О роли направленности личности в успешности учения детей

792

Аннотация

Автор предлагает новый подход к изучению ведущей характеристики личности – направленности – через описание ценностно-смысловых образований личности. Такой подход помогает понять смысл отдельных индивидуальных проявлений ребенка, поскольку он позволяет реконструировать мир ценных, значимых для ребенка содержаний, предметов и явлений окружающей действительности. Данный подход дает более продуктивные возможности при реализации индивидуального подхода в обучении.

Общая информация

Рубрика издания: Психология развития (Возрастная психология)

Для цитаты: Каневская М.Е. О роли направленности личности в успешности учения детей // Психологическая наука и образование. 2000. Том 5. № 1.

Фрагмент статьи

Традиционно в реальной практике представления педагога об индивидуальных особенностях учеников сводятся, как правило, к набору определенных черт. Они складываются у учителя интуитивно или более или менее сознательно в результате постоянного общения и взаимодействия с учащимися. Причем набор черт определяется, с одной стороны, реальными требованиями учебного процесса (учебные планы, программы обучения, требования администрации и др.), а с другой — индивидуальными особенностями и педагогическим стажем учителя (профессиональная компетенция, опыт работы, стиль педагогического общения и т. д.). Проблема индивидуальных особенностей детей встает перед учителем обычно или в связи с успеваемостью ученика, его дисциплиной, или из-за конфликтов со сверстниками. Поэтому и набор характеристик, используемых учителем, как правило, стандартен и ограничен: способный — неспособный, сообразительный — тупой, внимательный — рассеянный, организованный — расхлябанный, послушный — непослушный, быстрый — медлительный, трудолюбивый — ленивый, дружелюбный — агрессивный и т. п. Чаще всего учитель отмечает индивидуальные особенности тех детей, которые доставляют ему больше всего хлопот. Ученики тихие, средние, неприметные обычно выпадают из его поля зрения. И это понятно — распространять на них «индивидуальный подход» нет особой необходимости. Итак, общие представления об индивидуальных особенностях детей у учителя вроде бы есть. Однако реально они мало помогают ему в понимании ребенка как личности со своим внутренним миром.

Литература

  1. Божович Л. И. Проблема развития мотивационной среды ребенка // Изучение мотивации поведения детей и подростков. М., 1972.
  2. Каневская М. Е. Основные типы и психологические особенности направленности личности: Канд. дис. М., 1985.
  3. Каневская М. Е. Направленность личности детей младшего школьного возраста: Проблема и метод изучения // Проблемы психодиагностики, обучения и развития школьников. М., 1985.
  4. Неймарк М. С. Направленность личности и аффект неадекватности у подростков // Изучение мотивации поведения детей и подростков. М., 1972.
  5. Опыт системного изучения психики детей / Под ред. Н. И. Непомнящей. М., 1975.
  6. Психологический словарь / Под ред. А. В. Петровского, М. Г. Ярошевского. Ростов н/Д, 1998.
  7. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. М., 1946.

Информация об авторах

Каневская М.Е., кандидат психологических наук, старший научный сотрудник ПИ РАО, Москва, Россия

Метрики

Просмотров

Всего: 1447
В прошлом месяце: 1
В текущем месяце: 3

Скачиваний

Всего: 792
В прошлом месяце: 1
В текущем месяце: 1