Портал психологических изданий PsyJournals.ru
Каталог изданий 94Рубрики 51Авторы 8279Ключевые слова 20372 Online-сборники 1 АвторамRSS RSS

Включен в Web of Science СС (ESCI)

ВАК

РИНЦ

Рейтинг Science Index РИНЦ 2017

1 место — направление «Психология»
2 место — направление «Народное образование. Педагогика»

31 место — общий рейтинг Science Index (3469 журналов)

5,050 — показатель журнала в рейтинге SCIENCE INDEX

1,786 — двухлетний импакт-фактор

CrossRef

Психологическая наука и образование

Издатель: Московский государственный психолого-педагогический университет

ISSN (печатная версия): 1814-2052

ISSN (online): 2311-7273

DOI: http://dx.doi.org/10.17759/pse

Лицензия: CC BY-NC 4.0

Издается с 1996 года

Периодичность: 6 выпусков в год

Доступ к электронным архивам: открытый

 

Декоративно-прикладное искусство как система опосредствования развития детей обских финно-угров 1225

Тагирова М.С., психолог, Лянтор, Россия
Хозиев В.Б., доктор психологических наук, зав. кафедрой клинической психологии, ГБОУ ВПО «Международный университет “Дубна”», Дубна, Россия, v_hoziev@mail.ru

Аннотация

В статье описывается пилотажное исследование, проведенное в хантыйском детском интернате. Его результаты убедительно демонстрируют объемную психологическую феноменологию декоративно-прикладного искусства. Декоративно-прикладное искусство является центральным моментом менталитета обских финно-угров, объединяющим их в самостоятельную общность и регулирующим поведение и сознание.

Ссылка для цитирования

Фрагмент статьи

Более столетия в гуманитарные дисциплины в разных формах буквально вторгается этническая проблематика, пересортировывая уже более или менее установившиеся понятия и раскрывая в них новое содержание. В самом деле, внешне наблюдаемые синкретизм и эвристичность этнической действительности не могут оставаться не замеченными теми разделами человековедения, которые претендуют на систематичность. Наряду с исследовательскими задачами раскрытия общего и особенного в культурном обиходе различных этнических общностей существует острая, во многих случаях неотложная необходимость поиска достойных форм события «коренных» народов с иными, техногенными формами культуры и оперативного решения практических психологических задач по установлению минимальных культурных средств, которыми, например, располагает ребенок, пришедший в интернат в возрасте 6 — 8 лет с родового стойбища обских финно-угров.

Особое место в ряду этих средств занимает декоративно-прикладное искусство (ДПИ), которое теснейшим образом связано, точнее, органично вырастает из привычного, укоренившегося бытового уклада народа. ДПИ народов, в частности обских финно-угров — ханты и манси (сработанные и украшенные вручную предметы кочевого охотничьего быта, одежда, обувь, украшения, транспортные средства, утварь и т. д.), справедливо рассматриваются ныне не как отживающие свое время предметы ведения хозяйства, а как полифункциональные, конституирующие одновременно менталитет (по Л. Февру) и утилитарное пользование, как красивые, мастерски и сообразно назначению выполненные вещи, в которых проявились народные таланты и художественная культура, технология и самосознание этноса, личность автора и общественная норма. ДПИ никогда не ограничивало свои функции только утилитарно-оформительскими (декоративными). Какую бы сторону жизни обских угров ни рассматривать, везде можно увидеть два взаимовлияния: жизни на искусство и искусства на жизнь [3; 7; 10]. В этом «вдыхании и выдыхании» искусства ощутимо прослеживаются ритм мышления народа, его магичность и «пралогичность», мировоззрение и система межличностных отношений, воспитательные устои и этические приоритеты. То, каким образом эти прошедшие горнило художественного осмысления знаки воздействуют на становящееся поколение этнической общности, и составляет объект нашего исследования.

Литература
  1. Гегель Г. В. Ф. Эстетика. Т. 1. М., 1968.
  2. Каплан Н. И. Народное декоративно-прикладное искусство Крайнего Севера и Дальнего Востока. М., 1980.
  3. Карьялайнен К. Ф. Религия югорских народов. Т. 1, 2 / Пер. Н. В. Лукиной. Томск, 1994 — 1995.
  4. Кон И. С. Ребенок и общество: Историко-этнографическая перспектива. М., 1988.
  5. Кулимзин В. М., Лукина Н. В. Знакомьтесь: ханты. Новосибирск, 1992.
  6. Лукач Д. Своеобразие эстетического. Т. 2. М., 1985.
  7. Лукина Н. В. Формирование материальной культуры ханты. Томск, 1985.
  8. Лурия А. Р. Об историческом развитии познавательных процессов. М., 1974.
  9. Мифы, предания, сказки хантов и манси / Сост. Н. В. Лукина М., 1990.
  10. Обряды, обычаи, поверья: Сб. статей / Сост. Ю. Л. Мандрик, предисл. Н. А. Рогачевой. Тюмень, 1997.
  11. Прыткова Н. Ф. Одежда хантов. М.; Л., 1995.
  12. Ромбандеева Е. И. История манси и его духовной культуры. Сургут, 1993.
  13. Соколова З. П. Обские угры (ханты и манси). М., 1994.
  14. Соколова З. П. Путешествие в Югру. М., 1982.
  15. Соколова З. П. Этническая история народов Севера. М., 1989.
  16. Тагирова М. С. Психологический феномен прикладного искусства у финно-угров: У истоков исследования // Психология в образовании. Вып. 2. СурГУ, 1996.
  17. Тагирова М. С., Хозиев В. Б. Психологический феномен прикладного искусства у финно-угров // Социокультурная динамика Ханты-Мансийского автономного округа: Сб. тез. к Всерос. науч.-практ. конф. Ч. 1. Сургут, 1998.
  18. Эльконин Д. Б. Психология игры. М., 1978.
 
О проекте PsyJournals.ru

© 1997–2019 Портал психологических изданий PsyJournals.ru  Все права защищены

Свидетельство регистрации СМИ Эл № ФС77-66447 от 14 июля 2016 г.

Издатель: ФГБОУ ВО МГППУ

Creative Commons License

Яндекс.Метрика