Портал психологических изданий PsyJournals.ru
ОТКРЫТЫЙ ДОСТУП К НАУЧНЫМ ИЗДАНИЯМ 
Каталог изданий 69Рубрики 51Авторы 6565Ключевые слова 15318 АвторамИздателямRSS RSS
ВАК РИНЦ ВИНИТИ Web of Science EBSCO Ulrichsweb DOAJ ERIH PLUS
CrossRef

Психологическая наука и образование

Издатель: Московский государственный психолого-педагогический университет

ISSN (печатная версия): 1814-2052

ISSN (online): 2311-7273

DOI: http://dx.doi.org/10.17759/pse

Издается с 1996 года

Периодичность: 4 выпуска в год

Доступ к электронным архивам: открытый

 

Учитель на рубеже веков: психологические проблемы 532

Митина Л.М., доктор психологических наук, зав. Лабораторией психологии профессионального развития личности ПИ РАО, mitinalm@mail.ru

Аннотация

В статье рассмотрено значение обучения и роль учителя в системе образования. Характеристика труда учителя, виды адаптации учителя в обучении и становление его творческого Я, стадии учительской деятельности и его профессиональной пригодности. Основная проблема: изменится ли отношение к учителю в будущем, благодаря действию объективных законов развития общества.

Ссылка для цитирования

Фрагмент статьи

На рубеже веков, на рубеже тысячелетий хочется верить, что наступит день, когда о прогрессе нации будут судить не по ее военной мощи, а по процветанию ее народа, уровню здравоохранения и образования, по тем мерам, которые принимаются для защиты умственного и физического развития подрастающего поколения, по тому положению, которое занимает учитель в обществе.

Изменится ли отношение к учителю в будущем благодаря действию объективных законов развития общества или этим процессом можно целенаправленно управлять?

При анализе динамики общественного мнения о роли образования удалось установить закон периодической смены настроений в обществе по отношению к образованию (Д. Лотон, 1987). В странах Северной Америки и Европы оптимум в отношении образования наблюдался после второй мировой войны, особенно в 50 — 60-е гг., когда люди жили надеждами на будущее. В конце 60-х гг. наступил период разочарования. Как следствие — возникло более критическое отношение к системе образования и повысились требования к отдаче от вкладываемых в образование средств.

Критическое отношение к системе образования может выражаться в обвинениях по поводу снижения уровня обучения или его эффективности. На этой стадии обычно создаются так называемые группы давления, обработки общественного мнения. Требования качества обучения и отдачи вложенных средств становятся лейтмотивом многочисленных выступлений политических деятелей по вопросам образования. В результате этого системе образования могут быть навязаны различные формы контроля: проверка в виде экзаменов, отчетность и аттестация учителей, новые учебные программы.

В соответствии с отмеченным выше законом обнаруживается периодическая смена моделей управления образованием.

На стадии оптимизма образование считается полезным, на учителей смотрят как на добровольных распространителей культуры, профессия учителя воспринимается как нужная, а компетентность учителей обычно не ставится под сомнение. Возникает тенденция к расширению функций учителя. Помимо ответственности за развитие учебно-познавательных способностей детей на него может быть возложена задача социального и эмоционального воспитания. Кроме того, может утвердиться более либеральный стиль преподавания.

Литература
  1. Вербицкий А. А. Некоторые теоретико-методологические основания необходимости разработки психологии образования как новой ветви психологической науки // Проблемы психологии образования. М., 1992.
  2. Лотон Д. Учитель в меняющемся мире // Перспектива. 1987. № 4.
  3. Маркова А. К. Психология труда учителя. М., 1993.
  4. Митина Л. М. Психологические аспекты труда учителя: Учеб. пособие. Тула, 1991.
  5. Митина Л. М. Учитель как личность и профессионал (психологические проблемы). М., 1994.
  6. Митина Л. М. Психология профессионального развития учителя. М., 1998.
  7. Митина Л. М. Управлять или подавлять: выбор стратегии профессиональной жизнедеятельности педагога. М., 1999.
  8. Рубинштейн С. Л. Проблемы общей психологии. М., 1976.
  9. Слободчиков В. И. Развитие субъективной реальности в онтогенезе: Автореф. дис. докт. психол. наук. М., 1994.
  10. Festinger L.A Theory of Cognitive Dissonance. Palo Alto, California, 1962.
  11. Maslow A. Toward a Psychology of Being. N.Y., 1968.
По этой теме ищут:

Бадмаев Б.Ц. Психология в работе учителя.

 
Webometrics
О проекте PsyJournals.ruЛауреат XIV национального психологического конкурса «Золотая Психея» по итогам 2012 года

© 1997–2016 Портал психологических изданий PsyJournals.ru  Все права защищены

Свидетельство регистрации СМИ Эл № ФС77-66447 от 14 июля 2016 г.

Издатель: ФГБОУ ВО МГППУ

Лауреат XIV национального психологического конкурса «Золотая Психея» по итогам 2012 года

RSS-анонсы журналов Psyjournals на facebook Группа Psyjournals Вконтакте Twitter Psyjournals
Яндекс цитирования Яндекс.Метрика