Портал психологических изданий PsyJournals.ru
Каталог изданий 95Рубрики 51Авторы 8357Ключевые слова 20470 Online-сборники 1 АвторамRSS RSS

Включен в Web of Science СС (ESCI)

ВАК

РИНЦ

Рейтинг Science Index РИНЦ 2017

1 место — направление «Психология»
2 место — направление «Народное образование. Педагогика»

31 место — общий рейтинг Science Index (3469 журналов)

5,050 — показатель журнала в рейтинге SCIENCE INDEX

1,786 — двухлетний импакт-фактор

CrossRef

Психологическая наука и образование

Издатель: Московский государственный психолого-педагогический университет

ISSN (печатная версия): 1814-2052

ISSN (online): 2311-7273

DOI: http://dx.doi.org/10.17759/pse

Лицензия: CC BY-NC 4.0

Издается с 1996 года

Периодичность: 6 выпусков в год

Доступ к электронным архивам: открытый

 

О роли направленности личности в успешности учения детей 837

Каневская М.Е., кандидат психологических наук, старший научный сотрудник ПИ РАО, Москва, Россия

Аннотация

Автор предлагает новый подход к изучению ведущей характеристики личности – направленности – через описание ценностно-смысловых образований личности. Такой подход помогает понять смысл отдельных индивидуальных проявлений ребенка, поскольку он позволяет реконструировать мир ценных, значимых для ребенка содержаний, предметов и явлений окружающей действительности. Данный подход дает более продуктивные возможности при реализации индивидуального подхода в обучении.

Ссылка для цитирования

Фрагмент статьи

Традиционно в реальной практике представления педагога об индивидуальных особенностях учеников сводятся, как правило, к набору определенных черт. Они складываются у учителя интуитивно или более или менее сознательно в результате постоянного общения и взаимодействия с учащимися. Причем набор черт определяется, с одной стороны, реальными требованиями учебного процесса (учебные планы, программы обучения, требования администрации и др.), а с другой — индивидуальными особенностями и педагогическим стажем учителя (профессиональная компетенция, опыт работы, стиль педагогического общения и т. д.). Проблема индивидуальных особенностей детей встает перед учителем обычно или в связи с успеваемостью ученика, его дисциплиной, или из-за конфликтов со сверстниками. Поэтому и набор характеристик, используемых учителем, как правило, стандартен и ограничен: способный — неспособный, сообразительный — тупой, внимательный — рассеянный, организованный — расхлябанный, послушный — непослушный, быстрый — медлительный, трудолюбивый — ленивый, дружелюбный — агрессивный и т. п. Чаще всего учитель отмечает индивидуальные особенности тех детей, которые доставляют ему больше всего хлопот. Ученики тихие, средние, неприметные обычно выпадают из его поля зрения. И это понятно — распространять на них «индивидуальный подход» нет особой необходимости. Итак, общие представления об индивидуальных особенностях детей у учителя вроде бы есть. Однако реально они мало помогают ему в понимании ребенка как личности со своим внутренним миром.

Литература
  1. Божович Л. И. Проблема развития мотивационной среды ребенка // Изучение мотивации поведения детей и подростков. М., 1972.
  2. Каневская М. Е. Основные типы и психологические особенности направленности личности: Канд. дис. М., 1985.
  3. Каневская М. Е. Направленность личности детей младшего школьного возраста: Проблема и метод изучения // Проблемы психодиагностики, обучения и развития школьников. М., 1985.
  4. Неймарк М. С. Направленность личности и аффект неадекватности у подростков // Изучение мотивации поведения детей и подростков. М., 1972.
  5. Опыт системного изучения психики детей / Под ред. Н. И. Непомнящей. М., 1975.
  6. Психологический словарь / Под ред. А. В. Петровского, М. Г. Ярошевского. Ростов н/Д, 1998.
  7. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. М., 1946.
 
О проекте PsyJournals.ru

© 2007–2019 Портал психологических изданий PsyJournals.ru  Все права защищены

Свидетельство регистрации СМИ Эл № ФС77-66447 от 14 июля 2016 г.

Издатель: ФГБОУ ВО МГППУ

Creative Commons License

Яндекс.Метрика