р. С. Психология. М., 1995. Т.З.
  11. Общение и оптимизация совместной деятельности / Под ред. Г. М. Андреевой, Я. Яноушека. М., 1987.
  12. Семенов В. Е. Метод изучения документов в социально-психологических исследованиях. Л., 1986.
  13. Федорова Л. Л. К построению модели коммуникативной компетенции // Проблемы организации речевого общения / Под ред. Е. Ф. Тарасова. М., 1981.
  14. Цыбенова Н. Ч. Потребность в самоутверждении у подростков // Проблемы формирования социогенных потребностей: Материалы 1-й Всесоюзной конференции
    (4-6 ноября 1974). Тбилиси, 1974.
  15. Ядов В. А. Методология и процедуры социологического исследования. Тарту, 1986.
Статьи по теме:
 
О проекте PsyJournals.ruЛауреат XIV национального психологического конкурса «Золотая Психея» по итогам 2012 года

© 1997–2019 Портал психологических изданий PsyJournals.ru  Все права защищены

Свидетельство регистрации СМИ Эл № ФС77-66447 от 14 июля 2016 г.

Издатель: ФГБОУ ВО МГППУ

Лауреат XIV национального психологического конкурса «Золотая Психея» по итогам 2012 года

RSS-анонсы журналов Psyjournals на facebook Группа Psyjournals Вконтакте Twitter Psyjournals Psyjournals на Youtube
Яндекс.Метрика