Портал психологических изданий PsyJournals.ru
Каталог изданий 97Рубрики 51Авторы 8206Ключевые слова 20121 Online-сборники 1 АвторамИздателямRSS RSS

Включен в Web of Science СС (ESCI)

ВАК

РИНЦ

Рейтинг Science Index РИНЦ 2017

1 место — направление «Психология»
2 место — направление «Народное образование. Педагогика»

31 место — общий рейтинг Science Index (3469 журналов)

5,050 — показатель журнала в рейтинге SCIENCE INDEX

1,786 — двухлетний импакт-фактор

CrossRef

Психологическая наука и образование

Издатель: Московский государственный психолого-педагогический университет

ISSN (печатная версия): 1814-2052

ISSN (online): 2311-7273

DOI: http://dx.doi.org/10.17759/pse

Лицензия: CC BY-NC 4.0

Издается с 1996 года

Периодичность: 6 выпусков в год

Доступ к электронным архивам: открытый

 

Личностные особенности матери и школьная готовность ребенка: сравнительный анализ двух популяций 1020

Марютина Т.М., доктор психологических наук, профессор, зав. кафедрой, кафедра дифференциальной психологии и психофизиологии Института психологии им. Л.С.Выготского Российского государственного гуманитарного университете РГГУ, Москва, Россия, T.M.Mariutina@rambler.ru
Ермолаев О.Ю., кандидат психологических наук, доцент Университета Российской академии образования
Мункоев А.К., кандидат биологических наук, муниципальная средняя школа № 1, Улан-Удэ, Россия

Аннотация

Методическую основу данного исследования составляет сравнительный анализ индивидуально-психологических особенностей детей 6-7 лет и их родителей из двух популяций – московской и бурятской. Исследование проводилось в обычных муниципальных школах. Полученные результаты выявили особенности стилей родительского отношения к детям. С помощью регрессионного анализа показано, что возможно прогнозировать индивидуальные особенности школьной готовности ребенка на основе личностных факторов матери.

Ссылка для цитирования

Фрагмент статьи

В психологии в последние десятилетия формируется новый, комплексный подход, ориентированный на изучение закономерностей психического развития и поведения человека (ребенка и взрослого) в реальной жизненной среде. Этот подход пока не получил общепринятого наименования и обозначается как «психология жизненной среды» [2], «экология детства» [5; 6], а область в целом обозначается как «экологическая психология» или «экопсихология» [1; 12] и др. Экопсихология формируется как междисциплинарная область знаний об общепсихологических закономерностях развития и поведения человека в окружающей его среде (физической, природной, социальной, образовательной и др.) и его взаимодействий с ней (как в целом, так и с отдельными ее объектами или их паттернами).

Более того, судя по материалам XV конференции Международного общества по изучению развития поведения (ISSBD) (XV Biennial ISSBD Meetings, 1998), подавляющее большинство проблем возрастной психологии в настоящее время, Во-первых, формулируется с учетом особенностей социокультурного контекста, а во-вторых, включает сравнительный анализ изучаемых явлений в разных культурных сообществах странах.

Наиболее ярко данная стратегия представлена, например, в международной программе по изучению родителей, детей и школ (ISPCS), которая реализуется в семи странах. В рамках этой программы проводится сопоставление родительских имплицитных этнически обусловленных представлений о роли семьи и сетях социальной и психологической поддержки, о личности, темпераменте ребенка, поведенческих проблемах и условиях, которые обеспечивают успешность школьного обучения. В кросс — культурном контексте обсуждаются проблемы дома и домашней среды, особенности родительского воспитания, способность родителей оценивать компетентность детей и многие другие проблемы. Очевидно, что такой тип организации исследований позволяет глубже проникнуть в содержание изучаемого психического явления.

Литература
  1. Дерябо С. Д., Ясвин В. А. Экологическая педагогика и психология. Ростов н/Д,1996.
  2. Ковалев Г. А. Психическое развитие ребенка и жизненная среда // Вопросы психологии. 1993. № 1.
  3. Лидерс А. Г., Колесников В. Г. Тест школьной зрелости. Обнинск, 1992.
  4. Мургулец Л. В. Социально-психологическая диагностика личности. Л., 1988.
  5. Панов В. И. Общие методологические проблемы экопсихологии детства // Учителю об экологии детства. М., 1995.
  6. Панов В. И. Состояние и проблемы экологической психологии // Психологическая наука и образование. 1998. № 1.
  7. Равич-Щербо И. В., Марютина Т. М., Трубников В. И., Белова Е. С., Кириакиди Э. Ф. Психологические предикторы индивидуального развития // Вопросы психологии. 1996. № 2.
  8. Романова В. Исследование взаимодействия матери и ребенка раннего возраста в различных социокультурных средах: Автореф. канд. дис. М., 1999.
  9. Санчес М. Сравнительный анализ социокультурной ситуации развития дошкольников в России и Эквадоре: Автореф. канд. дис. М., 1994.
  10. Трубников В. И., Алфимова М. В. Наследуемость психологических признаков в семьях больных шизофренией и их использование для оценки риска заболевания // Генетика. 1994. Т. 30. № 5.
  11. Черноушек В. Психология жизненной среды. М., 1989.
  12. XY Biennial ISSBD Meetings. Abstracts. Berne, Switzeland, 1988.
  13. PawlikK., Stapf K. H. Okoligische Psychologie: Entwicklung, Perspective und Autbaueines Forschungsprogramms // Umwelt und Verhalten. Bern, 1992.
 
О проекте PsyJournals.ruЛауреат XIV национального психологического конкурса «Золотая Психея» по итогам 2012 года

© 1997–2019 Портал психологических изданий PsyJournals.ru  Все права защищены

Свидетельство регистрации СМИ Эл № ФС77-66447 от 14 июля 2016 г.

Издатель: ФГБОУ ВО МГППУ

Лауреат XIV национального психологического конкурса «Золотая Психея» по итогам 2012 года

RSS-анонсы журналов Psyjournals на facebook Группа Psyjournals Вконтакте Twitter Psyjournals Psyjournals на Youtube
Яндекс.Метрика